ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Волшебная клеточка"
рабочая программа (подготовительная группа)
АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«Волшебная клеточка» с детьми старшего дошкольного возраста (5- 7лет) группы компенсирующей направленности
Программа содержит следующие разделы:
1. Целевой раздел: Пояснительная записка. Цель и задачи рабочей программы. Учебный план. Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел: Тематическое планирование для детей 5-6. Тематическое планирование для детей 6-7. Методы и формы работы
3. Организационный раздел: Материалы и оборудование. Методическое обеспечение
4. Дополнительный раздел
Актуальность программы связана с проблемой слабо сформированной мелкой моторикой руки у ребенка с нарушением речевого развития. Развитие движений пальцев отстает, что ведет к задержке и речевого развития и общего развития детей с нарушением речи.
Цель программы – создание социальной ситуации развития для подготовки руки ребёнка к письму через:
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие графического воспроизведения.
Задачи программы:
- Формировать умения детей ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги
- Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения
- Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации
- Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.
- Воспитание старательности, аккуратности, усидчивости
- Воспитание навыков правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умения правильно держать карандаш
Настоящая программа описывает курс по подготовки руки к письму детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая и подготовительная группы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.docx | 327.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Центр развития ребёнка детский сад «Хрусталик»
Рекомендована к утверждению: Утверждена
Педагогическим советом приказом заведующего МБДОУ
МБДОУ «ЦРР – д/с «Хрусталик» «ЦРР – д/с «Хрусталик»
Протокол №1 от «30» августа 2021 года № 115 от «30» августа 2021 года
Дополнительная образовательная программа
«Волшебная клеточка»
Разработали: Воспитатели:
Эккерт Юлия Николаевна
высшая квалификационная категория
Абакан, 2021
Содержание
1. Целевой раздел: | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель и задачи рабочей программы | 3 |
1.3. Учебный план | 4 |
1.4. Планируемые результаты освоения программы | 4 |
2. Содержательный раздел: | |
2.1. Тематическое планирование для детей 5-6 | 4 |
2.2. Тематическое планирование для детей 6-7 | 9 |
2.3. Методы и формы работы | 13 |
3. Организационный раздел: | |
3.1. Материалы и оборудование | 13 |
3.2. Методическое обеспечение | 13 |
4. Дополнительный раздел | 15 |
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы связана с проблемой слабо сформированной мелкой моторикой руки у ребенка с нарушением речевого развития. Развитие движений пальцев отстает, что ведет к задержке и речевого развития и общего развития детей с нарушением речи. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма: быстро устаѐт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания
В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам, штриховка, пальчиковая гимнастика, графические диктанты для старших дошкольников. Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.
Графические диктанты. Включает в себя графические задания, формирующие у детей: умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, путем отчета указанного количества клеток, создавать силуэтное изображение животных, предметов, действовать в определенной последовательности и исправлять ошибки самостоятельно.
Штриховка. Включает в себя игры и упражнения на штриховку различными способами (горизонтальная, под углом, по форме предмета, вертикальная, на дорисовку и обводку, копирование картинок.
Рисование по клеточкам. Очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малышей пространственного воображения, координации движений, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости.
Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Реализация программы ведется в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
1.2. Цель и задачи рабочей программы
Цель программы – создание социальной ситуации развития для подготовки руки ребёнка к письму через:
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие графического воспроизведения.
Задачи программы:
- Формировать умения детей ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги
- Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения
- Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации
- Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.
- Воспитание старательности, аккуратности, усидчивости
- Воспитание навыков правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умения правильно держать карандаш
1.3. Учебный план
Настоящая программа описывает курс по подготовки руки к письму детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая и подготовительная группы). Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую или во вторую половину дня. Продолжительностью 25-30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
- Ориентируется в пространстве и на плоскости.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Сформированы графические навыки.
- Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.
2. Содержательный раздел.
