Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки" предназначена для работы с дошкольниками 6 - 7 лет с целью формирования основ элементарных математических представлений, развития психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательные клеточки" | 56.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 256»
Принято: на педагогическом совете № 1 протокол № _____ от _________ | Утверждаю: Заведующая МБ ДОУ «Детский сад № 256» ____________С.В Шеловская Приказ № ____ от __________ |
Дополнительная общеразвивающая программа
по формированию элементарных математических
представлений у детей 6-7 лет
«Занимательные клеточки»
Направленность: познавательная
Срок реализации: 8 месяцев
Составили:
Носова И.В.,
воспитатель высшей квалификационной категории,
Сидорова Ю.А.,
воспитатель высшей квалификационной категории
Новокузнецкий городской округ, 2020
Содержание
- Пояснительная записка
- Учебный план. Календарно-тематический план
- Календарный учебный график
- Диагностический инструментарий
- Методическое обеспечение
- Организационно-педагогические условия
- Используемая литература
- Пояснительная записка
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
В настоящее время математика необходима огромному числу людей различных профессий.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.
Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
Так как ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, следовательно, для повышения уровня знаний воспитанников и лучшей подготовки их к школе, нужно использовать большее количество дидактических игр и упражнений в формировании математических представлений.
Также для детей 6-7-летнего возраста одной из актуальных проблем является подготовка к обучению в школе. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе. Рисование графических фигур – это замечательная тренировка в ориентировании в пространстве (на плоскости листа), а кроме того отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Именно поэтому на занятиях математического кружка включены рисование по клеточкам, графические диктанты – это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения: «верх», «низ», «право», «лево», «диагональ», мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, умение отсчитывать необходимое количество клеточек, развития способности слухового и зрительного анализа. Выполняются они в тетрадях в клеточку.
Работа по Программе «Занимательные клеточки» позволит приобщать дошкольников к игровому взаимодействию, обогащать их математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Занятия способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
В Программе используются дидактические игры и задания на развитие математических представлений, упражнения с математическим планшетом Геометрик, игры со счетными палочками, графические диктанты, задачи-шутки, математические загадки.
Активное использование разнообразных дидактических игр математического содержание позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой - способствует формированию умений общаться с воспитателем, развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.
Направленность программы: познавательная, доминирующий раздел –элементарные математические представления.
Цель: формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в школе.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить количественному и порядковому счету в прямом и обратном порядке, счету двойками, десятками.
- Упражнять определять величины (размер, вес, длину, высоту и т.д.).
- Учить ориентироваться во времени и в пространстве.
- Учить решать логические задачи.
- Расширить знания о геометрических фигурах.
Развивающие:
- Развивать математические способности.
- Развивать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки
- Развивать мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Воспитательные:
- Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой
- Формировать умение самостоятельно решать поставленные задачи, выбирать приемы и средства, проверять правильность решения.
Режим образовательной деятельности: образовательная деятельность по программе проводится 1 раз неделю во второй половине дня. Длительность – 30 минут.
Возраст детей: старший дошкольный возраст (6 - 7 лет).
Сроки реализации: 1 год.
Методы и приемы
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Ожидаемые результаты:
Процесс работы ориентирован не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.
Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
Считать до 10 и дальше.
Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах
реального мира.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Ведущая идея Программы - создание комфортной среды общения для дошкольников, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Формы организации:
• Традиционные
• Комбинированные
• Практические
• Игры, конкурсы
Работа распределяется по разделам:
• Количество и счет
• Ознакомление с геометрическими фигурами
• Определение величины
• Ориентировка во времени и в пространстве
• Решение логических задач.
- Календарно – тематическое планирование
Месяц | Занятия | Название игры | Цель игры |
Октябрь | 1 неделя | Д/игра «Матрешки» Д/игра «Подбери фигуру» Игра с Геометрик «Домик» | Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. Цель: упражнять составлять изображение по образцу. |
2 неделя | Д/игра «Живые числа» Д/игра «Художники» Д/игра «Когда это бывает» Игра со счетными палочками «Молоток», «Морковь», «Лопата». | Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. Цель: развивать ориентировку в пространстве. Цель: закрепить знания о частях суток. Цель: упражнять в количественном и порядковом счете, выкладывании из счетных палочек предметов по образцу и собственному замыслу. | |
3 неделя | Д/игра «Сосчитай правильно» Д/игра «Какой сегодня день?»
