Программа кружка "Волшебная клеточка"
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)
Пояснительная записка.
Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.
С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми.
И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.
Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз. Разработанные занятия можно использовать не только для дополнительного образования, но и использовать упражнения и игры при проведении других интегрированных занятий.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке руки к письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Актуальность программы «Готовим руку к письму» заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Деятельность кружка направлена на всестороннее развитие ребенка.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_gotovim_ruku_k_pismu_5-6_let.docx | 615.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Циклограмма кружка:
День недели | Время |
Пятница | 16.00-16.25 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел образовательной программы
1.1. Пояснительная записка.................................................................3
1.2.Цель программы.............................................................................4
1.3. Задачи программы.........................................................................4
1.4. Принципы построения программы кружка................................4
1.5. Методы и приемы работы............................................................5
2.Содержательный раздел программы
2.1. Содержание программы кружка..................................................6
2.2. Прогноз результативности...........................................................6
2.3. Перспективное планирование......................................................7
3. Список используемой литературы............................................11
1.1. Пояснительная записка.
Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.
С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми.
И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.
Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз. Разработанные занятия можно использовать не только для дополнительного образования, но и использовать упражнения и игры при проведении других интегрированных занятий.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке руки к письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Актуальность программы «Готовим руку к письму» заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Деятельность кружка направлена на всестороннее развитие ребенка.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
1. Целевой раздел образовательной программы
1.2. Цель программы:
Цель программы: совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур.
1.3. Задачи программы:
Обучающие:
- подготовка ребенка к письму;
- учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур;
-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
-положительное отношение к письму.
способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.
Развивающие:
-развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;
- развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;
-развивать зрительно - моторную координацию;
-развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
- развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;
-развивать пространственную ориентировку.
Воспитательные:
-интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;
-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;
-положительное отношение к письму.
1.4.Принципы построения программы кружка:
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
1.5. Методы и приемы работы с детьми.
Методические условия реализации программы кружка.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные:
-беседа,
-объяснение,
- чтение стихов и загадок.
Наглядные:
- работа по образцу (штриховка);
- зрительный диктант;
- показ иллюстраций, картинок, букв.
Практические:
- самостоятельная работа детей в тетрадях (штриховка).
-пальчиковая гимнастика.
-физминутки.
Типы занятий:
- первичное ознакомление с материалом;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний и умений на практике;
- закрепления и повторения.
Форма организации учебного занятия – кружковое занятие.
Форма организации деятельности учащихся на занятии – групповое
(по10 человек).
Программа рассчитана -1 год обучения.
Длительность занятий составляет - 25 минут.
Количество занятий в неделю: 1 раз (пятница).
2. Содержательный раздел программы
2.1. Содержание программы кружка
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
2.2. Прогноз результативности
Воспитанник будет знать:
-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
-правила работы с тетрадью.
Воспитанник будет уметь:
-правильно сидеть за столом во время письма;
-правильно располагать рабочую тетрадь;
-правильно держать карандаш и ручку;
-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
-проводить линии в разных направлениях;
-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
-ориентироваться на листе бумаги в клетку;
-ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Календарно – тематическое планирование занятий.
№ п/п | Тема | Примечания |
I этап — подготовительный | ||
1 | «КАПЕЛЬКИ» Капельки упали на листок тетради. Точечками стали на бумажной глади. Уголки у клеточек заняли неспешно,- Острый карандашик им помог, конечно. | Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.) |
2 | «ДОРОЖКА» Слева направо протянем дорожку: От детского сада – к родному порожку. Не будет дорожка петлять, загибаться, — Мы не хотим на ней потеряться! | Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева — направо по разлиновке. |
3 | «БУСЫ» Мы по линеечке ниточку протянем. В уголки клеточек точки поставим. Вот получились на каждой из строчек Бусы для мамы, бусы для дочек. | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева — направо по разлиновке. |
4 | «СТОЛБИКИ» Столбики бывают разной высоты. Все они похожи на палки иль шесты. Карандаш уверенно ведём от точки,- Получились ровные палочки — шесточки | Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке. |
5 | «ЗАБОР ПОВАЛИЛСЯ!» Ветер подул, и забор повалился! Но не упал, лишь слегка наклонился. | Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали. |
6 | «КОЛЕЧКИ» Колечки, колечки нашли возле речки. Обронили колечки белые овечки: Шли мимо осинки, зацепились шерстинки, Повисли на ветке, соберём их, детки! | Формирование умения размещать внутри клеточки круг. |
7 | «ЗУБЦЫ» Стена крепостная в тетрадке растет. По ней карандаш наш неспешно идет. Зубцы появляются сразу меж строчек, Бойцы за них спрячутся без проволочек. | Учить соединять углы клеточек по диагонали. |
8 | «ВОЛНЫ» Гонит ветер волны, волны. Хватит ветер. Полно! Полно! Успокойся, стань потише! Волны сразу станут ниже! | Учить вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. |
