ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ КЛЕТОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал (старшая группа)
Цель: Создать условия через формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие графического воспроизведения.
Задачи:
Обучающие:
- Научить детей ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги
- Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения.
- Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки.
Развивающие:
- Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.
- Развитие внимания к речи воспитателя, умения выполнять задания по словесной инструкции.
- Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитание старательности, аккуратности, усидчивости.
- Воспитание навыков правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умения правильно держать шариковую ручку (карандаш)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnaya_kletochka.docx | 203.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1»
Муниципального образования города Братска
665781, Иркутская область, город Братск, ж.р.Порожский, ул.50 лет Октября, 108
Телефон (3953)40-42-17, e-mail:mdoy.dsov.1.gribkova@yandex.ru
Рассмотрено На педагогическом совете Протокол № 1 от «06» сентября 2023г | Утверждаю: И.о. заведующего МБДОУ «ДСОВ №1» __________Е.И. Спириденко Приказ № от «___»______2023г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНАЯ КЛЕТОЧКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составил воспитатель:
Солдаткина Ульяна Андреевна
Братск, 2023г
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………... | 3 |
2. Учебный план…………………………………………………………….. | 6 |
3. Календарно-учебный график……………………………………………. | 8 |
4. Рабочая программа……………………………………………………….. | 8 |
4.1 Планируемые результаты………………………………………………. | 8 |
4.2 Тематическое содержание……………………………………………… | 8 |
4.3 Календарно-тематическое планирование……………………………... | 10 |
5. Педагогическая диагностика…………………………………………….. | 16 |
6. Методические материалы………………………………………………... 7. Формы и методы обучения……………………………………………… 8. Этапы реализации программы…………………………………………... 9. Заключение……………………………………………………………….. | 17 17 18 20 |
10. Список литературы…………………………………………………….. | 21 |
- Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.
Концепция программы. Планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми старшего возраста в соответствии с ФГОС.
Новизна и оригинальность программы заключается в представленной системе работы, выстроенной на основе организации образовательных мероприятий, разработанных с учетом вариативных форм, способов и направлений поддержки детской инициативы, особенностей взаимодействия с семьями воспитанников.
Новизна:«Волшебные клеточки» в том, что развитие мелкой моторикиявляется необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания –как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несетмоторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильныхвозможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания,подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитиеребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаютсятакие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветнымигелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа впрописях для дошкольников.
Программа направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку всоответствии с ФГОС ДО.
Актуальность программыв том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Все больше обнаруживается свидетельств, что разнообразный труд, развивающий руки, как ничто иное развивает и ум. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
«Рука - это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.
Цель: Создать условия через формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
- Развитие мелкой моторики руки ребенка.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие графического воспроизведения.
Задачи:
Обучающие:
- Научить детей ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги
- Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения.
- Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки.
Развивающие:
- Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.
- Развитие внимания к речи воспитателя, умения выполнять задания по словесной инструкции.
- Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитание старательности, аккуратности, усидчивости.
- Воспитание навыков правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умения правильно держать шариковую ручку (карандаш)
Содержание программы строиться на следующих принципах:
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующейизучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
- Принцип занимательности- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Разнообразие тематики, разнообразие художественных материалов формирует у детей желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто перенимают его опыт. Учёт индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
Материально-техническое обеспечение программы включает:
- группа, столы стулья;
- ноутбук;
- тетради, ручки, карандаши;
- картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, картотека артикуляционной гимнастики.
Срок освоения: Программа рассчитана на два года с 01.10.2023г по 31.04.2025г. с детьми старшей и подготовительной к школе группе.
Основной формой организации образовательной деятельности: индивидуальная, малая группа, очная, совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей. Набор детей производится по результатам начальной диагностики и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.
- Учебный план
Возраст детей | 5-6 лет |
Количество занятий в неделю | 1 раза |
Длительность одного занятия | 25 минут |
День недели | вторник |
Время проведения | 16:00 |
Количество детей, посещающих кружок | 10 человек |
Продолжительность | с октября по апрель |
Место проведения | группа |
Количество часов в месяц | 1 час 40 мин. |
Общее количество часов в год | 11 часов 40 мин. |
Возраст детей | 6-7 лет |
Количество занятий в неделю | 1 раза |
Длительность одного занятия | 30 минут |
День недели | вторник |
Время проведения | 16:00 |
Количество детей, посещающих кружок | 10 человек |
Продолжительность | с октября по апрель |
Место проведения | группа |
Количество часов в месяц | 2 часа |
Общее количество часов в год | 14 часов |
Условия вхождения в программу:
- Условием вхождения в программу является добровольное участие детей, согласие родителей (законных представителей) на занятия ребенка дополнительной специфической деятельностью.