Игра с Геометрик «Коврик» | Цель: упражнять в счете предметов по осязанию. Цель: формировать знания о днях недели и закрепить их последовательности. Цель: упражнять в изображении геометрических фигур, ориентировке на плоскости, закреплять понятия левый нижний угол, правый верхний угол , центр и т.д. | |
4 неделя | Д/игра «Угадайте, какое число пропущено?» Д/игра «Разложи по порядку»
Графический диктант «Квадрат». | Цель: закрепить знания и последовательности чисел. Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. Цель: продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку. | |
5 неделя | Д/игра «Незнайка в гостях» Д/игра «Кто больше увидит» Игра со счетными палочками «Кошка», «Гриб» | Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов. Цель: закреплять знания о геометрических фигурах. Цель: упражнять в количественном и порядковом счете, выкладывании из счетных палочек предметов по образцу и собственному замыслу. | |
Ноябрь | 1 неделя | Д/игра «Каких кружков больше» Д/игра «Как расположены фигуры» Игра с Геометрик «Кораблик» | Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10. Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости. Цель: учить работать со схематическими изображениями предметов и выкладывать резиночками изображение по образцу. |
2 неделя | Д/игра «Сколько разных игрушек?» Д/игра «Времена года» Графический диктант «Сердечко» | Цель: закреплять знания об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. Цель: закреплять представления о временах года и месяцах осени. Цель: развивать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном направлении: вниз, вправо, влево; развитие слуховой памяти и восприятия, развивать графомоторные навыки. | |
3 неделя | Д/игра «Веселые соседи» Д/игра «Назови скорей» Д/игра «Линии и точки» Игра «Сложи из спичек» | Цель: развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. Цель: формировать знания о днях недели и их последовательности. Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, мыслительные операции, воображение. Цель: учить целенаправленным поисковым действиям, развивать смекалку. | |
4 неделя | Д/игра «Угадай, какой по счету цветок» Д/игра «Кто какого роста?» Игра с Геометрик «Звезда» | Цель: закрепить навык порядкового счета. Цель: учить устанавливать отношения между величинами. Цель: учить работать со схематическими изображениями предметов и выкладывать резиночками изображение по образцу. | |
Декабрь | 1 неделя | Д/игра «Освободим принцессу» Д/игра «Найди парную картинку» Графический диктант «Собачка»
| Цель: развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу. Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках. Цель: развивать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном направлении: вниз, вправо, влево; развитие слуховой памяти и восприятия, развивать графомоторные навыки. |
2 неделя | Д/игра «Что звучит и сколько» Д/игра «Сломанная машина» Математические загадки-шутки Игры со счетными палочками «Листок», «Жук» и «Волк». | Цель: упражнять в порядковом счете звуков. Цель: закреплять названия геометрических фигур, учить замечать нарушения в изображенном предмете. Цель: развивать логическое мышление. Цель: упражнять в количественном и порядковом счете, выкладывании из счетных палочек предметов по образцу и собственному замыслу. | |
3 неделя | Д/игра «Заполни квадрат» Работа с математическими раскрасками | Цель: упражнять в упорядочивании предметов по различным признакам. Цель: упражнять в решении примеров на сложении и вычитание, умение соотносить полученный ответ с заданным цветом. | |
4 неделя | Д/игра «Поможем Элли вернуться домой» Д/игра «Сравни между собой» Игра с Геометрик «Новогодняя снежинка» | Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение. Цель: упражнять в сравнении чисел и количества предметов, используя математические знаки сравнения <, > , =. Цель: учить работать со схематическими изображениями предметов и выкладывать резиночками изображение по образцу и собственному замыслу. | |
Январь | 1 неделя
| Д/игра «Сколько?» Д/игра «Тик-так» Графический диктант «Кенгуру» | Цель: развивать логическое мышление. Цель: продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов. Продолжить знакомство с часами, учить устанавливать время на макете часов Цель: развивать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном направлении: вниз, вправо, влево; развитие слуховой памяти и восприятия, развивать графомоторные навыки. |