2.1. Тематическое планирование для детей 5-6 лет
Неделя | Тема | Тема ООД | Задачи |
сентябрь | |||
1. | День знаний | 1. Знакомство с тетрадью в крупную клетку 2. Пальчиковая гимнастика: «Будем пальчики считать» 3. Рисуем узор по клеточкам | Ориентировка на клетке (нахождение левого угла клетки, середина, обводка клетки; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
2. | Правила дорожного движения | 1. Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Штриховка «Светофор» |
умение выполнять штриховку в фигуре. |
3. | Детский сад | 1. Пальчиковая гимнастика «Детский сад» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Обведи по точкам «Качели», «Лестница |
|
4. | Игрушки | 1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Штриховка «Мяч» | развивать мелкую моторику рук; формировать умение выполнять штриховку в фигуре; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца. |
октябрь | |||
1. | Осень | 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» 2. Знакомство с тетрадью, правилами письма 3. Рисование горизонтальных линий «Дождь идет» |
развивать умения проводить линии с опорой на клеточки. |
2. | Овощи. | 1. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» 2. Игра с массажным мячиком 3. Обведи по точкам овощи | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
3. | Фрукты | 1. Пальчиковая гимнастика «Фрукты» 2. Игра с массажным мячиком 3. Штриховка «Фрукты» | развивать мелкую моторику рук; работать по словесной инструкции формировать умение выполнять штриховку по образцу. |
4. | Сад. Огород | 1. Пальчиковая гимнастика «Однажды хозяйка с базара пришла» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. «Обведи дерево, не отрывая карандаш от бумаги» |
|
5. | Лес. Грибы и лесные ягоды | 1. Пальчиковая гимнастика «Грибы» 2. Игра с массажным мячиком 3. Обведи по точкам «Гриб» и раскрась шляпку | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; проводить линии с опорой на клеточки, обвести заданное количество клеток. |
ноябрь | |||
1. | Перелётные птицы | 1. Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Штриховка «Ягоды для птиц» | развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. |
2. | Одежда | 1. Пальчиковая гимнастика 2. Самомассаж карандашом 3. Графический диктант «Маленькая собочка» |
формировать умения ориентироваться на листе бумаги. |
3. | Обувь, одежда, головные уборы | 1. Пальчиковая гимнастика «Обувь» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Штриховка «Шляпа» | развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. |
4. | Ателье. | 1. Пальчиковая гимнастика «У Матрешиной сестрицы» 2. Самомассаж 3. Обведи по точкам не отрывая карандаша – платье | развивать мелкую моторику рук; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
декабрь | |||
1. | Зима. Зимние забавы. | 1. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы» 2. «Проведи линию посредине дорожки» 3. Графический диктант «Снежный ком» |
упражнять написание диктанта по показу. |
2. | Мебель, части мебели. | 1. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Рисование по клеточкам «Табуреточка» | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
3. | Семья | 1. Пальчиковая гимнастика «Семья» 2. Самомассаж карандашом 3. Графический диктант «Зигзак» | развивать мелкую моторику рук, память; совершенствовать графические навыки, развитие мелкой моторики. |
4. | Новогодний праздник | 1. Пальчиковая гимнастика «Новый год» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Рисование по клеточкам «Елочки» |
|
январь | |||
1. | каникулы | ||
2. | Зимующие птицы | 1. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» 2. Обведи по контуру и раскрась - «Цыпленок» 3. Штриховка «Ягоды для птиц» | развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. |
3. | Дикие животные и их детеныши. | 1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка» 2. Самомассаж карандашом 3. Графический диктант «Слон» |
совершенствовать графические навыки. |
4. | Почта | 1. Пальчиковая гимнастика «Что принёс нам почтальон?» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Рисование квадрата в две клетки | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
февраль | |||
1. | Транспорт | 1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2. Самомассаж «Су – джок» 3. Обведи и раскрась лодочку | развивать мелкую моторику рук; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
2. | Комнатные растения | 1. Пальчиковая гимнастика «Цветок» 2. Самомассаж карандашом 3. Обведи не отрывая карандаш от бумаги «Цветок» |
|
3. | Профессии | 1. Пальчиковая гимнастика «Профессии» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. «Дождик длинный и короткий»- рисование по клеточкам коротких (1 клетка) и длинных (2 клетки) верт. линий | развивать мелкую моторику рук; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца. |
