Конспект НОД по обучению грамоте с воспитанниками старшего дошкольного возраста "Звуковой анализ слова «роза», знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г.ВОРКУТЫ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по обучению грамоте в старшей группе.
ТЕМА: «Звуковой анализ слова «роза», знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков»
Мироненкова Е.М. воспитатель
МБДОУ «Детский сад №26» г.Воркуты
Цель: Знакомство детей со слогообразующей ролью гласных звуков.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить детей со слогообразующей ролью гласных звуков;
- формировать умение производить звуковой анализ слова «роза»; понимать учебную задачу и выполнять ее;
- активизировать речевую деятельность детей.
Развивающая:
- развивать внимание, память, связную речь.
Воспитывающая:
- воспитывать желание прийти на помощь.
Словарная работа:
Активизация: слова, звуки, слоги, жители страны звуков.
Оборудование: картинка-схема слова «роза», 2 синие и 2 красные фишки, указка, мяч.
Ход занятия:
Часть | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Методы и приемы |
Вводная | Предлагаю детям встать в круг. - Сегодня у нас будет занятие по обучению грамоте. - Ребята, помните, как вы помогли жителям стране звуков, нашли все гласные звуки? - Жители этой страны передали вам спасибо и сказали, что вы настоящие друзья. Но не успели они обрадоваться, как в страну звуков ворвалась метель и перемешала все слова. С того времени в стране звуков наступил беспорядок. Жители совсем не знают, что им делать. - Ребята, как можно помочь жителям страны звуков? - Правильно, давайте наведем там порядок, и расставим все слова по своим местам. - Впереди нас ждут задания. Если мы с ними справимся, то у нас получится навести порядок. - Вы готовы? - Присаживайтесь за столы. | Встают в круг Слушают - Да, помним. Слушают - Нужно навести порядок. - Да, мы готовы. Садятся за столы. | Орг. момент Вопрос к детям Проблемная ситуация Вопрос к детям Одобрение Объяснение Вопрос к детям |
Основная | - Ребята, послушайте первое задание. - Я буду читать вам загадки, вам нужно добавить последнее слово, которое подходит по рифме. Будьте внимательны. Жестко вам на стуле если, То понежьтесь в мягком... Папе, Барсику и Ване Сладко спится на... Зимой заклеено оно, В узорах белых все... И для дел, и для красы На стене висят... Словно пчелы возле улья, Все к столу слетелись... Рукавички поскорее Посуши на... Четырьмя ногами стол Поцарапал новый... Уходя, дружок, проверь, Заперта ли крепко... Чтобы ночью сладко спать, В спальне есть всегда... Соням всем она подружка - С пухом мягкая... Мягко падал чтоб Егор, У кроватки есть... Ох высок, ну как жираф, Толст, как слон, наш новый... - Молодцы, с первым заданием справились. Слова, которые вы назвали, уже встали на свои места, а нам пора выполнить второе задание. Второе задание. - Ребята, я напоминаю вам, что каждый звук живет в домике. - Давайте посчитаем, сколько звуков в слове роза? - Правильно, молодцы. - Давайте медленно вместе произнесем слово р-о-з-а. - Давайте определим первый звук. Послушайте, как я произнесу слово: р-р-оза (задерживаю указку на первой клеточке) - Произнесите слово также как я, выделяя первый звук. - Какой первый звук вы слышите? - Звук [р] гласный или согласный? - Как вы догадались? - Звук [р] твёрдый или мягкий? - Каким цветом обозначается твердый согласный звук? - В какую клеточку положим фишку? - Р-о-о-за (задерживаю указку на второй клеточке) - Давайте вместе произнесем слово. - Какой второй звук слове роза? - Звук [о] гласный или согласный? - Как вы догадались? - Каким цветом обозначается гласный звук? - В какую клеточку положим фишку? - А теперь мы попробуем определить третий звук в слове ро-з-з-а, повторите за мной (задерживаю указку на третьей клеточке) - Какой третий звук в слове ро-з-з-а? - Звук [з] гласный или согласный? - Как вы догадались? - Звук [з] твёрдый или мягкий? - Каким цветом обозначается твердый согласный звук? - В какую клеточку положим фишку? - Нам осталось определить последний, четвёртый звук. - Роз-а-а, повторите за мной (задерживаю указку на четвертой клеточке). - Какой четвертый звук в слове розаа-а? - Звук [а] гласный или согласный? - Как вы догадались? - Каким цветом обозначается гласный звук? - В какую клеточку положим