- Занятия проводятся в эмоционально-комфортной обстановке, обеспечивающей детям положительный психологический настрой.
- Создание, соответствующих нормам, санитарно-гигиенических условий в помещении (освещение, нормирование длительности и частоты занятий с учетом возрастных особенностей).
- Календарно-учебный график
Календарный учебный график на первый год обучения 2023-2024
IIX | IX | XXI | XXII | II | XII | IIII | IIV | IV | VVI | VVII | VIII | |
Продолжительность 7 месяцев (с 01.10 до 30.04) | ||||||||||||
Сроки проведения первичной диагностики | ||||||||||||
Сроки проведения итоговой диагностики |
Календарный учебный график на первый год обучения 2024-2025
IIX | IX | XXI | XXII | II | XII | IIII | IIV | IV | VVI | VVII | VIII | |
Продолжительность 7 месяцев (с 01.10 до 30.04) | ||||||||||||
Сроки проведения первичной диагностики | ||||||||||||
Сроки проведения итоговой диагностики |
- Рабочая программа
- Планируемые результаты
Дети:
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
- Ориентируется в пространстве и на плоскости.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Сформированы графические навыки.
- Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
- Тематическое содержание
Программа дополнительного образования «Волшебные клеточки» направлена на повышение эффективности работы с детьми по подготовке руки к освоению письма, снижение риска дезадаптации в новых условиях, закрепление пространственных представлений, развитие внимания, памяти, аккуратности, усидчивости.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.
Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности.
На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму.
Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе «Волшебная клеточка».
- Календарно –тематическое планирование
Первый год обучения
(2023 - 2024)
Месяц | Тема занятия | Цель занятия | Количество занятий теория и практика | |
Октябрь | 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2. Знакомство с тетрадью, правилами письма. 3. Рисование горизонтальных линий «Дождь идет». | Развивать мелкую моторику рук; совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;развивать умения проводить линии с опорой на клеточки. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты». 2. Игра с массажным мячиком. 3. Обведи по точкам овощи. | Развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации;развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 | ||
1. Пальчиковая гимнастика «Фрукты». 2. Игра с массажным мячиком. 3. Штриховка «Фрукты». | Развивать мелкую моторику рук; работать по словесной инструкцииформировать умение выполнять штриховку по образцу. | 1 | ||
1. Пальчиковая гимнастика «Грибы». 2. Игра с массажным мячиком. 3. Обведи по точкам «Гриб» и раскрась шляпку. | Развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации;проводить линии с опорой на клеточки, обвести заданное количество клеток. | 1 | ||
Ноябрь | 1. Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы». 2. Самомассаж «Су-джок». 3. Штриховка «Ягоды для птиц». | Развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика. 2. Самомассаж карандашом. 3. Графический диктант «Маленькая собочка». |
| 1 | ||
1. Пальчиковая гимнастика «Обувь». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. Штриховка «Шляпа». | Развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. | 1 | ||
1. Пальчиковая гимнастика «У Матрешиной сестрицы». 2. Самомассаж. 3. Обведи по точкам не отрывая карандаша – платье. | Развивать мелкую моторику рук;развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 | ||
Декабрь | 1. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы». 2. «Проведи линию посредине дорожки». 3. Графический диктант «Снежный ком». |
упражнять написание диктанта по показу. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. Рисование по клеточкам «Табуреточка». | Развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 | ||
1. Пальчиковая гимнастика «Семья». 2. Самомассаж карандашом. 3. Графический диктант «Зигзак». | Развивать мелкую моторику рук, память; совершенствовать графические навыки, развитие мелкой моторики. | 1 | ||
1. Пальчиковая гимнастика «Новый год». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. Рисование по клеточкам «Елочки». |
| 1 | ||
Январь | 1. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы». 2. Обведи по контуру и раскрась - «Цыпленок». 3. Штриховка «Ягоды для птиц». | Развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка». 2. Самомассаж карандашом. 3. Графический диктант «Слон». |
| 1 | ||
1. Пальчиковая гимнастика «Что принёс нам почтальон?». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. Рисование квадрата в две клетки. | Развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 | ||
Февраль | 1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка». 2. Самомассаж «Су – джок». 3. Обведи и раскрась лодочку. | Развивать мелкую моторику рук;развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Цветок». 2. Самомассаж карандашом. 3. Обведи не отрывая карандаш от бумаги «Цветок». |
| 1 | ||
