Программа дополнительного образования "Букварик"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Программа «Букварик» предназначена для воспитанников подготовительной к школе группы – от 6 до 7 лет и разработана с учетом их возрастных, психологических особенностей.
Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_bukvarik.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Умение читать сегодня становится одним из главных требований подготовки ребёнка к школе. Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку, осваивать ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику. Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.Таким образом, необходимость более раннего обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребёнка.
Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Задачи программы:
1. развивающие:
- развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления;
- развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями;
- сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
2. образовательные:
- обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- закрепление умения проводить звуковой анализ;
- определение количества слова в предложении и составление предложений;
3. воспитательные:
- формирование интереса и любви к чтению;
- воспитание аккуратности, старательности, коммуникабельности, любознательности.
За основу программы «Букварик» взята авторская методика Шумаевой Д.Г. и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. В основе обучения дошкольников чтению по данным методикам лежит слоговой принцип. Слог выступает в качестве единицы чтения. Задания даются от простого к сложному, от звука к букве - освоение грамоты путём формирования фонетического восприятия и слуха.
Программа «Букварик» предназначена для воспитанников подготовительной к школе группы – от 6 до 7 лет и разработана с учетом их возрастных, психологических особенностей.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Занятия осуществляются 1 раз в неделю, продолжительность занятий 30 минут. Общее годовое количество часов – 32. Занятия проводятся с октября по май месяц учебного года.
2. Планируемые результаты
- Уметь чисто и правильно произносить звуки родного языка;
- Уметь различать понятия «звук», и «буква»;
- Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
- Определять место звука в слове;
- Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
- Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
- Понимать и использовать в речи термин «предложение» составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку;
3. Содержание программы
Содержание Программы разработано с учётом преемственности дошкольного и начального общего образования:
- знакомство с буквой и звуком;
- характеристика звука;
- изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определённой группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные);
- чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;
- выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией);
- обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;
- работа над лексическим значением слов;
- слушание стихотворений, сказок;
- выполнение заданий на классификацию;
- игры со словами (разгадывание загадок, шуток, чтение слов в разных направлениях);
- составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте;
- пальчиковые игры;
- анализ и синтез графических букв;
- подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты);
- работа с книгой.
Совершенствование навыков чтения происходит в играх различной сложности и направленности. Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Игровые технологии позволяют:
- поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
- создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
- вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
- позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
-доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности;
- повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры.
Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. На занятиях используются элементы лепки, рисования и аппликации.
Принципы построения программного содержания:
-От простого – к сложному.
-Доступность содержания программного материала.
-Систематичность и последовательность программного материала.
-Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
-Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.
Форма организации занятий: групповая
Общее количество: 32 занятия
Режим занятий:
Группа | Количество детей в подгруппе | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год | Продолжительность одного занятия |
Подготовительная группа | 10 человек | 1 | 32 | 30 минут |
Расписание занятий:
День недели | Время |
Четверг | 15.30 – 16.00 |
Структура занятий:
1.Артикуляционная гимнастика или разминка.
2.Фронтальная работа на фланелеграфе с азбукой большого
формата и магнитной азбукой.
3.Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры.
4.Физкультминутка.
5. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (работа с загадками и пр.).
6. Всевозможные игры и упражнения.
7. Итоги.