2 неделя | Д/игра «Яблоня и яблоки» Математические загадки Д/игра «Посадим ели» Работа в тетради в крупную клетку «Повтори узор». | Цель: упражнять в составлении и решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10. Цель: развивать логическое мышление, тренироваться в счете и решении примеров. Цель: совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз. Цель: развивать внимание, память, графомоторныенавыки. | |
3 неделя | Игра «Соедини по цифрам» - «Трактор» и «Поезд» Игра с Геометрик «Ракета» | Цель: упражнять в порядковом счете в пределах 20. Закреплять знание последовательности чисел. Цель: учить работать со схематическими изображениями предметов и выкладывать резиночками изображение по образцу. | |
4 неделя | Д/игра «Назови части суток» Д/игра «Куда бросим мяч?» Игра с Геометрик «Решаем примеры» | Цель: закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве. Цель: учиться изображать образы цифр и математических знаков (+, -, =) с помощью резиночек; упражняться в составлении задач и решении примеров. | |
Февраль | 1 неделя | Д/игра «Веселые соседи» Д/игра «Решаем задачи бабушки Загадушки» Графический диктант «Олень» | Цель: развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. Цель: продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом. Цель: развивать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном направлении: вниз, вправо, влево; развитие слуховой памяти и восприятия, развивать графомоторные навыки. |
2 неделя | Д/игра «Успей вовремя» Д/игра «Сравни по весу» Работа с математическими раскрасками | Цель: продолжать закреплять понятие времени. Цель: упражнять в сравнении предметов по весу с помощью чашечных весов. Цель: упражнять в решении примеров на сложении и вычитание, умение соотносить полученный ответ с заданным цветом. | |
3 неделя | Д/игра «Угадай, какое число пропущено» Д/игра «Кто больше увидит» Игры со счетными палочками «Танк», «Корабль» | Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. Цель: закреплять знания о геометрических фигурах. Цель: упражнять в количественном и порядковом счете, выкладывании из счетных палочек предметов по образцу и собственному замыслу. | |
4 неделя | Д/игра «Яблоки и перцы» Д/игра «Сравни и заполни» Игра с Геометрик «Слон» | Цель: упражнять на определение количества предметов на ощупь. Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур. Цель: учить работать со схематическими изображениями предметов и выкладывать резиночками изображение по образцу. | |
Март | 1 неделя
| Д/игра «Бумеранг» Математические логические задачи Д/игра «Мастерим геометрические фигуры» | Цель: составить слово, решив примеры и расставив в правильной последовательности буквы. Цель: развивать логическое мышление детей. Цель: развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств. |
2 неделя | Игра «Соедини цифры» - «Подводная лодка» и «Собака» Д/игра «Выбери фигуру» Графический диктант «Цветок» | Цель: упражнять в порядковом счете в пределах 20. Закреплять знание последовательности чисел. Цель: определить и нарисовать вместо вопросительного знака пропущенную фигуру. Цель: развивать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном направлении: вниз, вправо, влево; развитие слуховой памяти и восприятия, развивать графомоторные навыки. | |
3 неделя | Д/игра «Угадайте, какое число пропущено?» Д/игра «Сложи фигуру» Игра с Геометрик - «Утёнок» | Цель: закрепить знания и последовательности чисел. Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу. Цель: учить работать со схематическими изображениями предметов и выкладывать резиночками изображение по образцу. | |
4 неделя | Д/игра «Числовые домики» Д/игра «Волшебная линейка» Д/игра «Чародеи» | Цель: закреплять состав числа первого десятка. Цель: продолжить изучение отрезка, луча, линий – прямой и ломанной, замкнутой и незамкнутой; упражнять чертить линии с помощью линейки. Цель: закреплять названия геометрических фигур, уметь преобразовывать геом. фигуры в изображения предметов путем дорисовывания элементов. | |
Апрель | 1 неделя | Д/игра «Продолжи считать» Д/игра «Сложи фигуру» Работа в тетради в крупную клетку «Повтори и продолжи узор» | Цель: упражнять в прямом и обратном счете, а также в счете парами и десятками. Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу. Цель: учить выявлять закономерность (ритм) в узоре и продолжать его. |
2 неделя | Д/игра «Найди неправильную цифру» Д/игра «Путешествие» Д/игра «Работа с геометрическим конструктором» - «Краб» и «Бабочка» | Цель: упражнять находить и отличать правильное написание цифр от неправильных (перевернутых, зеркально написанных). Цель: учить ориентироваться в пространстве. Цель: составить фигуру-силуэт, ориентируясь на образец. | |