1. Пальчиковая гимнастика «Профессии». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. «Дождик длинный и короткий»- рисование по клеточкам коротких (1 клетка) и длинных (2 клетки) верт. Линий. | Развивать мелкую моторику рук;развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца. | 1 | ||
1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы». 2. Самомассаж карандашом. 3. Нарисуй узор из горизонтальных и вертикальных линий (в одну клетку). | Развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 | ||
Март | 1. Пальчиковая гимнастика «Кто приехал». 2. Упражнение на мышление «Покажи флажок у которого в середине квадрат, справа круг, слева- треугольник. 3. Графический диктант «Тюльпан». |
| 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Подснежник». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. «Маленький и большой квадрат». | Развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 | ||
1. Пальчиковая гимнастика «Пять и пять пошли гулять». 2. Самомассаж массажными мячиками. 3. Графический диктант «Змея». |
| 1 | ||
1. Пальчиковая гимнастика «Помогаем маме». 2. Самомассаж «Су-джок». 3. «Раскрась фигуры»- слуховой диктант. | Развивать мелкую моторику рук; проводить линии с опорой на клеточки, обвести заданное количество клеток;воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца. | 1 | ||
Апрель | 1. Пальчиковая гимнастика «Посуда». 2. Самомассаж карандашом. 3. Штриховка «Посуда». | Развивать мелкую моторику рук. Закрепить умения заштриховывать фигуры в одном направлении. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5- в космос полетел отряд». 2. Самомассаж «Су-джок». 3. Штриховка «Звездочка». | Развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. | 1 | ||
1. Пальчиковая гимнастика «Дом». 2. Самомассаж карандашом. 3. Обведи по точкам и раскрась- «Дом с забором». |
| 1 | ||
1.Пальчиковая гимнастика «Повстречались». 2. Самомассаж карандашом. 3. Обведи кошку по точкам и дорисуй по образцу. | Развивать мелкую моторику рук;развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 |
Календарно- тематическое планирование
Второй год обучения
(2024-2025)
Месяц | Тема занятия | Цель занятия | Количество занятий теория и практика |
Октябрь | 1.Пальчиковая гимнастика: «Дружат пальчики». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3.Штриховка «Колокольчик». | Ориентировка на клетке (нахождение левого угла клетки, середина, обводка клетки;формирование зрительно-двигательной координации;формировать умение выполнять штриховку по образцу. | 1 |
1. Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много». 2. Самомассаж «Су-джок». 3. Обведи по клеткам и раскрась «Светофор». |
совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Осень». 2. Самомассаж «Су-джок». 3. Графический диктант «Зонтик». |
| 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Деревья». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. Обведи по точкам не отрывая карандаша – «Деревья». | Развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки. | 1 | |
Ноябрь | 1. Пальчиковая гимнастика «Прилетели птички…». 2. Самомассаж «Су-джок». 3. Штриховка «Снегирь». | Развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. | 1 |
1. Пальчиковая гимнастика «Добрая корова…». 2. Самомассаж карандашом. 3. Рисование по клеткам «Кошка». | Развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Обувь». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. Графический диктант «Ёжик». |
| 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «У Матрешиной сестрицы». 2. Самомассаж. 3. Обведи по точкам не отрывая карандаша – «Пальто». | Развивать мелкую моторику рук; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 | |
Декабрь | 1. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы». 2. «Проведи линию посредине дорожки». 3. Обведи по точкам не отрывая карандаша «Снежинки». |
развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 |
1. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. Рисование по клеточкам «Стол и стул». | Развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Посуда». 2. Самомассаж карандашом. 3. Графический диктант «Кастрюля». | Развивать мелкую моторику рук, память; совершенствовать графические навыки, развитие мелкой моторики. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Новый год». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. Рисование по клеточкам «Елочки». |
| 1 | |
Январь | 1. Пальчиковая гимнастика «Цветок». 2. Обведи по контуру и раскрась. 3. Штриховка «Комнатные растения». | Развивать мелкую моторику рук; упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала. | 1 |
1. Пальчиковая гимнастика «Если в жаркую страну…». 2. Самомассаж карандашом. 3. Графический диктант «Жираф». |
совершенствовать графические навыки. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Семья». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. Графический диктант «Собака». | Развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 | |
Февраль | 1. Пальчиковая гимнастика «Инструменты». 2. Самомассаж «Су – джок». 3. Обведи и раскрась «Лопата». | Развивать мелкую моторику рук; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 |
1. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». 2. Самомассаж карандашом. 3. Обведи не отрывая карандаш от бумаги «Рыбка». |
| 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. Рисование по клеткам «Самолет». | Развивать мелкую моторику рук; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Автобус». 2. Самомассаж карандашом. 3. Графический диктант «Машина». | Развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации;воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца. | 1 | |
Март | 1. Пальчиковая гимнастика «Помошники». 2. Упражнение на мышление «Покажи флажок у которого в середине квадрат, справа круг, слева- треугольник. 3. Продолжи цепочку цветов. |
| 1 |
1. Пальчиковая гимнастика «Весна». 2. Самомассаж теннисными мячиками. 3. Обведи по клетке «Солнышко». | Развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации; развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «С юга птицы прилетели». 2. Самомассаж массажными мячиками. 3. Графический диктант «Утка». |
| 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Подснежник». 2. Самомассаж «Су-джок». 3. Графический диктант «Олень». | Развивать мелкую моторику рук; проводить линии с опорой на клеточки, обвести заданное количество клеток; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца. | 1 | |
Апрель | 1. Пальчиковая гимнастика «Повар готовил обед». 2. Самомассаж «Су-джок». 3. Обведи не отрывая карандаш от бумаги «Ключ». | Развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, усидчивость, умение довести дело до конца. | 1 |
1. Пальчиковая гимнастика «Дом». 2. Самомассаж карандашом. 3. Обведи по точкам и раскрась- «Дом с забором». |
| 1 | |
1.Пальчиковая гимнастика «Повстречались». 2. Самомассаж карандашом. 3. Графический диктант «Цветок». | Развивать мелкую моторику рук;формировать умения писать графические диктанты самостоятельно. | 1 | |
1. Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек». 2. Самомассаж «Су-джок». 3. Продолжи узор. | Развивать мелкую моторику рук; формирование зрительно-двигательной координации;развивать умения проводить линии с опорой на клеточки, обводить клетку. | 1 |
- Педагогическая диагностика
Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для профессиональной коррекции особенностей их мелко- моторного развития.
- Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1-2 неделя октября; 3-4 неделя апреля с целью выявления графо-моторного развития, получающих дополнительную образовательную услугу. Также возможно обследование по мере возникновения потребности или по запросу родителей.
- Обследованиедошкольниковпроводитсясиспользованиемметодикопределения уровня графо - моторного развития детей используютсякритерии оценки формирования мелкой моторики руки С.Е. Большаковой; экспресс-диагностика в детском саду Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко
Диагностика навыков и умений детей, посещающих кружок «Волшебные клеточки»
ФИ ребенка | Ориентировка на листе бумаги в клетку | Ориентировка в пространстве | Диктанты по раскраскам | Диктант по клеточкам | Линейные графические диктанты | |
Итог: |
Оценки критериев:
Красный – отлично справляется самостоятельно.
Синий – хорошо с помощью взрослого.
Зеленый - не выполнят.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.
- Методические материалы
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий подводящий диалог);
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами);
- работа со схемами, планами, образцами;
- практическая работа (выкладывание картинок из счетных палочек, фасоли, т.д.; выполнение заданий в индивидуальных карточках, тетрадях).
- Формы и методы обучения
Методы:
Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
Эвристический: работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.
Исследовательский: самостоятельная работа детей.
Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, игра.
Образовательная деятельность включает выполнение следующих заданий:
- Дидактическая игра.
- Игры с пальчиками.
- Пальчиковые игры со счетными палочками.
- Пальчиковые игры со стихами.
- Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
- Рисование по трафаретам.
- Штриховка.
- Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
- Работа в занимательных - прописях для дошкольников.
Данная Программа интегрируется с образовательными областями «Познание. Конструирование. Математическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое творчество», «Безопасность», «Социально – коммуникативное».
- Этапы реализации программы
1 этап. Подготовительный (сентябрь):
Задачи: создание условий и разработка системы работы для развития графических навыков детей. Определение уровня графо - моторного развития детей на начало программы.
Содержание работы:
1. Осуществление теоретического осмысления проблемы.
2. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
3.Формулирование исходных позиций исследования на основании изучения существующих теорий, разработка понятийного аппарата.
4. Определение цели и задач.
5. Разработка системы работы по развитию графо - моторных навыков у детей.
