Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обучению.

По материалам обследования последних лет 15-20% детей выпускается из детского сада с несовершенным произношением, причиной которого является несформированный фонематический слух, который является одной из главных составляющих речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обучению.

По материалам обследования последних лет 15-20% детей выпускается из детского сада с несовершенным произношением, причиной которого является несформированный фонематический слух, который является одной из главных составляющих речи.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Такие дети читают медленно, с ошибками, при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Дети с недостаточным развитием фонематического слуха, приступая к обучению грамоте, испытывают затруднения в звуко-буквенном анализе, они не могут усвоить правила грамматики и правописания.

Большое значение этой проблеме придавал Каше Г.А. В своей книге «Подготовка к школе» он обращал внимание на то, что несфоримированность фонематических представлений приводит к тому, что готовность у таких детей к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем у нормально говорящих сверстников.

Огромное количество игр по развитию фонетико-фонематической стороны речи для дошкольников разработала Нищева Н.В. в «Играй-различайке». Рекомендуемые игры могут быть использованы для формирования правильной речи у детей.

Швайко Г.С. в работе «Игры и игровые упражнения для развития речи» предлагает игры на развитие фонематического слуха, которые построены с постепенным усложнением. Их можно использовать на занятии, для самостоятельных игр, для индивидуальной и подгрупповой работы.

  Работу по формированию фонематического слуха начинаем с развития понимания речи, а также слухового внимания и слуховой памяти.  Дети по инструкции выполняют действия с различными игрушками, предметами.  Например, положи игрушку на определённое место, поставь машинку в гараж, принеси тот или иной предмет и т. п.

Вызвав у детей интерес к речевому общению, продолжаем учить различать неречевые звуки по характеру звучания.  Так на занятии «Звучащее слово» проводится игра «Молчанка». Ребята слушают  «тишину» и вдруг начинают среди шумов таких привычных и незаметных в повседневной суете различать гул машин, шум ветра, лай собак, пение птиц. В работе используем различные самодельные шумовые игрушки, куда насыпаны различные материалы: песок, рис, пуговицы, манка. Дети внимательно слушают и стараются угадать.  С интересом в течение дня дети играют в игры: «Узнай, что звучит», «Узнай, где звучит», «Назови звуки улицы», «Найди по звучанию такую же баночку».

С удовольствием дети играют на музыкальных инструментах, запоминают их звучание, а на занятии, за ширмой, отгадывают, что звучит. Здесь важно научить детей различать звучание одного инструмента или нескольких. Для развития акустических свойств (громкость, высота, длительность), тембра голоса проводим такие игры: «Эхо», «Поезд», «Близко - далеко», «Высоко - низко».

Развитию слухового внимания способствует различение музыкальных ритмов (редкий, частый), и темпов (умеренный, быстрый, медленный). Дети отстукивают, отхлопывают различные по сложности музыкальные ритмы, пытаются воспроизвести их с помощью звучащих игрушек. Нравится детям задание, когда под музыку, например, укачивают куклу, подбрасывают мяч.

В дальнейшем выясняем с детьми, что все, что мы слышим вокруг – это звуки. Они нас окружают. Люди общаются между собой с помощью речи. Речь состоит из слов, а слова из звуков. Педагог произносит любой звук, короткое слово и с помощью таблицы, на которой изображены рука, нос, глаза, рот, уши, выясняет, что звуки нельзя потрогать, понюхать, увидеть. Их можно услышать и сказать. Вместе с ребятами драматизируем сказку «Репка». Все роли исполняют сами артисты – дети, выясняют кто, за кем стоит. Оказывается точно также вначале,  в середине, в конце – стоят звуки в словах. В дальнейшем, для закрепления расположения звуков в словах  используем линейку, на которой обозначены красными полосками начало, середина и конец слова. А с помощью «бегунка» определяем где же «спрятался звук».

Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает следующие этапы:

- Анализ и синтез слияний гласных звуков: ау, уа, иа.

- Выделение начальных гласных ударных звуков из слов типа: утка, аист, иглы.

- Выделение начальных безударных гласных звуков из слов: арбуз, индюк.

- Выделение конечных согласных из слов типа: мак, кот, дом.

- Анализ и синтез закрытых (обратных) слогов: ак, уп, он, им.

- Анализ и синтез открытых (прямых) слогов типа: па, му, ко.

- Выделение начальных согласных звуков из слов типа: нос, мак, дым.

- Определение места любого заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

- Полный звуковой анализ слов (сколько звуков в слове, какова их последовательность, характеристика каждого звука) типа: осы, кот, мама.

Начинаем работу с изучения гласных звуков: [у], [а], [и], [о], [э],  [ы].  

