"Знакомство со сложными (Йотированными) гласными"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект Образовательной Деятельности по подготовке к обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема совместной деятельности: «Сложные (Йотированные) гласные»
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: познакомить детей с Йотированными гласными
Задачи:
- закреплять у детей умение проводить звуковой анализ слова;
- продолжать учить сравнивать слова по звуковой структуре и выделять слова с определённым звуком.
Оборудование: доска, маркеры (красный, зелёный, синий), тетради, карандаши (красный, зелёный, синий), карточка с изображением ежа.
Алгоритм действий педагога, поддерживающих активность и познавательный интерес детей, и совместная деятельность детей и педагога:
Этапы:
Мотивационно-ориентированный
- Ребята, не забывайте о том, что вы будущие первоклассники, которые осенью перешагнут порог уже не детского сада, а школы. Это значит, что скоро главным сигналом к началу образовательной деятельности для вас станет звук звенящего звонка. Давайте сейчас мы с вами вспомним, с чего уже в подготовительной группе у нас начинается детсадовский урок.
(воспитатель звонит колокольчиком)
(дети хором произносят) «Если слышим мы звонок – начинается урок!»
- Дети, для того, чтобы настроиться на сегодняшнюю работу, я предлагаю вам немного размяться с помощью интересного блиц-опроса. Напоминаю, что ваша задача – быстро и молча покопаться в своих головках, найти верный ответ на мой вопрос, поднять руку и дождаться того, что я могу спросить именно вас. Готовы? (возможные ответы детей: «Да!») Значит, начинаем!
- Все звуки мы можем разделить на две группы. Какие? (гласные и согласные)
- Красным цветом мы обозначаем.. (гласные)
- Синим? (согласные твёрдые)
- Зелёным.. (согласные мягкие)
- Молодцы! Своей активностью вы заслужили интересную сказку! Послушайте её внимательно..
Основной этап
- Давным-давно жили-были шесть певцов-звуков. Умели петь-то они все, но каждый делал это по-разному. А – весело и радостно; У – угрюмо и задумчиво; О – удивлённо; И – игриво, улыбчиво; Э – медлительно, рассудительно; Ы – серьёзно и хмуро. Жили эти звуки в одном доме, но часто мешали друг другу своим пением. И вот однажды решили они построить каждый свой дом и зажить отдельно друг от друга.
(дальнейший рассказ воспитателя сопровождается изображением букв на доске)
А да И нашли себе по три палочки: А сделал шалаш с перекладиной, И к двум столбикам перекладину наискосок прикрепил. У и Ы отыскали по две палочки себе: У смастерил дом, похожий на дерево с сучком, Ы к одной палочке приделал половинку найденного им колеса, поставив вторую палочку для надёжности рядом. О тоже отыскал колесо, но делать с ним ничего не стал, а таким и оставил. Э долго смотрел на оставшуюся часть колеса, которая не пригодилась Ы и решил приделать к нему палочку, которая так никому и не понадобилась при строительстве. Так и появился у каждого звука свой дом, и дома эти они назвали БУКВАМИ. С тех пор, глядя на домики-буквы, все сразу же догадываются, кто в них живёт.
Услышали как-то звуки, сидя и распеваясь в своих домах, что-то неизвестное им «Й Й Й..». Выглянули из своих окошек и увидели на улице незнакомца в зелёной рубашке, который пытается им что-то объяснить, но слишком уж кратко он говорит. Внимательнее всех прислушался И да узнал в нём своего родственника, которого зовут И-краткий, потому что звучит он отрывисто и коротко всегда. Поняли все звуки, что И-краткий тоже петь хочет. Вышли гласные из своих домов, встали в кружок и начали думать, как же его петь-то научить. Сначала решили дом ему построить, чтобы было, где жить их новому знакомому. Соорудили такой же, как у И, но с козырьком, чтобы не перепутать. Обрадовался И-краткий, ставший соседом гласных. Сидит он однажды в своём доме, слушает песни гласных и сам подпевать им пытается.. Подпевает А и получается Й-А.. (дети аналогично проговаривают) подпевает У – Й-У, О – Й-О, Э – Й-Э.. и песенки эти звучали всё быстрее и быстрее.. (дети увеличивают темп) с И И-краткий петь не стал, потому что голоса их родственные похожи и не различат их слушатели, а хмурый Ы сам не захотел становиться частью дуэта, а так и остался певцом-одиночкой. Так складно пары сложились, что решила четвёрка гласных к своим домам пристройки приделать для И-краткого на случай его прихода к ним в гости. А назвал свою пристройку Я, У – Ю, О – Ё, Э – Е. Так до сих пор и распеваются дуэты – каждый в своей комнате. За то, что И-краткий согласился парами петь с некоторыми гласными, назвали его согласным, а так как он был добрым и громким – ещё и прибавляли, рассказывая о нём, что он МЯГКИЙ И ЗВОНКИЙ. На концертах выступал И-краткий всё так же в своей зелёной рубашке, а гласные в паре с ним – в красных. Глядя, на И-краткого и остальные мягкие звуки пошили себе в дальнейшем зелёные рубашки, а твёрдые решили в синие одеваться. Так и повелось с тех пор, что в русском языке звуков гласных шесть, а букв – десять.
Понравилась вам сказка, ребята? (возможные ответы детей: «Да!»)
- Давайте проверим теперь, кто внимательно её полностью прослушал и сможет справиться с моим заданием.. Посмотрите, что изображено на картинке? (ёж) Произнесите чётко ЁЖ.. (медленнее) Й-О-Ж. А теперь попробуем сделать звуковой анализ этого слова на доске. (выходит ребёнок к доске, остальные на своих местах смотрят и помогают отвечающему)
Й – согласный, мягкий (зелёный); О – гласный (красный); Ж – согласный, твёрдый (синий).
Рефлексивно-оценочный этап
- Дети, вам понравилось знакомство с новыми гласными? (возможные ответы детей: «Да!») А кто был самым внимательным и скажет мне, сколько у нас появилось новых знакомых и как их зовут? (четыре: Е, Ё, Ю, Я) Что оказалось для вас сложным в процессе ознакомления и почему? (возможные ответы детей) Ребята, вы все умнички! Спасибо вам за сегодняшнюю совместную деятельность, ведь именно вместе, а не в одиночку, можно справиться с любыми трудностями в освоении чего-то нового!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/05/picture-544960-1417778621.jpg)
Знакомство со словообразовательной ролью гласных звуков. Звуковой анализ слова «роза»
Конспект по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/05/picture-544960-1417778621.jpg)
Знакомство со словообразовательной ролью гласных звуков. Звуковой анализ слова "роза".
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-223632-1365513867.jpg)
Знакомство со способом образования гласных звуков.
Коллеги предоставляю вашему вниманию презентацию на тему "Гласные звуки"...
Конспект НОД "Йотированная гласная"
Конспект для подготовительной к школе группы по теме "Буква и звук [йо]". Задачи: знакомство с буквой Ё; обучение чтению слогов, слов с буквой Ё; обучение печатанию буквы Ё, слогов и слов; развитие...
" Знакомство с йотированными гласными буквами Я,Е, Ё, Ю".
Правильно Незнайка.Ребята, Незнайка пришёл к нам в гости не просто так, ему нужна помощь. Незнайка узнал что в космосе, живут буквы ( Я,Ё, Е,Ю), буквы непростые . Он очень хочет узнать почему? Н...