6. Разработка перспективного плана работы совместной деятельности в режиме дня.
8. Подбор и систематизация материала.
9. Разработка консультаций для родителей.
10. Выявление уровня развития мелкой моторики и графо - моторных навыков у детей.
2 этап. Выполнение программы (октябрь – апрель):
Задачи: приобретение практических навыков и умений в ходе регулярной практической деятельности. Развитие детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Содержание работы:
1. Реализация планов совместной деятельности в режиме дня по программе с детьми старшего возраста.
2. Составление сборника заданий для детей, бесед, познавательных игр.
3. Разработка консультативного материала, для родителей.
3 этап. Обобщающий (май):
Задачи: систематизация информационно-методического материала по развитию тонких координированных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления.
Обмен педагогическим опытом в рамках образовательного учреждения.
Содержание работы:
1. Подведение итогов работы в рамках совместной деятельности с детьми и родителями по программе.
2. Анализ эффективности системы работы с детьми по развитию графо - моторных навыков
3. Разработка методических рекомендаций.
4. Подготовка презентационного буклета, фотоальбомов, отражающих содержание работы с детьми.
5. Систематизация заданий продуктивной деятельности по развитию графо - моторики.
6. Разработка и подборка материала для изготовления совместных работ детей и родителей.
7. Формулирование выводов, оформление результатов.
Заключение
Программа дополнительного образования имеет социально-педагогическую направленность и способствует всестороннему развитию ребенка: Это в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки, освоении основных графических навыков, подготовило руку ребенка к письму.
Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, т. е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные клеточки» отвечает актуальным запросам участников образовательного процесса и позволяет чётко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, актуализирует его внутренние ресурсы и включает механизм самокоррекции.
Список литературы
- Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технологияинтеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет. «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. -М.: «Просвещение», 1985
- Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004
- Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
- Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. Голубь В. ТЦ Сфера, М.2006
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
- Тетрадь. Графические диктанты. Домашние животные. Автор: Сыропятова Г.А. Издательство: Издательский дом ЛИТУР Год: 2012 Графические диктанты для мальчиков и девочек 5 - 7 лет, Автор: ред. Васильева И. Издательство: Стрекоза. – Год: 2010
Дополнительный раздел.
Консультация для родителей
« Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»
Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори. Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев. Механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа.
Известный японский ученый ЙосироЦуцуми в течение тридцати лет изучал древнее манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями». Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех детских садах и школах Японии. Начиная с двухлетнего возраста детей обучают приемам самомассажа кистей рук и пальцев.
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками (приговорками).
2. Массаж ладонных поверхностей каменными металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять» направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.
3. Массаж грецкими орехами. Предлагается: а) катать два ореха между ладонями; б) прокатывать один орех между пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активируют нервные окончания, снимают напряжение.
5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «четок» (в прямом и обратном порядке).
Очень важно научить детей снимать напряжение со ступней с помощью веселых упражнений. Вот несколько примеров. «Собери листья». На полу разложены «листья» (из бумаги, ткани), их надо собрать пальцами ног.
«Нарисуй огурец (яблоко, квадрат, солнце, дом, треугольник)». Зажатым в пальцах ноги карандаш надо нарисовать названную фигуру. Для младших дошкольников подбираются более легкие упражнения: «Аплодисменты» ступнями, «Разведи пальцы ног», «Пятка о пятку», «Ноги здороваются». Медики и педагоги едины в своем мнении: такие игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряжённость, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему.
Консультация для родителей
«Графические диктанты – увлекательное развитие ребенка».
Писать графические диктанты можно предлагать ребенку с 5 лет. С ними более успешным будет развитие ребенка, а также его подготовка к школе. Зачем нужны графические диктанты Графические диктанты направлены на:
1. развитие мелкой моторики;
2. развитие произвольного внимания;
3. развитие координации движений;
4. развитие усидчивости;
5. развитие пространственного воображения;
6. расширение словарного запаса;
7. развитие орфографической зоркости.
Естественно, графические диктанты – это еще и эффективная подготовка руки к письму, к ориентированию по листу тетради.
Кроме того, что графические диктанты полезны, они еще и очень увлекают детей. Также их можно сделать общим семейным занятием – меняться ролями с ребенком, устраивать соревнования. А можно расширить задание: раскрась рисунок, вспомни стихотворение, отгадай загадку об этом объекте и т.п.
