Программа кружка «Клеточка за клеточкой» в подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа)

Закирова Айзиля Гайфулловна

Программа кружка «Клеточка за клеточкой»

Автор: Закирова А.Г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи кружка.
  3. Комплектование группы.
  4. Формы организации кружка.
  5. Формы работы с детьми.
  6. Методы работы.
  7. Время проведения кружка.
  8. Перспективно-календарный план кружка.
  9. Программно-методическое обеспечение работы кружка.
  10. Мониторинг
  1. Пояснительная записка.

Современная школа предъявляет большие требования к детям поступающим в первый класс. К сожалению уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно –двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу в кружке «Клетка за клеткой».

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.

И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст- это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.

2. Цели и задачи кружка «Клетка за клеткой»:

Цель: Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, на листе, в клеточке. Развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений из геометрических фигур.

Задачи:

  • Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
  • Учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур.
  • Обобщать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
  • Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.

3.Комплектование группы.

Группа в соответствии с возрастом детей:  подготовительная к школе группа наполняемость 25 человек.

4.Формы организации кружка.

- Индивидуальные

- Подгрупповые

-Групповые

5. Формы работы

-Беседа

-Интегративная деятельность

6. Методы работы с детьми.

-Словесные.

-Наглядные.

-Практические

7. Время проведения кружка.

Пятница 15.40. – 16.10.

 

 

 

 

 

 

 

8. Перспективный план кружка

 «Клетка за клеткой».

 

№п/п

Тема

Цель

Упражнения

Количество занятий

Октябрь

1.

Определение ведущей руки у детей.

Познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы)

1.Достать бусинку ложкой из стакана.

2.Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

3.Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.

2

2.

Знакомство с тетрадью с крупной клеткой.

1.Клетка-это домик. У домика есть пол, стены, и потолок, также и у клетки есть пол, стены, потолок.

2. Игра с клеткой.

Найти в клетке центр.

Найти левый верхний угол.

Найти правый нижний угол

3

3.

Рисование по клеточкам самостоятельно по желанию.

1.Ходьба по клеткам

Хождение по клеткам пальчиками.

Хождение по клеткам ручкой, через клетку.

2

4.

Рисование по клеточкам, простейший узор.

1.Рисование внутри клетки предметов округлой формы,

пирамидка, крепость.

3

Ноябрь

1.

Точки.

Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны)

1.Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом (шариковой ручкой).

2

2.

Палочки.

 

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам (вертикальные, горизонтальные).

3

3.

Линия.

Учить работать в пределах границ и строки по опорным точкам.

Доведение длинных и коротких линий.

2

4.

Квадрат.

Обведи фигуры и раскрась: один квадрат синим, а другой красным цветом.

3

Декабрь

1.

Узор.

Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, учить соблюдать интервал («ходим» через клетку)

Нарисуй по клеточкам простейший узор.

2

2.

Линии внутри предмета.

Песочные часы в клетке.

«Снежинки».

3

3.

Штриховка.

Птички на ветках сидят.

2

4.

Рисование по образцу.

Нарисуй по клеточкам ёлки.

3

Январь

1.

Соедини точки

Учить работать по опорным точкам.

Доведение длинных и коротких линий.

2

2.

Лабиринт

Доведи до цели линию.

3

3.

Скопируй

Скопируй узор

2

4.

Таблица

Найди закономерности и дорисуй линию.

3

Февраль

1.

Закономерность

Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, учить соблюдать интервал («ходим» через клетку).

Заверши рисунок

2

2.

Составь узор

Сложи узор

3

3.

Цепочка фигур

Продолжи цепочку (реши примеры).

2

4.

Рисование по образцу (выбор детей).

Нарисуй по клеткам (белочка, волк)

3

Март

1.

Фигуры

Учить работать в пределах границ фигуры.

Нарисуй фигуры. Найди ошибку.

2

2.

Штриховка

Скопируй образец и выполни штриховку.

3

3.

Чертёж

Заверши чертёж

2

4.

Рисование по образцу (выбор детей)

Нарисуй по клеткам (дятел, заяц, ёж)

3

Апрель

1.

Квадрат

Учить ориентироваться по клеткам.

Нарисуй квадраты через клетку. Раскрась половину квадрата желтым цветом, а половину зеленым.

2

2.

Кроссворд

Составь кроссворд по теме «Космос».

3

3.

Инженер

Сделай чертеж по описанию (1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево,1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо).

2

4.

Рисование по образцу (выбор детей)

Нарисуй по клеткам (волк, медведь, лиса).

3

Итого:

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Методическое обеспечение работы кружка «Клетка за клеткой».

Программно-методическое обеспечение

Перечень программ и технологий

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-5-е изд., испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.-2008с.
  2. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.-224с.

Перечень пособий

  1. Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62 стр

11.   Мониторинг.

Мониторинг развития у детей форсированности навыков ориентировки в пространстве по основным направлениям, представлений о точке и линии как о средствах языка графики, способности освоения способов построения графических изображений геометрических фигур, разбиения фигур на части, воссоздания фигур из частей, преобразования формы фигур проводится 1 раз в год ( май ).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования кружка «Клетка за клеткой».

(Задания подбираются по усмотрению педагога)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kletka_za_kletku_kruzhok.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Клетка за клеткой»

Автор: Закирова А.Г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи кружка.
  3. Комплектование группы.
  4. Формы организации кружка.
  5. Формы работы с детьми.
  6. Методы работы.
  7. Время проведения кружка.
  8. Перспективно-календарный план кружка.
  9. Программно-методическое обеспечение работы кружка.
  10. Мониторинг.