фишку? - А теперь все вместе прочитаем слово роза (медленно веду указкой по схеме, останавливаясь ненадолго на красных фишках.) - Сколько звуков в слове роза? - Сколько гласных звуков? - Какой первый гласный звук? - Назовите второй гласный звук? - Сколько в слове «роза» согласных звуков? - Назовите первый согласный звук? - Какой второй согласный звук? - Умнички, и тут вы справились, еще одно слово встало на место. - Ой, что-то я устала, а вы устали? Я видела как вы старались, хотите отдохнуть? - Тогда подойдите ко мне и повторяйте за мной. Наклоняемся вперед, Руки в стороны. Ветер дует, завывает, Нашу мельницу вращает, Раз, два, три, четыре Завертелись, закружились. - Молодцы, нас ждет следующее задание. Третье задание. - Ребята, сколько слогов в слове «роза»? - Как можно проверить? - Попробуйте разделить слово на слоги хлопками, ро-за. - В словах столько слогов, сколько гласных звуков. В каждом слоге есть гласный звук. - Посмотрите вокруг, найдите и назовите в те предметы, которые состоят из одного слога (например: мяч). - А теперь найдите предметы, которые делятся на два слога (например: кубик). - Попробуйте найти предметы, которые делятся на три слога (например: самолет). - Ребята, вы так быстро справились, у нас осталось последнее задание, оно очень важное. Встаньте в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч и называть профессию. Тот, кому я брошу мяч, назовет мне, чем занимается человек этой профессии. Например: Повар – варит. Врач.... Учитель.... Строитель… Пианист.... Писатель... Портниха… Прачка.... Уборщица.. Фотограф... Продавец… - Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья. | Слушают. - Кресле. - Диване. - Окно. - Часы. - Стулья. - Батарее. - Пол. - Дверь. - Кровать. - Подушка. - Ковер. - Шкаф. Слушают. - В слове роза 4 звука. - Р-о-з-а. - Р-р-оза - Звук [р]. - Звук [р] согласный - Его нельзя пропеть. - Звук [р] твёрдый. - Синим цветом. - В первую. - Р-о-о-за - Звук [о] - Звук [о] гласный - Его можно пропеть. - Красным цветом. - Во вторую. - Ро-з-з-а - Звук [з] - Звук [з] согласный - Его нельзя пропеть. - Звук [з] твёрдый - Синим цветом. - В третью. - Роз-а-а - Звук [а] - Звук [а] гласный - Его можно пропеть. - Красным цветом. - В четвертую. - Роза. - В слове роза 4 звука. - Два. - Звук [о]. - Звук [а]. - Два. - Звук [р]. - Звук [з]. - Да, мы устали, хотим. Наклоняются вперед, руки в стороны Правой рукой касаются пола Левую руку отводят назад в сторону, меняют положение рук. - В слове роза два слога. - Хлопками. - Делят слово роза хлопками на два слога. - стул, стол, мяч, пол, шкаф. - Кукла, чашка, кубик, доска, часы. - Телефон. Для проверки выбирают любой способ, например: хлопки, шаги, подносят руку к подбородку. Слушают. - Лечит. - Учит. - Строит. - Играет. - Пишет. - Шьет. - Стирает. - Убирает (моет). - Фотографирует. - Продает. Слушают. | Объяснение Игровое упражнение «Загадки-складки» Звуковой анализ слова «роза» с опорой на схему. Вопросы к детям Образец Вопросы к детям Образец Вопросы к детям Образец Вопросы к детям Вопросы к детям Физкультминутка «Мельница» Деление слов на слоги. Игра «Найди, назови и подели» Объяснение Игра с мячом «Кто, чем занимается?» |
Заключительная | - Ребята, что мы делали на занятии по обучению грамоте? -У вас получилось выполнить все задания? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Какое задание вам было трудно выполнить? - Ребята, вы смогли навести порядок в стране звуков и расставить все слова по своим местам, наконец-то жители страны звуков обретут счастье, ведь у них теперь порядок, благодаря вам. Сегодня я еще раз узнала, что вы добрые ребята, любите помогать всем, кто попросит помощи, молодцы. | - Наводили порядок в стране звуков. - Да. Высказывания детей. Слушают. | Подведение итогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»
Автором разработан план - конспект НОД по обучению детей грамоте в помощь педагогам....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи: Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе детского сада. Тема: «Звуковой анализ слова «Роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков».
На занятии дети знакомятся со слогообразующей ролью гласных звуков; способность различать на слух мягкие и твердые звуки в словах, произносить эти звуки изолированно...