Как проводить графические диктанты. Для данных диктантов понадобится тетрадь в клеточку (сначала это может быть тетрадь в крупную клетку – 0,8 мм), карандаш, ластик и образцы объектов с заданиями для диктанта (на прозрачных и непрозрачных основах). Со временем можно составлять задания самостоятельно.
Графические диктанты можно проводить двумя разными способами:
1. Диктовать ребенку последовательность действий для диктанта по образцу: число клеточек и направление (вверх-вниз, вправо-влево). Сравнивать с образом лучше с помощью его наложения.
2. Предоставить ребенку образец рисунка и попросить его повторить его на своем листе в клеточку.
Советы по проведению графических диктантов:
1. Сначала задания для диктантов должны быть простыми.
2. Время выполнения не должно превышать нормы: 5 лет – 10-15 мин., 6-7 лет – 15-20 мин., от 7 лет – 20-25 мин.
3. Следите за осанкой ребенка, за тем, как он держит карандаш и как располагает тетрадь на столе.
4. Перед диктантом повторите определения направлений (вверх-вниз, вправо-влево).
5. Повторите ориентирование по листу тетради с этими же понятиями (верх, низ, право, лево).
Пальчиковая гимнастика
1. | «Раз, два, три, четыре, пять…» Раз, два, три, четыре, пять, Вместе будет их десяток, | |
2. | «Дорожных правил очень много» Дорожных правил очень много. Два - сигналы светофора, | «грозят» пальчиками загибают поочередно пальцы хлопки руками показывают «класс!» большим пальцем |
3. | «Детский сад» Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. Буду в садике играть И конструктор собирать, И игрушки за собой убирать. Буду бойко танцевать И лепить, и рисовать, Буду песни каждый день напевать. | хлопки на каждое слово показ жеста «ку-ку» - спрятаться пальцы кистей соприкасаются руки движутся вправо-влево приседание имитировать лепку, рисование руки сложить "замком" перед собой |
4. | «Игрушки» Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, Это зайка, Это пёс. Вот машинка без колёс. Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки. | Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть. |
5. | «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять. Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. | Загибают пальчики, начиная с большого Сжимают и разжимают кулачки «Шагают» пальчики по столу |
6. | «Засолка капусты» Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем, Мы капусту солим, солим. Мы капусту мнем, мнем И в баночки кладем А потом пробуем. | Движения прямыми ладонями Потереть ладони друг о друга Сложить пальцы в щепотку. Сжимать и разжимать кулачки. |
7. | «Фрукты» Вот на белом блюдце в ряд Фрукты спелые лежат: Раз – чудесный апельсин, Два – душистый мандарин, Три – в атласном платье слива, Аппетитна и красива! А четыре – это груша. Хочешь эту грушу скушать? | Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев, на каждое название фрукта. |
8. | «Однажды хозяйка с базара пришла» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свёклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свёклу. Ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, Горох, петрушка и свёкла. Ох! И суп овощной оказался неплох! | шагать пальчиками по столу загибать по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках хлопок попеременные удары кулачками и ладонями загибать по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках хлопок стучать ребром каждой ладони по столу загибать по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках хлопок (ладони сложить крест-накрест на столе) загибать по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках хлопок (показывать, как едят суп) |
9. | «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять. | Разгибаем пальчики,
|
10. | «Перелетные птицы» Птицы перелетные В стаи собираются, В края теплые летят, До весны прощаются. Стаи журавлиные, Стаи лебединые, Стаи соловьиные, Гусиные, утиные – К югу все они летят, Здесь замерзнуть не хотят. Как наступят холода – Не найдется им еда. | Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз. Сжимают пальцы рук в кулаки. Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз. Двигают пальцами рук – «машут, прощаются». Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке |
11. | «Одежда» Раз, два, три, четыре, пять – Будем вещи мы стирать: Платье, брюки и носочки, Юбку, кофточку, платочки. Шарф и шапку не забудем – Их стирать мы тоже будем. |
Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки. Кулачки имитируют стирку. |
12. | «Обувь» Раз, два, три, четыре, пять Будем обувь считать: Раз – туфли, Два – сапожки, Три ботинки, Четыре – босоножки И, конечно, тапки – пять. Ножкам надо отдыхать. | загибает пальцы на руке. |
13. | «У Матрешиной сестрицы» У Матрешиной сестрицы По деревне небылицы: Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка — в жилете, Петушок — в берете, Коза — в сарафане, Заинька — в кафтане, А всех их пригоже Корова в рогоже. | |
14. | «Зимние забавы» Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается. Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. | Поочередно соединяют большой палец с остальными Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны Поочередно соединяют большой палец с остальными Крутят ладошками в воздухе - «фонарики» |