Например, знакомство со звуком [у] начинаем с показа картинок, в названии которых есть звук [у]: утка, удочка, ухо, улица. Выясняем, какой звук стоит в начале этих слов. Знакомим с артикуляцией этого звука. Когда мы произносим звук [у] то, губы вытянуты вперёд трубочкой, между зубами расстояние. Объясняем детям, что это звук гласный, его можно петь и тянуть, так как при произношении звука [у] язык, зубы и губы не мешают воздуху свободно выходить из ротика.

Чтобы дети лучше поняли и запомнили, почему звук называется гласным, играем в игру «Поезд». Объясняем, что  поезд идёт ещё совсем далеко и гудок еле слышен. Предлагаем ребятам спеть его, только тихо – у-у-у-у. А теперь поезд приближается, и гудок звучит громче (дети поют), совсем рядом (дети поют громко).

Затем дети, произнося звук [у] и делают движения, как будто сматывают клубочек. Кто потянет звук дольше, у того клубочек будет больше. Делают вывод, что этот звук можно петь и тянуть, поэтому он называется  гласным. А обозначать его нужно красным квадратиком: гласный – красный.

Далее предлагаем услышать этот звук в словах и хлопнуть в ладоши. Проводим игру «Услышишь - хлопни». Показываем картинки, называем их громко, чётко, выделяя голосом звук. В игре «Доскажи словечко», предлагаем отгадать слова, с определённым звуком.  

Постепенно работа по знакомству с другими гласными звуками усложняется. Например, дети придумывают имена с этими звуками, добавляют нужные слова в предложении. После знакомства с фруктами, припоминают слова со звуком [а], например ананас, апельсин, абрикос,  определяют, где «спрятался» или «живёт» в этих словах звук [а]. Используем логопедические сказки, где дети, выслушав текст должны запомнить как можно больше слов на заданный звук. Делим  детей две команды: колобков и грибков. По окончании игры подсчитывают, сколько у кого грибков и колобков. У кого больше фигурок, тот и выиграл.

На следующем этапе проходит слияние звуков [а], [у]. Учим детей анализировать звуковой ряд, сначала из двух элементов  [ау], [уа], затем четырёх  [аоуи], [иуао]. Называется словосочетание, пропевается, дети должны назвать 1-ый, 2-ой звук. Затем соединяем их с вопросом: « Кто так кричит?» и только после этого детям предлагаем выложить красные квадратики. Задаём такие вопросы:  Сколько вы положили перед собой? Что обозначает первый квадратик? Что обозначает второй квадратик? Продолжается работа по выделению начальных безударных звуков [а], [у], [и] из слов.

На четвёртом этапе вводится термин «согласный звук». Начинаем работу с заинтересовывающего момента, так как тема трудная, требующая внимания. Можно начать с рассказывания сказки:

«В одной маленькой, волшебной стране, жили-были звуки. Одни всё время пели, тянули разные мелодии, были очень весёлыми и голосистыми. (Дети называют эти звуки). Но там жили и другие звуки. Они шипели, пыхтели, жужжали, звенели…»

Начать знакомство можно с показа картинок на определённый звук или чтением стихотворения, выделив нужный звук, игрой «Четвёртый лишний», можно выполнить задание «Доскажи словечко». Важно правильно показать артикуляцию звука. Дети не только должны обратить внимание на положение «артикуляционных органов», но и «прочувствовать артикуляцию», а не просто произнести звук.

Дошкольники узнают, что согласный звук нельзя петь и тянуть, произносить его надо кратко. Он бывает глухой и звонкий. Детям предлагается положить руку на горлышко и произнести любой звук. Если в горлышке «звенит» голосок – звук звонкий, если нет – глухой. Оказывается, согласные звуки ещё могут быть твёрдыми и мягкими. Чтобы дети лучше запомнили и поняли, предлагаем им потрогать покрашенную в зелёный цвет губку и «синий» камень. В начале работы, чтобы дети услышали мягкость и твёрдость звуков, звучание подчёркивается голосом.

Следующим этапом работы является выделение звука из ряда других звуков, слогов, слов.  Проводятся игры: «Кто больше», «Внимательный слушатель», «Нужное слово», «Зоркий глаз». Продолжается работа по обучению анализу звукового ряда. В игре «Живые звуки», например, 1,2,3 звуки.  На каждый звук выходит ребёнок. Каждый называет свой звук, эти звуки дошколята складывают в слово и считают их количество. И только после этого составляют схему слова, обозначая каждый звук определённым квадратом, что позволяет ребятам увидеть слово с помощью цветных квадратов и полосок. Слово – полоской жёлтого цвета, гласный звук – квадратом красного цвета, согласный твёрдый звук – квадратом синего цвета, согласный мягкий – квадратом зелёного цвета.