3 неделя | Д/игра «Веселые соседи» «Успей вовремя» Игра с Геометрик «Рыбка» | Цель: закреплять знания соседних цифр числа и состава числа. Цель: продолжать закреплять понятие времени. Цель: учить работать со схематическими изображениями предметов и выкладывать резиночками изображение по образцу. | |
4 неделя | Д/игра «Выходные-будни» Д/игра «Клад» Графический диктант «Верблюд» и «Белочка» | Цель: закреплять названия будних дней и выходных; уметь различать их по сигналу. Цель: упражняться в ориентировке в пространстве, учить рисовать план помещения. Цель: развивать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном направлении: вниз, вправо, влево; развитие слуховой памяти и восприятия, развивать графомоторные навыки. | |
Май | 1 неделя | Д/игра «На зарядку становись» Д/игра «12 месяцев» Игра «Сложи из спичек» - «Пароход». Игра-головоломка из спичек «Поверни оленя» | Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 20. Цель: закрепить понятие о месяцах и их последовательность. Цель: учить целенаправленным поисковым действиям, развивать смекалку. |
2 неделя | Д/игра «Дополни число» Д/игра «Зазеркалье» Игра с Геометрик «Летающая тарелка» и «Меч» | Цель: закреплять знание состава чисел в пределах 10, упражнять в решении примеров на сложение и вычитание. Цель: учить зеркально отображать действия, закреплять пространственную. Цель: учить работать со схематическими изображениями предметов и выкладывать резиночками изображение по образцу. | |
3 неделя | Д/игра «Скажи последующее / предыдущее число» Д/игра «Сосчитай и построй»
Графический диктант «Крокодил» | Цель: закреплять знания соседей чисел. Цель: закреплять знания геометрических фигур, упражнять строить из счетных палочек геометрическую фигуру по памяти. Цель: развивать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном направлении: вниз, вправо, влево; развитие слуховой памяти и восприятия, развивать графомоторные навыки. |
- Календарный учебный график
№ | Содержание | Возрастная группа |
1. | Режим работы учреждения. | 12 часовое пребывание детей, кроме выходных и праздничных дней, (7.00-19.00) |
2. | Начало реализации дополнительной общеразвивающей программы «Занимательные клеточки» | 1 октября |
3. | Окончание реализации дополнительной общеразвивающей программы «Занимательные клеточки» | 30 мая |
4. | График каникул | Зимние с 30 декабря по 10 января; Летние с 01 июня по 31 августа; |
5. | Продолжительность реализации дополнительной общеразвивающей программы «Занимательные клеточки» | 8 месяцев |
6. | Недельная образовательная нагрузка, количество занятий | 1 занятие |
7. | Объем недельной образовательной нагрузки (в минутах) | 30 мин |
8. | Регламентирование образовательного процесса (первая или вторая половина дня) | 2 половина дня |
9. | Первичный мониторинг | Первая неделя освоения программы |
10. | Итоговый мониторинг | Последняя неделя освоения программы |
11. | Праздничные (выходные) дни | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января — Новогодние каникулы (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 № 35-ФЗ); 7 января — Рождество Христово; 23 февраля — День защитника Отечества; 8 марта — Международный женский день; 1 мая — Праздник Весны и Труда; 9 мая — День Победы; 12 июня — День России; 4 ноября — День народного единства; |
- Диагностический инструментарий
№ п/п | Ф.И. ребенка | Параметры диагностики | Итого (ср.балл по кажд. реб.) | ||||||||||
Счет в прямом и обратном порядке | Ориентировка | Срисовывание образца | Штриховка | Графический диктант | |||||||||
окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | окт | май | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
Итого (ср. балл по группе) |
Задания для диагностики:
1. Счет в прямом и обратном порядке
Задания по типу «Посчитай»
2.Ориентировка в пространстве
Зрительные, слуховые диктанты
3.Срисовывание образца
Задания на листе бумаги в клетку
Дорисовывание второй половины рисунка (зеркальное отражение)
4.Штриховка
Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм (оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения)
5.Графический диктант
Задание по типу «Продолжи узор»
Графический диктант Д.Б.Эльконина
Критерии оценки результатов деятельности ребенка: 5 баллов - (+) – ребенок правильно справился с заданием; 0 баллов – (–) – ребенок не справился с заданием.