15. | «Много мебели в квартире» Раз, два, три, четыре, Много мебели квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили Много мебели в квартире. | Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками. |
16. | «Дружная семейка» Раз уселась на скамейке/ | пальцы сжаты в кулак разогнуть большой палец разогнуть средний и безымянный разогнуть мизинец |
17. | «На елке» Мы на елке веселились, Мы плясали и резвились. После добрый Дед Мороз Нам подарки принес. Дал большущие пакеты, В них же – вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин | Ритмичные хлопки в ладоши Ритмичные удары кулачками «Шагают» средним и указательным пальцами по стол «Рисуют» руками большой круг Ритмичные хлопки. Загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с большого. |
18. | Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» Мы повесили кормушки, В них насыпали зерно. Для голодных птиц зимою Очень вкусное оно. Прилетайте к нам, синицы, Голубь, клест и воробей! И, конечно, ждем мы в гости Красногрудых снегирей. | Дети имитируют движения. Имитируют движения. Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц. |
19. | «Сидит белка» Сидит белка на тележке Продает она орешки: Лисичке – сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. | Попросить ребенка подпереть голову кулачком Загибает пальчики Кулачок сжат |
20. | «Что принёс нам почтальон?» Что принёс нам почтальон? С толстой сумкой ходит он. Перевод, журнал, газету. В бандероли – две кассеты И письмо от тёти Вали, Чтоб её приезда ждали. | Сжимаем и разжимаем кулачки «Шагают» пальчиками по столу На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого Маховые движения кистями обеих рук, ладошками вверх «зовём» к себе |
21. | «Лодочка» Две ладошки прижму и по морю поплыву. Две ладошки друзья - это лодочка моя Паруса подниму, синим морем поплыву. А по бурным волнам плывут рыбки тут и там. | Ладони лодочкой, волнообразные движения рук Поднять выпрямленные ладони вверх Имитация движений волн и рыбок |
22. | «Цветок» Наши красные цветочки
Распускают лепесточки. Ветерок немножко дышит, Лепестки колышет. Наши красные цветочки Закрывают лепесточки, Они тихо засыпают, И головкою кивают. | Прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки Потом раскрываются в виде чаши, перед лицом Затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке Кисти рук наклоняются влево и вправо Прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки |
23. | «Профессии» Много есть профессий знатных, | Соединять пальцы правой руки с большим Соединять пальцы левой руки с большим Сжимать и разжимать кулачки |
24. | «Бойцы» Пальцы эти — все бойцы, Удалые молодцы. И солдат в боях бывалых. Два — гвардейца-храбреца, Два — сметливых молодца. Два — героя безымянных, Но в работе очень рьяных. Два мизинца — коротышки — Будем молодцев считать.
| Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами Пальцы сжаты в кулак, подняты малых только большие Показывают указательные пальцы Показывают мизинцы Поочередно считают пальцы на левой руке Показывают ладони, разводят стороны пальцы и сводят их Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши |
25. | «Кто приехал» Кто приехал? Мы, мы, мы. Мама, мама, это ты? Да, да, да. Папа, папа, это ты? Да, да, да. Братец, братец, это ты? Да, да, да. Ах, сестричка, это ты? Да, да, да. | Хлопать кончиками пальцев. Хлопать кончиками больших и указательных пальцев. Большие и средние пальцы. Большие и безымянные пальцы. Большие пальцы и мизинцы. |
26. | «Подснежник» "Я родился! Я родился! Снег пробил
И распустился Ух, какой ты, снег, колючий О морозах зря мечтаешь Скоро ты совсем растаешь Уплывёшь потоком в речку И не скажешь ни словечка!" | Ладони от груди поднимаем вверх 2 раза Ладони в форме бутона поднимаем на уровень глаз Раскрываем ладони, Вместе грозят пальцем Хлопают себя по плечам и водят указательным пальцем влево-вправо Ладонями машут от себя Волнообразные движения кистями Указательный палец левой, а затем правой руки подносим к губам |
27. | «Пять и пять пошли гулять» Пять и пять пошли гулять. Вместе весело играть. Повернулись, улыбнулись, В кулачок опять свернулись Вот какие молодцы. | Сжимание - разжимание пальцев рук Вращение кистей рук Стучать кулачками |
28. | «Помогаем маме» В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала
В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч,
А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье
| Кулачки трём друг о друга Кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу |
29. | «Посуда» Мы в новом магазине посуду покупали:
Тарелки, блюдца, чашки На полках выбирали. | Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять. Поднимать поочередно пальцы левой руки |
30. | «1,2,3,4,5- в космос полетел отряд» 1,2,3,4,5. Будем в космосе лететь. 1 – комета. 2 – планета. 3 – луноход. 4 – звездолет. 5 – земля, До свидания друзья! | Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки Дети вращают кистью, которая сжата в кулак Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого Дети машут кистью руки, как бы прощаясь |
