ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
статья по обучению грамоте (старшая группа)

Зайцева Дарья Павловна

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи IIIуровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaytseva_d._p._statya_1.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Зайцева Дарья Павловна

Студентка 2 курса магистратуры, заочное отд., Уральский государственный педагогический университет 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail:zaitsewainlove@yandex.ru.

Научный руководитель: Каракулова Елена Викторовна, к. п. н., доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия.

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи IIIуровня.

Ключевые слова:дошкольники; фонематический слух; фонематическое восприятие; общее недоразвитие речи; высшие психические функции.  

THEORETICAL STUDY OF THE DEVELOPMENT OF PHONEMIC PERCEPTION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF THE III LEVEL

ZaytsevaDariaPavlovna

The student of 1 course of a magistracy, extramural DEP. Ural state pedagogical University, 620017, Russia, Ekaterinburg, PR-t Kosmonavtov, 26; e-mail: palokdrov@mail.ru

Research advisor:Karakulova Elena Victorovna, Candidate of Pedagogy, Аssociate professorDepartment of Speech Therapy and Dysontogenesis, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Summary:The article is devoted to the problem of underdevelopment of speech of preschool children, namely the formation of phonemic perception. Features of formation of phonemic processes at perception at children with the General underdevelopment of speech of the III level, interrelation of phonemic perception and the higher mental functions are considered.

Key words: preschool children; phonemic hearing; phonemic perception; General underdevelopment of speech; higher mental functions.

Своевременное овладение правильной речью играет определяющую роль в становлении полноценной личности ребенка, а сформированные фонематические процессы являются важной предпосылкой для овладения письмом и чтением. Проблему развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста исследовали Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др. Специалисты различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Н. И. Дъяконова характеризует «фонематическое восприятие» как способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Н. И. Жинкин описывает «фонематический слух» какслежение за непрерывным потоком слогов», различение искаженного произношения и восприятие звуков в различных фонетических позициях. Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.Н. Цейтлин определяют «фонематический слух» как речевой процесс, обеспечивающий выделение существенных признаков звуков речи и отвлечение от несущественных.

Известно, что ребенок овладевает речью на основе ее слухового восприятия. Дети с нарушением фонематического слуха и фонематического восприятия сталкиваются с трудностями в усвоении словесной речи и ее дальнейшем воспроизведении.

Д. Б. Эльконин отмечал, что в раннем детстве ребенок воспринимает речь как единый комплекс, обладающий ритмо-мелодической структурой. В дальнейшем, когда высшие психические функции достигают необходимого уровня развития, формируется способность различать фонемы. Переходя от акустического восприятия к артикуляции, ребенок овладевает активным словарем.Происходит формирование фонематического восприятия, которое Д. Б. Эльконин определил как умственные действия по анализу, специально воспитанные умения по различению фонем и установлению звуковой структуры слова.

Определяющее значения для фонематического восприятия играет произвольное внимание, которое формируется в норме к началу второго года жизни и позволяет ребенку прослушать и воспринять речевой сигнал. Кратковременная и долговременная память помогают сформировать акустический «эталон». Мышление сопровождает процессы анализа и синтеза при отборе нужной фонемы.

Т. Б. Филичева описала развитие фонематическихпроцессов в онтогенезе: от узнавания неречевых звуков до становления навыка звукового анализа.

А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Г. М. Лямина, Н. X. Швачкин доказали, что для дальнейшего развития ребенка владения первичным фонематическим слухом недостаточно. Для совершенствования произношения, а также формирования навыков письма и чтения требуется формирование фонематического восприятия. Об этом писала Г. В. Чиркина, уделяя большое значение коррекции этих процессов при работе над звукопроизношением.

У детей старшего дошкольного возраста с нарушением фонематического восприятия наблюдаются следующие затруднения и ошибки:

  1. произнесение контрастных фонем, на фоне правильного воспроизведения изолированного звука;
  2. затруднения при выделении конкретного звука из слога или слова;
  3. проблемы с названием слов на заданный звук;
  4. трудности в определении ударной позиции в слове;
  5. невозможность выделения гласного в односложных словах.

Р. Е. Левина отмечала, что данные нарушения часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Рассматривая особенности речи детей данной категории, исследователи подчеркивают наличие стойких нарушений в овладении учебным материалом, что свидетельствует о взаимосвязи фонематического недоразвития и высших психических функций.Нарушение фонематического восприятия наблюдается на фоне снижение внимания и недоразвития вербальной памяти, трудностей в формировании наглядно-образного мышления.

У описываемой категории детей разговорная речь сформирована на достаточном уровне, однако многие слова дети употребляют в неверном контексте из-за недостаточного владения словарем. По сравнению с первыми двумя уровнями недоразвития речи, ОНР III уровня подразумевает меньшие нарушения в развитии звукопроизношения и словарного запаса.

Т. Б. Филичеватакже обратила внимание на несформированностьу детей данной категории процессов различения звуков, непохожих по артикуляционным и акустическим характеристикам, процессов синтеза и анализа, а также нарушения лексико-грамматического строя речи.

Таким образом, фонематическое восприятие обусловлено нарушениями дифференциации звуков речи и формирования высших психических функций. Успешность дальнейшего развития ребенка и его обучения в школе во многом зависит от фонематического восприятия.

Список использованных источников:

  1. Дъяконова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дъяконова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
  2. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. –СПб.: СОЮЗ, 1999. – 220 с.
  3. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей / Р. Е. Левина. –М.: АРКТИ, 2005. – 221 с.
  4. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. 5-е изд. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 211 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...

Программа кружковой работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Речецветик»

Речевая функция является одной из важнейших функций человека.Фонематические нарушения у детей дошкольного возраста являются распространенными, имеют стойкий характер, оказывают отрицательное влияние н...

Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Речь является одной из важнейших высшей психической функцией человека. На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие воображе...

План по самообразованию на тему: "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Актуальность.Нарушения речи у детей – достаточно распространенное явление. У детей с нарушениями речи в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонема...

Статья "РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Аннотация. Речь у ребенка формируется с ранних лет, переходя от младенческого лепета к произношению слов и формированию словарного запаса. Нарушение в развитии речи связано, в том числе, с формировани...

Картотека игр по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи с использованием пособия «Круги Луллия»

Предлагаю варианты игр по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи....

Индивидуальный план работы по самообразованию "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

У детей с ОНР одним из самых значимых несформированных аспектов являются фонематический слух и восприятие. Поэтому особое внимание в ходе коррекционной работы с детьми должно быть уделено фонематическ...