Далее выводится среднее количество баллов, набранное ребенком на каждом этапе обследования. Полученные данные вносятся в диагностическую карту.
Условные обозначения диагностики: 1,2,3,4,5 баллов (от низкого к высокому).
Подсчет баллов производится путем вычисления среднего арифметического.
- Методическое обеспечение
Принципы:
1. Системность.
2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяется и дополняет развитие других функций.
3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий; это способствует оптимизации занятий и повышению эффективности, дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном «подтягивании дефицитарных (отстающих) функций.
5. Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
6. Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
7. Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Организация и проведение занятий
Программа «Занимательные клеточки» рассчитана на проведение работы с воспитанниками в возрасте 6 – 7 лет на 8 месяцев обучения. Предполагается 32 занятия, с 1 октября до 30 мая, один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 минут.
Работа по обучению воспитанников проводится в различных формах.
Предусматривается взаимодействие с родителями, проводятся: консультации, беседы
Структура занятия.
1. Для активизации пальцев рук воспитанника занятия начинаются с пальчиковой гимнастики или самомассажа пальцев и кистей рук.
2. Дидактические игры на количество и счет, ознакомление с геометрическими фигурами, определение величины, ориентировка во времени и в пространстве, решение логических задач.
Возможен показ педагогом на доске, как нужно выполнять задание, сопровождая показ подробным объяснением. Самостоятельное воспроизведение воспитанниками образца.
3. Расслабляющие упражнения для глаз. Для профилактики нарушения зрения используются серии расслабляющих упражнений для глаз – дошкольники следят глазами за указкой педагога, который «рисует» с ее помощью различные фигуры (ломаные линии, геометрические фигуры, спирали и т.д.)
4. Зрительные или слуховые графические диктанты (в чередовании). Зрительные диктанты проводятся с использованием таблиц. Педагог показывает таблицу в течение 5 секунд и убирает ее. Дети должны вспомнить порядок расположения геометрических фигур на таблице и последовательно выложить их на столе. Затем результат сравнивается с оригиналом.
5. Динамические паузы.
6. Занимательные упражнения по развитию мелких движений мышц руки (штриховка или проведение непрерывной линии).
На занятиях воспитанники не испытывают утомление, у них увеличивается объем внимания, становится лучше зрительная, двигательная, мускульная, тактильная, словесная и слуховая память. Развивается речь и пространственное воображение.
- Организационно-педагогические условия
Адрес | Кемеровская область, город Новокузнецк, улица Авиаторов, 124 |
Место проведения | Подготовительная группа № 2 |
Материально- техническое оснащение | 1. Пособия для обучения детей счету:
2. Пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур:
3. Пособия для упражнений в распознавании величины предметов:
4. Пособия для упражнения детей в ориентировке во времени:
5. Пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке. 6. Настольно-печатные игры. 7. Головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, задачи на трансфигурацию с приложением образцов, наглядных инструкций; 8. Книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций. 9. «Змейка» Рубика, «Магнитные шарики». 10. Различные задачи, головоломки, лабиринты на развитие логического мышления. |
- Используемая литература
- Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников»
- Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька»
- Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
- З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольника» М.: Просвещение 1989 г.
- Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» 2005г.
- В.П. Новикова «Математические игры в детском саду»;
- О.А. Новиковская «Математика в играх и картинках»;
- В. Бачурина «Развивающие игры для дошкольников»;
- Ю.А. Вакуленко «Математика считалочка-выручалочка. Занимательный материал для занятий с детьми 5-7 лет»;
- Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова «Знакомим дошкольников с математикой»;
- Р.А. Жукова «Математика. Занимательные материалы. Средняя группа»;
- В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей»;
- Л. Бабич «365 увлекательных занятий для дошкольников»;
- «Давайте поиграем» под ред. А.А. Столяра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительное образование "Волшебная клеточка"
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ КЛЕТОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Создать условия через формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:Развитие мелкой моторики руки ребенка.Развитие слухового внимания.Развитие графического воспр...
Дополнительная программа "Волшебная клеточка"
Дополнительная программа "Волшебная клеточка"...