  1. Пояснительная записка.

Современная школа предъявляет большие требования к детям поступающим в первый класс. К сожалению уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно –двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу в кружке «Клетка за клеткой».

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.

И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст- это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.

2. Цели и задачи кружка «Клетка за клеткой»:

Цель: Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, на листе, в клеточке. Развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений из геометрических фигур.

Задачи:

  • Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
  • Учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур.
  • Обобщать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
  • Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.

3.Комплектование группы.

Группа в соответствии с возрастом детей:  подготовительная к школе группа наполняемость 25 человек.

4.Формы организации кружка.

- Индивидуальные

- Подгрупповые

-Групповые

5. Формы работы

-Беседа

-Интегративная деятельность

6. Методы работы с детьми.

-Словесные.

-Наглядные.

-Практические

7. Время проведения кружка.

Пятница 15.40. – 16.10.

8. Перспективный план кружка

 «Клетка за клеткой».

№п/п

Тема

Цель

Упражнения

Количество занятий

Октябрь

1.

Определение ведущей руки у детей.

Познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы)

1.Достать бусинку ложкой из стакана.

2.Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

3.Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.

2

2.

Знакомство с тетрадью с крупной клеткой.

1.Клетка-это домик. У домика есть пол, стены, и потолок, также и у клетки есть пол, стены, потолок.

2. Игра с клеткой.

Найти в клетке центр.

Найти левый верхний угол.

Найти правый нижний угол

3

3.

Рисование по клеточкам самостоятельно по желанию.

1.Ходьба по клеткам

Хождение по клеткам пальчиками.

Хождение по клеткам ручкой, через клетку.

2

4.

Рисование по клеточкам, простейший узор.

1.Рисование внутри клетки предметов округлой формы,

пирамидка, крепость.

3

Ноябрь

1.

Точки.

Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны)

1.Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом (шариковой ручкой).

2

2.

Палочки.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам (вертикальные, горизонтальные).

3

3.

Линия.

Учить работать в пределах границ и строки по опорным точкам.

Доведение длинных и коротких линий.

2

4.

Квадрат.

Обведи фигуры и раскрась: один квадрат синим, а другой красным цветом.

3

Декабрь

1.

Узор.

Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, учить соблюдать интервал («ходим» через клетку)

Нарисуй по клеточкам простейший узор.

2

2.

Линии внутри предмета.

Песочные часы в клетке.

«Снежинки».

3

3.

Штриховка.

Птички на ветках сидят.

2

4.

Рисование по образцу.

Нарисуй по клеточкам ёлки.

3

Январь

1.

Соедини точки

Учить работать по опорным точкам.

Доведение длинных и коротких линий.

2

2.

Лабиринт

Доведи до цели линию.

3

3.

Скопируй

Скопируй узор

2

4.

Таблица

Найди закономерности и дорисуй линию.

3

Февраль

1.

Закономерность

Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, учить соблюдать интервал («ходим» через клетку).

Заверши рисунок

2

2.

Составь узор

Сложи узор

3

3.

Цепочка фигур

Продолжи цепочку (реши примеры).

2

4.

Рисование по образцу (выбор детей).

Нарисуй по клеткам (белочка, волк)

3

Март

1.

Фигуры

Учить работать в пределах границ фигуры.

Нарисуй фигуры. Найди ошибку.

2

2.

Штриховка

Скопируй образец и выполни штриховку.

3

3.

Чертёж

Заверши чертёж

2

4.

Рисование по образцу (выбор детей)

Нарисуй по клеткам (дятел, заяц, ёж)

3

Апрель

1.

Квадрат

Учить ориентироваться по клеткам.

Нарисуй квадраты через клетку. Раскрась половину квадрата желтым цветом, а половину зеленым.

2

2.

Кроссворд

Составь кроссворд по теме «Космос».

3

3.

Инженер

Сделай чертеж по описанию (1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево,1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо).

2

4.

Рисование по образцу (выбор детей)

Нарисуй по клеткам (волк, медведь, лиса).

3

Итого:

70

9. Методическое обеспечение работы кружка «Клетка за клеткой».

Программно-методическое обеспечение

Перечень программ и технологий

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-5-е изд., испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.-2008с.
  2. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.-224с.

Перечень пособий

  1. Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62 стр

11.   Мониторинг.

Мониторинг развития у детей форсированности навыков ориентировки в пространстве по основным направлениям, представлений о точке и линии как о средствах языка графики, способности освоения способов построения графических изображений геометрических фигур, разбиения фигур на части, воссоздания фигур из частей, преобразования формы фигур проводится 1 раз в год ( май ).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования кружка «Клетка за клеткой».

(Задания подбираются по усмотрению педагога)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Математические ступеньки" для детей подготовительной группы

РАБОЧАЯ программа  кружка «Математические ступеньки» составлена на основе авторской программы «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет» Федосова Н. А., Коваленко Е.В., Дядю...

Рабочая программа кружка по обучению чтению в подготовительной группе детского сада "АБВГДейка"

Образовательная программа  кружка «АБВГДЕЙКА» (старший дошкольный возраст) разработана на основе программы по подготовке к обучению грамоте Е.В. Колесниковой «От звука к букве»....

Авторская программа кружка "Декоративное рисование с детьми подготовительной группы"

Автором представлена программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно прикладным искусством....

Рабочая программа кружка «Хочу все знать» Старшая (подготовительная группа)

Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной обра...

Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей подготовительной группы

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...