9 | «КИРПИЧИ» Запасаем кирпичи, — Плохо дома без печи! Наберем их, сколько нужно, — И за печь возьмёмся дружно! | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить две клеточки вмести (прямоугольники) |
10-11 | «ПИРОЖКИ» «Вот так славный пирожок! Ты не ешь меня дружок! Не в печи я подымался, — из тетради показался». Полукруг рисуют детки на своих листочках в клетки. | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её дугообразной линией. |
12-13 | «ЗОНТИК» Зонтик раскрываю, — слышится щелчок. Половина круга, ручка – как крючок. На грибок похож он, что растет в лесу. От дождя защиту я в руке несу. | Закрепление материала пройденного на 9-13 занятии. |
II этап – геометрические фигуры Тема «Сад и огород» | ||
14-15 | «ВИШНИ» Вишни зреют между строк: Раз кружок и два кружок. Между ними – галочка, — Разломилась палочка. | Учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов. |
16-17 | «СЛИВЫ» Сливы могут появиться и в тетрадях: Посмотри! Им поможем разместиться В парных клеточках, внутри Раз овал и два овал, — Это каждый рисовал! А теперь приладим крепко, Лишь бы выдержала ветка! | Продолжать учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов. |
18 | «ГРУША» Два привычных полукруга Поместили друг на друга: Сверху – малый, вниз – большой. Что забыли мы? Постой! Хвостик, — словно на беретке! – Вот теперь я груша, детки! | Закрепление материала, пройденного на 15-18 занятиях. |
19-20 | ОГОРОД «ОГУРЦЫ» Огурцы растут на грядках, А ещё — у нас в тетрадках. Между строчек мы овалы В клеточках нарисовали, Положили на бочек, В место хвостика — крючок! | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы) |
21-22 | «МОРКОВЬ» Из земли торчит пенек, На затылке — хохолок. Это – сладкая морковка, Вниз растет ее головка, Рассекая, словно клином, Острым носом землю, глину. | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники) |
23 | «СВЕКЛА» Вот сударушка свекла Прилегла на грядке: Нос уткнулся в мягкий грунт, Над землею – пятки. Побурела от жары, Корочкой покрылась, Распушила сверху хвост: «Ох, как притомилась!» | Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники и овалы) |
24 | «ПОМИДОР» Что за красный там сеньор? Он зовется — помидор. У него лоснится бок, Глаз не видно из – за щек, На затылке – хохолок: К завиточку завиток. | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы) |
25-26 | «БАКЛАЖАН» Баклажан весь посинел: Бок на солнце перегрел. Голову убрал в тенек: «Ох! И жаркий был денек!» | Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги и овалы) |
27 | «РЕПА» Репа — как головка сыра – Золотиста и красива! А в земле не поместилась, Боком к грядке привалилась, Вниз спустила длинный хвост: Он в земле продолжил рост. | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы) |
28 | «ЛУК» Снизу – кругло, вверх – остро, А ещё – торчит перо: словно маленький фонтан. Он – мальчишка — хулиган. Про него и сказка есть, нам без слез его не съесть. Нарисуем снизу челку, Что похожа на метелку. Вот какой он лук – лучок, Желтый кругленький бочок. | Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (дуги и овалы) |
29 | «ТЫКВА» Тыква вроде бы из долек. Только вот вопрос: из скольких? Очень длинные овалы для нее нарисовали. Их приладили друг к другу, Разместили все по кругу. | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги) |
30 | «ЧЕСНОК» Все зубки у чеснока Разом сплющили бока, Собрались тесней в кружок: «Нарисуй меня, дружок!» | Продолжать закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круг и дуга) |
31 | «Щавель» Стрелы цель не поразят, Их для щей сорвем мы с гряд. Часть возьмем себе в тетрадку, Там расставим по порядку. | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (треугольники) |
32 | «ГОРОХ» Редьке хвастался горох: «Как защитник я неплох! Не смотри, что хрупок с виду! Я не дам себя в обиду! Ведь стручки мои как меч, Могут голову отсечь!» | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги и овалы) |
III этап – завершающий | ||
33 | Рисуем по клеточкам насекомых: гусеница, бабочка, божья коровка, жуки, стрекозы; животных: заяц, кошка, медведь, цыпленок, утенок, собака, черепаха. природу: цветы, грибы, деревья; окружающий мир: дома, пароходы, и разные предметы обихода. | Закрепляем умения, используя в качестве опоры клеточки. Зарисовать в них насекомых, животных, природу и предметы с окружающего мира. Из отдельных рисунков учим составлять не большую сюжетную картинку. |
34 | Графические диктанты | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. |
Список используемой литературы:
- Алифанова Е.А., ЕгороваН.Е. Точки, линии, фигуры. М., 2001г.
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: Аркти, 2001г..
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Гаврилина С.Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г. Косина Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма-Пресс», 2001.
- Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму.// Дошкольное воспитание №2 2008.
- Новоторцева Н.В. Обучение письму в детском саду- Ярославль: ООО «Академия развития»,2012.
- Новинская О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб.: Сова, 2006г
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д.. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: «Владос», 2001г.
- Шибанова А. Подготовка руки к письму. // Мой ребенок / Август, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Веселые клеточки"
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки"
Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки" предназначена для работы с дошкольниками 6 - 7 лет с целью формирования основ элементарных математических представлений, раз...
Программа кружка «Клеточка за клеточкой» в подготовительной группе
Программа кружка «Клеточка за клеточкой» Автор: Закирова А.Г.СодержаниеПояснительная записка.Цели и задачи кружка.Комплектование группы.Формы организации кружка.Формы работы с детьми.Метод...
дополнительная общеобразовательная программа "Веселые клеточки"
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, ее цель- развитие мелкой моторики пальцев рук и подготовки детей к письмуhttps://cloud.mail.ru/public/wch4/J9oYMq6p7...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Волшебная клеточка"
АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «Волшебная клеточка» с детьми старшего дошкольного возраста (5- 7лет) группы компенсирующей направленности Программа содержит следующие разд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ КЛЕТОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Создать условия через формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:Развитие мелкой моторики руки ребенка.Развитие слухового внимания.Развитие графического воспр...
Дополнительная программа "Волшебная клеточка"
Дополнительная программа "Волшебная клеточка"...