4. | Наша армия | 1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы» 2. Самомассаж карандашом 3. Нарисуй узор из горизонтальных и вертикальных линий (в одну клетку) | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
март | |||
1. | Праздник 8 марта | 1. Пальчиковая гимнастика «Кто приехал» 2. Упражнение на мышление «Покажи флажок у которого в середине квадрат, справа круг, слева- треугольник 3. Графический диктант «Тюльпан» |
упражнять написание диктанта по показу. |
2. | Весна. День рождения весны | 1. Пальчиковая гимнастика «Подснежник» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. «Маленький и большой квадрат» | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
3. | Наша пища | 1. Пальчиковая гимнастика «Пять и пять пошли гулять» 2. Самомассаж массажными мячиками 3. Графический диктант «Змея» |
совершенствовать графические навыки, развитие мелкой моторики. |
4. | Откуда хлеб пришёл? | 1. Пальчиковая гимнастика «Помогаем маме» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. «Раскрась фигуры»- слуховой диктант | развивать мелкую моторику рук; проводить линии с опорой на клеточки, обвести заданное количество клеток; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца. |
апрель | |||
1. | Посуда | 1. Пальчиковая гимнастика «Посуда» 2. Самомассаж карандашом 3. Штриховка «Посуда» | развивать мелкую моторику рук; Закрепить умения заштриховывать фигуры в одном направлении. |
2. | Космос | 1. Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5- в космос полетел отряд» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Штриховка «Звездочка» | развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала; |
3. | Мой дом | 1. Пальчиковая гимнастика «Дом» 2. Самомассаж карандашом 3. Обведи по точкам и раскрась- «Дом с забором» |
|
4. | Домашние животные и их детеныши | 1.Пальчиковая гимнастика «Повстречались» 2. Самомассаж карандашом 3. Обведи кошку по точкам и дорисуй по образцу | развивать мелкую моторику рук; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
5. | Наша страна. Мой родной край | 1. Пальчиковая гимнастика «Россия – наша Родина» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Продолжи узор | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
май | |||
1. | каникулы | ||
2. | Человек | 1. Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Графический диктант «Ежик» |
формировать умение выполнять графический диктант под диктовку |
3. | Лето. Насекомые | 1. Пальчиковая гимнастика «Жук» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Штриховка «Божья коровка» | развивать мелкую моторику рук; закрепить умения штриховать только в заданном направлении; |
4. | Лето. Цветы на лугу. | 1. Пальчиковая гимнастика «Цветы» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Графический диктант «Большой цветок» |
|
2.2. Тематическое планирование для детей 6-7 лет
Неделя | Тема | Тема ООД | Задачи |
сентябрь | |||
1. | День знаний | 1.Пальчиковая гимнастика: «Дружат пальчики» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3.Штриховка «Колокольчик» | Ориентировка на клетке (нахождение левого угла клетки, середина, обводка клетки; формирование зрительно-двигательной координации; формировать умение выполнять штриховку по образцу. |
2. | Правила дорожного движения | 1. Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Обведи по клеткам и раскрась «Светофор» |
совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; |
3. | «Осень» | 1. Пальчиковая гимнастика «Осень» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Графический диктант «Зонтик» |
|
4. | «Деревья осенью» | 1. Пальчиковая гимнастика «Деревья» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Обведи по точкам не отрывая карандаша – «Деревья» | развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки. |
октябрь | |||
1. | «Овощи» | 1. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» 2. Знакомство с тетрадью, правилами письма 3. Штриховка «Овощи» |
развивать умения проводить линии с опорой на клеточки. |
2. | «Фрукты» | 1. Пальчиковая гимнастика «Фрукты» 2. Игра с массажным мячиком 3. Рисование по клеткам «Груша» | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
3. | «Насекомые» | 1. Пальчиковая гимнастика «Прилетела к нам вчера…» 2. Игра с массажным мячиком 3. Рисование по клеточкам «Бабочка» | развивать мелкую моторику рук; работать по словесной инструкции развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
4. | «Ягоды. Грибы» | 1. Пальчиковая гимнастика «Грибы» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Графический диктант «Гриб» |
|
ноябрь | |||