Примечания: 1. Структуру занятий можно изменять в зависимости от материала.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема | Количество минут |
1. | 06.10 | Гласные звуки [А, У, О]. | 30 |
2. | 13.10. | Согласный звук [М ,М'], буква М. Закрепление. | 30 |
3. | 20.10 | Согласные звуки[С, С']. Буква С. | 30 |
4. | 27.10 | Согласные X (X'). | 30 |
5. | 03.11. | Закрепление звуков [А, У, О, М, С, X]. | 30 |
6. | 10.11. | Звук [Ш], буква Ш.Сопоставление звуков С - Ш. Анализ слогов ША, ШО, ШУ, СА, СО,СУ. | 30 |
7. | 17.11. | Согласные звуки[Л, Л'], буква Л. Обобщение предыдущего. | 30 |
8. | 24.11 | Гласный звук [Ы]. | 30 |
9. | 01.12. | Согласные звуки [Н, Н'], Буква Н. | 30 |
10. | 08.12. | Согласные звуки [Р, Р']. Буква Р. Сопоставление звуков Р- Л. | 30 |
11. | 15.12. | Согласные звуки [К, К']. Буква К. | 30 |
12. | 22.12. | Согласные звуки [П,П']. Буква П. | 30 |
13. | 29.12. | Согласные звуки [Т, Т']. Буква Т. Сопоставление звуков Т - Д. | 30 |
14. | 12.01. | Согласные звуки [ К, К'], [П, П'], [Т, Т']. Закрепление. | 30 |
15. | 19.01. | Гласный звук [И]. | 30 |
16. | 26.01 | Согласные звуки[В, В'], буква В. | 30 |
17. | 02.02. | Согласные звуки[3, 3']- Сопоставление 3 и С. | |
18. | 09.02. | Согласный звук [Ж ]. Буква Ж. Сопоставление звуков Ж- Ш. | 30 |
19. | 16.02. | Согласные звуки [Б, Б'],буква Б. Сопоставление звуков Б - П. | 30 |
20. | 02.03. | Согласные звуки [Г, Г'], буква Г. | 30 |
21. | 09.03. | Согласные звуки [Д, Д], буква Д. Сопоставление звуков Д - Т. | 30 |
22. | 16.03. | Звук [Й]. Буква Й. Сопоставление звуков Й и И. | 30 |
23. | 23.03. | Ь — показатель мягкости. | 30 |
24. | 30.03. | Гласные Я, Ю, Ё. | 30 |
25. | 06.04 | Согласный звук [Ц], буква Ц. | 30 |
26. | 13.04. | Согласный звук [Ч],буква Ч. | 30 |
27. | 20.04 | Согласный звук [Щ], буква Щ. | 30 |
28. | 27.04 | Согласные звуки [Ф,Ф']. Буква Ф. Сопоставление звуков В-Ф. | 30 |
29. | 04.05. | Гласный звук [Э]. Буква Э. | 30 |
30. | 11.05. | Ъ, Ь — разделительные знаки. | 30 |
31. | 18.05. | Удвоенные согласные. | 30 |
32. | 25.05. | Закрепление пройденного. | 30 |
ИТОГО: | 32 занятия. (960 мин.) |
4. Материально- техническое обеспечение:
1. Подвижная азбука или наборное полотно с ячейками для
тридцати трех букв.
2. Фланелеграф.
3. Индивидуальные разрезные азбуки. Можно использовать
4. Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием изображенного — с другой.
5. Таблицы, картинки, игрушки, муляжи и пр. наглядность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие / Н. С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016.
2. Кирилина Р. Как легко научить ребенка читать. Чудесный домик для обучения чтению / Р. Кирилина, Л. Стрекаловская, С. Кирилин. – М.: «Издательские решения».
3. Безруких М. М. От буквы к слову, от слова к предложению: Тетрадь 1, 2, 3, 4 / М. М. Безруких, Е. С. Логинова, Н. В. Флусова. – М.: Вентана-Граф.
4. Жукова О. С. Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению. 15 минут в день / О. С. Жукова. – М.: Астрель, 2012.
5. Новоторцева Н. В. Первые шаги в освоении чтения: обучение грамоте в детском саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. – СПб: КАРО, 2005.
6. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Быстрое обучение чтению. – М.: ООО «Издательство «Астрель», 2002.
7. Федиенко В. Учимся читать легко: рабочая тетрадь. – Харьков, 2007.
8. Колесникова Е. В. От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте / Е. В. Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.
9. Колесникова Е. В. Я начинаю читать: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / Е. В. Колесникова. – М.: «Ювента», 2016.
10. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. – М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...