Развитие навыков элементарного звукового анализа начинаем с ознакомления детей с тем, что слова делятся на части, а каждая часть называется слогом. Их можно отхлопать, прошагать, отстучать молоточком, прогреметь погремушкой, прозвенеть колокольчиком. Начинаем с простых слов, постепенно усложняя задание. Дети учатся называть количество слогов, затем 1-ый слог, 2-ой, 3-ий, меняя очерёдность.  Сначала это двусложные, затем трёхсложные слова. Полезны задания по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, подбор слов к данным звуковым схемам, готовые схемы к словам.

 Определяется наличие звука и его места в слове с опорой на картинки. Таким образом, ребёнок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении.

К концу старшей группы дети могут анализировать звукосочетания (типа ау, аи), осуществлять синтез гласных звуков (ау, уа, иа), звук на фоне слова, гласные и согласные звуки, звук в начале и в конце слова, называть количество звуков в слове.

В подготовительной группе обучение элементам грамоты предусматривает решение следующих задач:

- Познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;

- Научить детей читать буквы, слоги слова;

- Научить детей писать печатным шрифтом буквы, слоги и слова;

При решении этих задач звуковой образ звука сравнивается с графическим образом. Очень важно, чтобы дети понимали, что звук, то, что мы слышим и произносим, а букву мы видим, пишем и читаем. Знакомство с буквой начинаем с того, что дети рассматривают эту букву, отмечают, из скольких элементов она состоит, на что она похожа. Для того  чтобы лучше запомнилась буква дети складывают её из палочек, рисуют в воздухе, и только тогда начинают печатать в тетради. Печатают вначале буквы, затем слоги, слова, предложения.

Параллельно с письмом дети начинают читать, используя разрезную азбуку, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых и прочитанных слогов и слов. Предлагаем  различные задания. Например, с целью изменения фонетического звучания и смысла слова, одну  букву нужно заменить  на другую (кошка – кашка) или  из слова кит сделать кот – ток – сок – сук – тук – ток – тик.   Более сложные задания для детей из слова, например, «картошка» найти и прочитать другие слова, решить кроссворд.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического слуха проводится одновременно с развитием анализа звукового состава речи. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Усложняется звуковой анализ. Последовательность  составления буквенной схемы слова следующая:

- Определяется количество слогов;

- Выделяются гласные звуки;

- Определяется количество и последовательность звуков в каждом слоге, общее количество звуков и их последовательность;

- Выкладывается схема;

Под каждый квадратик подкладывается буква и читается слово. К концу этого периода дети овладевают умением членить предложения на слова. Проводится это в игровой форме, а затем выкладывают схему предложения из полосок.

 Применение соответствующих методов и приёмов, в тесном сотрудничестве логопеда с воспитателем,  позволит в более короткие сроки и с высокой результативностью добиться положительных результатов коррекционной работы. Предложенная система работы позволяет сформировать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления у детей к моменту поступления в школу.

     Работа по данной теме проводится в сотрудничестве с  родителями, что позволяет  привлечь их к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений чтения и письма.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие фонематического слуха у детей с ОНР  имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, что в свою очередь будет способствовать успешному обучению детей в школе и, несомненно, повлечет за собой всестороннее развитие личности ребенка.

Литература:      

  1. Дурова Н. В. Фонематика. — М., Мозаика-Синтез, 2002 г;     
  2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г;     
  3.  Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. — Гуманитарный издательский центр ВЛАДООС, 1999 г;     
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1999 г;     
  5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., «Просвещение»,1988г;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

Программа кружковой работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Речецветик»

Речевая функция является одной из важнейших функций человека.Фонематические нарушения у детей дошкольного возраста являются распространенными, имеют стойкий характер, оказывают отрицательное влияние н...

Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Речь является одной из важнейших высшей психической функцией человека. На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие воображе...

План по самообразованию на тему: "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Актуальность.Нарушения речи у детей – достаточно распространенное явление. У детей с нарушениями речи в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонема...

Статья "РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Аннотация. Речь у ребенка формируется с ранних лет, переходя от младенческого лепета к произношению слов и формированию словарного запаса. Нарушение в развитии речи связано, в том числе, с формировани...

Картотека игр по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи с использованием пособия «Круги Луллия»

Предлагаю варианты игр по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи....

Индивидуальный план работы по самообразованию "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

У детей с ОНР одним из самых значимых несформированных аспектов являются фонематический слух и восприятие. Поэтому особое внимание в ходе коррекционной работы с детьми должно быть уделено фонематическ...