1. | «Зимующие птицы» | 1. Пальчиковая гимнастика «Прилетели птички…» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Штриховка «Снегирь» | развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. |
2. | «Домашние животные» | 1. Пальчиковая гимнастика «Добрая корова…» 2. Самомассаж карандашом 3. Рисование по клеткам «Кошка» | развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. |
3. | «Дикие животные» | 1. Пальчиковая гимнастика «Обувь» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Графический диктант «Ёжик» |
формировать умения ориентироваться на листе бумаги. |
4. | «Осенняя одежда, обувь, головные уборы» | 1. Пальчиковая гимнастика «У Матрешиной сестрицы» 2. Самомассаж 3. Обведи по точкам не отрывая карандаша – «Пальто» | развивать мелкую моторику рук; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
декабрь | |||
1. | Зима. | 1. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы» 2. «Проведи линию посредине дорожки» 3. Обведи по точкам не отрывая карандаша «Снежинки» |
развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
2. | «Мебель» | 1. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Рисование по клеточкам «Стол и стул» | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
3. | «Посуда» | 1. Пальчиковая гимнастика «Посуда» 2. Самомассаж карандашом 3. Графический диктант «Кастрюля» | развивать мелкую моторику рук, память; совершенствовать графические навыки, развитие мелкой моторики. |
4. | «Новый год» | 1. Пальчиковая гимнастика «Новый год» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Рисование по клеточкам «Елочки» |
|
январь | |||
1. | каникулы | ||
2. | «Комнатные растения» | 1. Пальчиковая гимнастика «Цветок» 2. Обведи по контуру и раскрась - 3. Штриховка «Комнатные растения» | развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. |
3. | «Животные жарких стран и их детёныши» | 1. Пальчиковая гимнастика «Если в жаркую страну…» 2. Самомассаж карандашом 3. Графический диктант «Жираф» |
совершенствовать графические навыки. |
4. | «Семья» | 1. Пальчиковая гимнастика «Семья» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Графический диктант «Собака» | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
февраль | |||
1. | «Инструменты» | 1. Пальчиковая гимнастика «Инструменты» 2. Самомассаж «Су – джок» 3. Обведи и раскрась «Лопата» | развивать мелкую моторику рук; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
2. | «Морские, речные, аквариумные обитатели» | 1. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» 2. Самомассаж карандашом 3. Обведи не отрывая карандаш от бумаги «Рыбка» |
|
3. | «День Защитника Отечества» | 1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Рисование по клеткам «Самолет» | развивать мелкую моторику рук; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
4. | «Транспорт» | 1. Пальчиковая гимнастика «Автобус» 2. Самомассаж карандашом 3. Графический диктант «Машина» | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца. |
март | |||
1. | «Мамин праздник» | 1. Пальчиковая гимнастика «Помошники» 2. Упражнение на мышление «Покажи флажок у которого в середине квадрат, справа круг, слева- треугольник 3. Продолжи цепочку цветов |
|
2. | «Весна» | 1. Пальчиковая гимнастика «Весна» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Обведи по клетка « Солнышко» | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
3. | «Перелетные птицы» | 1. Пальчиковая гимнастика «С юга птицы прилетели» 2. Самомассаж массажными мячиками 3. Графический диктант «Утка» |
совершенствовать графические навыки, развитие мелкой моторики. |
4. | «Растения животные весной» | 1. Пальчиковая гимнастика «Подснежник» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Графический диктант «Олень» | развивать мелкую моторику рук; проводить линии с опорой на клеточки, обвести заданное количество клеток; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца. |
апрель | |||
1. | «Наша страна» | 1. Пальчиковая гимнастика «Россия – наша Родина» 2. Самомассаж карандашом 3. Обведи и раскрась «Флаг» | развивать мелкую моторику рук; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
2. | «Профессии» | 1. Пальчиковая гимнастика «Повар готовил обед» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Обведи не отрывая карандаш от бумаги «Ключ» | развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца. |
3. | «Наш дом» | 1. Пальчиковая гимнастика «Дом» 2. Самомассаж карандашом 3. Обведи по точкам и раскрась- «Дом с забором» |
|
4. | «Сад – Огород –Лес» | 1.Пальчиковая гимнастика «Повстречались» 2. Самомассаж карандашом 3. Графический диктант «Цветок» | развивать мелкую моторику рук; формировать умения писать графические диктанты самостоятельно. |