31. | «Дом» Я хочу построить дом,
| Руки сложить домиком, и поднять над головой Пальчики обеих рук соединить в кружочек Ладошки рук соединяем вместе вертикально Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – "бутончик тюльпана" |
32. | «Повстречались» Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу». Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го» Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога! | На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы. |
33. | «Россия – наша Родина» Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы… На твоих церквах старинных Вырастали дерева. Глаз не схватит улиц длинных… Это матушка – Москва. | Хлопок, кулачок Поочерёдно загибать пальчики Сгибать, разгибать пальчики |
34. | «Веселый человечек» Я – веселый человечек, Я гуляю и пою. Я – веселый человечек, Очень я играть люблю. Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. Руки я затем помою, Пальчик к пальчику сложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. | Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» ют» по столу Растирают ладони Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги Потирают ладони Складывают пальцы в замок |
35. | «Жук» Я веселый майский жук. Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу, А зовут меня Жу-Жу. | Сжать кулачок Указательный палец и мизинец Развести в стороны — «усы» Шевелить пальцами-усами |
36. | «Цветы» Посадили в землю зернышко, На небе выглянуло солнышко. Свети, солнышко, свети! Расти, зернышко, расти! Появляются на стебельке листочки, Распускаются на стебельке цветочки, | "Положите" в ладонь ребёнка «зернышко» Сжимаем кисти и по очереди разжимаем Ладони соединить вместе и поднимать руки вверх Соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках Сжимаем кисти и по-очереди разжимаем |
Графический диктант
«МАЛЕНЬКАЯ СОБАЧКА» | |
Начальная точка – отступить 2 клетки вниз и 1 клетку вправо. *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *2 клетки вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *3 клетки вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх. | |
«СОБАКА» | |
Начальная точка – 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *4 клетки вниз, *2 клетки вправо, *2 клетки вверх, *2 клетки вправо, *1 клетки вниз, *1 клетка влево, *5 клеток вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *2 клетки вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, 4 клетки вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вверх. | |
«ТЮЛЬПАН» | |
Начальная точка – 2 клетки вниз, 3 клетки вправо. *1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *3 клетки вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *2 клетки влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *3 клетки вверх. | |
«ЗМЕЯ» | |
Начальная точка – 2 клетки вниз, 8 клеток вправо. *2 клетки вправо, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *5 клеток вниз, *3 клетки влево, *4 клетки вверх, *1 клетка влево, *4 клетки вниз, *3 клетки влево, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *4 клетки вверх, *3 клетки вправо, *4 клетки вниз, *1 клетка вправо, *7 клеток вверх. |
«СЛОН» | |
Нач. точка – 2 клетки вниз, 3 - вправо. *4 клетки вправо, *1 клетка вниз, *3 клетки вправо, *7 клеток вниз, *2 клетки влево, *3 клетки вверх, *1 клетка влево, *3 клетки вниз, *2 клетки влево, *4 клетки вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо, *5 клеток вверх. |
«ЁЖИК» | |
Нач. точка – 5 клеток вниз, 2 - вправо. *3 клетки вниз, *2 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетки вправо, *1 клетка вверх, *4 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *2 клетки вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *3 клетки влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево. | |
«БОЛЬШОЙ ЦВЕТОК» | |
Нач. точка – 2 клетки вниз, 3 - вправо. *3 клетки вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вниз, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо,* 1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. Задачи: 1) формирование представление детей старшего дошкольно...
Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год
laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...
Дополнительная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блоки Дьенеша. Цветная логика»
Аннотация к программе дополнительного образования«Блоки Дьенеша. Цветная логика».Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению дет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно при...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Юный конструктор» разработана на основе педагогических решений от LEGO Education.Концепция программы. Современное образование стремится ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Степ – аэробика» для детей старшего дошкольного возраста.
Дополнительная общеразвивающая программа "Степ-аэробика" для детей старшего дошкольного возраста....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" (для детей старшего дошкольного возраста)
Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки программы дошкольного образования. Решение математических задач, связанных с логиче...