5. | « Человек. ЗОЖ» | 1. Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Продолжи узор | развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
май | |||
1. | каникулы | ||
2. | «День победы» | 1. Пальчиковая гимнастика «Аты-баты, аты-баты, на парад идут солдаты…» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Рисование по клеточкам «Вечный огонь» |
развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. |
3. | «Школа» | 1. Пальчиковая гимнастика «Скоро в школу» 2. Самомассаж «Су-джок» 3. Штриховка «Портфель» | развивать мелкую моторику рук; закрепить умения штриховать только в заданном направлении; |
4. | «Лето» | 1. Пальчиковая гимнастика «Цветы» 2. Самомассаж теннисными мячиками 3. Графический диктант «Цветок» |
|
2.3. Методы используемые на занятиях
- Наглядные: Рассматривание иллюстративно-наглядного материала, наблюдение, использование ИКТ, работа по образцу.
- Практические: моделирование и анализ заданных ситуаций, игры с правилами, творческие игры, занимательные игры соревнования, викторины, работа в тетрадях.
- Словесные: беседы с детьми, чтение художественной литературы, объяснения, рассказ воспитателя.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – фотоотчёт детских работ.
3. Организационный раздел.
Предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения детей и взрослых.
3.1. Материалы и оборудование
1. Тетрадь в крупную клетку
2. Простые карандаши
3. Наборы образцов графических диктантов, штриховок.
4. Альбомы и тетради с образцами заданий
5. Развивающие игры, тетради
6. Ластик
7. Развивающие карточки
8. Иллюстративный материал по теме занятий.
В образовательной деятельности используются иллюстрации к занятиям, карты – схемы, подборка художественной литературы, музыкальная фонотека.
3.2 Методическое обеспечение
1. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: «Просвещение», 1985.
2. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Издание «Занятие», 1994.
3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб «Детство – Пресс», 2004.
4. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
5. Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. – М.: Речь, 2011.
6. Голубь В.Т. Графические диктанты.- ВАКО, 2009.
7. Интернет-ресурс www.kindergenii.ru .
8. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
9. Рахманова Е. М. 45 заданий для подготовки руки к письму
10. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е.В. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А 4, 406).
4. Дополнительный раздел.
Консультация для родителей
« Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»
Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев. Механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа.
Известный японский ученый Йосиро Цуцуми в течение тридцати лет изучал древнее манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями». Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех детских садах и школах Японии. Начиная с двухлетнего возраста детей обучают приемам самомассажа кистей рук и пальцев.
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками (приговорками).
2. Массаж ладонных поверхностей каменными металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять» направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.
3. Массаж грецкими орехами. Предлагается: а) катать два ореха между ладонями; б) прокатывать один орех между пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активируют нервные окончания, снимают напряжение.
5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «четок» (в прямом и обратном порядке).
Очень важно научить детей снимать напряжение со ступней с помощью веселых упражнений. Вот несколько примеров. «Собери листья». На полу разложены «листья» (из бумаги, ткани), их надо собрать пальцами ног.
«Нарисуй огурец (яблоко, квадрат, солнце, дом, треугольник)». Зажатым в пальцах ноги карандаш надо нарисовать названную фигуру. Для младших дошкольников подбираются более легкие упражнения: «Аплодисменты» ступнями, «Разведи пальцы ног», «Пятка о пятку», «Ноги здороваются». Медики и педагоги едины в своем мнении: такие игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряжённость, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему.
Консультация для родителей
«Графические диктанты – увлекательное развитие ребенка».
Писать графические диктанты можно предлагать ребенку с 5 лет. С ними более успешным будет развитие ребенка, а также его подготовка к школе. Зачем нужны графические диктанты Графические диктанты направлены на:
1. развитие мелкой моторики;
2. развитие произвольного внимания;
3. развитие координации движений;
4. развитие усидчивости;
5. развитие пространственного воображения;
6. расширение словарного запаса;
7. развитие орфографической зоркости.
Естественно, графические диктанты – это еще и эффективная подготовка руки к письму, к ориентированию по листу тетради.
Кроме того, что графические диктанты полезны, они еще и очень увлекают детей. Также их можно сделать общим семейным занятием – меняться ролями с ребенком, устраивать соревнования. А можно расширить задание: раскрась рисунок, вспомни стихотворение, отгадай загадку об этом объекте и т.п.
Как проводить графические диктанты. Для данных диктантов понадобится тетрадь в клеточку (сначала это может быть тетрадь в крупную клетку – 0,8 мм), карандаш, ластик и образцы объектов с заданиями для диктанта (на прозрачных и непрозрачных основах). Со временем можно составлять задания самостоятельно.
Графические диктанты можно проводить двумя разными способами:
1. Диктовать ребенку последовательность действий для диктанта по образцу: число клеточек и направление (вверх-вниз, вправо-влево). Сравнивать с образом лучше с помощью его наложения.
2. Предоставить ребенку образец рисунка и попросить его повторить его на своем листе в клеточку.
Советы по проведению графических диктантов:
1. Сначала задания для диктантов должны быть простыми.
2. Время выполнения не должно превышать нормы: 5 лет – 10-15 мин., 6-7 лет – 15-20 мин., от 7 лет – 20-25 мин.
3. Следите за осанкой ребенка, за тем, как он держит карандаш и как располагает тетрадь на столе.
4. Перед диктантом повторите определения направлений (вверх-вниз, вправо-влево).
5. Повторите ориентирование по листу тетради с этими же понятиями (верх, низ, право, лево).
Пальчиковая гимнастика
Графический диктант
«МАЛЕНЬКАЯ СОБАЧКА» | |
Начальная точка – отступить 2 клетки вниз и 1 клетку вправо. *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *2 клетки вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *3 клетки вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх. | |
«СОБАКА» | |
Начальная точка – 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *4 клетки вниз, *2 клетки вправо, *2 клетки вверх, *2 клетки вправо, *1 клетки вниз, *1 клетка влево, *5 клеток вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *2 клетки вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, 4 клетки вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вверх. | |
«ТЮЛЬПАН» | |
Начальная точка – 2 клетки вниз, 3 клетки вправо. *1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *3 клетки вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *3 клетки вверх. | |
«ЗМЕЯ» | |
Начальная точка – 2 клетки вниз, 8 клеток вправо. *2 клетки вправо, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *5 клеток вниз, *3 клетки влево, *4 клетки вверх, *1 клетка влево, *4 клетки вниз, *3 клетки влево, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *4 клетки вверх, *3 клетки вправо, *4 клетки вниз, *1 клетка вправо, *7 клеток вверх. |
«СЛОН» | |
Нач. точка – 2 клетки вниз, 3 - вправо. *4 клетки вправо, *1 клетка вниз, *3 клетки вправо, *7 клеток вниз, *2 клетки влево, *3 клетки вверх, *1 клетка влево, *3 клетки вниз, *2 клетки влево, *4 клетки вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо, *5 клеток вверх. |
«ЁЖИК» | |
Нач. точка – 5 клеток вниз, 2 - вправо. *3 клетки вниз, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетки вправо, *1 клетка вверх, *4 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *3 клетки влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево. | |
«БОЛЬШОЙ ЦВЕТОК» | |
Нач. точка – 2 клетки вниз, 3 - вправо. *3 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо,* 1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа"Волшебный мир оригами"
Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами" является программой художественно-эстетической направленности.Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям дошкольного воз...
Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.
Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельност...
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» для детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год.
Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.В программе представлен такой вид художественно...
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».
Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ КЛЕТОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: Создать условия через формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:Развитие мелкой моторики руки ребенка.Развитие слухового внимания.Развитие графического воспр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Актуальность программы обосновывается государственной политикой в области образования, где одно из первых мест выходит задача подготовки детей и подростков к творческому труду и развитие творчес...