Картотека игр по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи с использованием пособия «Круги Луллия»
картотека по развитию речи

Новоселова Татьяна Александровна

Предлагаю варианты игр по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_krugami_lulliya.docx709.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Картотека игр по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи

с использованием пособия

«Круги Луллия»

Подготовила:

учитель-логопед

Новоселова Т.А.

г. Рубцовск

Пособие «Круги Луллия» состоит из четырех вращающихся кругов разного диаметра, сверху закреплена подвижная рамка. Круги считают от центра к краю, первый круг – верхний, самый маленький, затем второй, третий и четвертый – самый большой.

Алгоритм проведения игры:

1. Раскладка предметных картинок по секторам кругов;

2. Постановка игровой задачи перед детьми;

3. Раскручивание кругов;

4. Познавательная, речевая деятельность детей: установка соответствия путём вращения кругов таким образом, чтобы под рамкой расположились требуемые изображения;

5. Подведение итогов, рефлексия.

Рассмотрим варианты игр по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи.

Варианты игр c «Кругами Луллия»

Игра «Найди парочку»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: Логопед раскладывает картинки на двух кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию. Например: миска-мишка, коза-коса, мышка-мошка, лак-мак, дым-дом, лапа-липа.

Вариант усложнения: Составить цепочку из трех слов так, чтобы каждое следующее слово отличалось от предыдущего только одним звуком. Например: миска-мишка-шишка, коза-коса-роса, мышка-мошка-кошка, лак-мак-рак, дым-дом-ком, лапа-липа-лупа.

Работа c «Кругами Луллия» может проводиться во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности.

Игра «Придумай предложение»

Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие грамматического строя речи.

Ход игры: Логопед раскладывает на кругах предметные картинки c автоматизируемым звуком. Предлагает раскрутить круги, выбрать под рамкой пару картинок и придумать предложение c получившейся парой слов. Например: рак, река. Рак живет в реке. В реке плавает рак. К реке подполз рак.

На начальных этапах работы педагог использует конструкцию, состоящую из двух кругов. Постепенно задания усложняются, количество кругов увеличивается до четырех.

Игра «Слушай внимательно!»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов, закрепление умения выделять первый звук в слове, развитие слухового внимания.

Ход игры: 

1 вариант: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. Например: бант-барабан, кот-книга.

2 вариант: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на мягкие согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. Например: вилка-велосипед, лист- лимон.

Игра «Рифмуй-ка»

Цель: развитие фонематического слуха, формирование умения подбирать рифмующиеся слова, развитие речевого творчества.H:\J_CPRA_X64F\Луллий мастер класс ПМ\фото в презент\рифмуйка\IMG_4604.JPG

Ход игры: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки. Предлагает объединить рифмующиеся слова и расположить пару под рамкой. Например: ворона-корона, врач-грач, глаза-коза, мишка-шишка, часы-усы. Затем предлагает сочинить двустишье или четверостишье c любой парой слов.

На примере этой игры мы видим, что на основе одного набора карточек, задания можно изменять и дополнять в зависимости от коррекционных задач.

Игра «Звукaрик»

Цель: развитие фонематического восприятия, умения выделять первый звук в слове.H:\J_CPRA_X64F\Луллий мастер класс ПМ\фото в презент\звукарик\IMG_4633.JPG

Ход игры: Логопед выставляет на одном круге карточки c синими, зелеными, красными точками, обозначающими первый звук в слове, на другом круге – предметные картинки, названия которых начинаются на гласный, твердый или мягкий согласный звук. Предлагает объединить картинки c символами первых звуков. Например: красная точка-ива, синяя точка-волк, зелёная точка-кит.

Вариант усложнения: Взять ещё один набор карточек c точками разных цветов и разложить на третий круг. Детям предлагается выбрать картинку, определить первый и последний звук в этом слове и обозначить их точками соответствующего цвета.

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: закрепление умения определять место звука в слове, развитие навыков звукового анализа слов.

Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге схемы с указанием места заданных звуков в слове (в начале, середине или конце слова), на другом -  предметные картинки. Просит подобрать картинку к схеме.

Дети с удовольствием играют c «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя отработанные на занятиях задания, a так же придумывая новые игры и задания, комбинируя ранее полученные знания с собственным опытом и воображением.

Игра «Будь внимательным»

Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление умения определять последний звук в слове.

Ход игры: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает объединить под рамкой картинки с одинаковыми последними звуками. Например: гусь-карась, лес-нос.

Игра «Найди пару по твердости – мягкости»

Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление умения определять первый звук в слове.

Ход игры: На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем, просит объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. Например: лиса-лампа, волк-вилка.

Игра «Найди пару по звонкости – глухости»

Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление умения выделять первый звук в слове.

Ход игры: На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на звонкие согласные звуки, на другом – предметные картинки, начинающиеся на парные глухие согласные звуки. Затем предлагает объединить картинки c парными по звонкости – глухости первыми звуками. Например: зонт-снег, бант-подарок.

Игра «Подбери слово к звуковой схеме»

Цель: развитие навыков звукового анализа слов.

Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге звуковые схемы слов, на другом – предметные картинки и предлагает объединить объекты c подходящими схемами. Например: зеленый, красный, синий - лес; синий, красный, синий, красный, синий - банан.H:\J_CPRA_X64F\Луллий мастер класс ПМ\фото в презент\цепочка сслов\IMG_4609.JPG

Игра «Цепочка слов»

Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове, ориентироваться в звуковом составе слова.

Ход игры: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки. Предлагает составить под рамкой верную пару так, чтобы второе слово начиналось со звука, на который заканчивается первое слово. Например: дом-мост, топор-рак.

Вариант усложнения: Предложить детям продолжить цепочку, т.е. третья картинка подбирается так, чтобы следующее слово начиналось со звука, на который заканчивается второе слово. Например: дом-мост-танк, кит-туфли-ива.

Игра «Читаем слоги»

Цель: развитие навыков слогового синтеза.

Ход игры: Логопед раскладывает на кругах слоги, предлагает раскрутить их таким образом, чтобы под рамкой получилось слово.

Игра «Букварик»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять первый звук в слове и соотносить его c буквой.

Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге буквы, a на другом предметные картинки.

1 вариант: Логопед предлагает объединить картинку c буквой, обозначающей первый звук в её названии. Например: Б – барабан, Д – дом.

2 вариант: Логопед предлагает произвольно раскрутить круги и рассмотреть пару под рамкой: картинка и буква. Педагог просит назвать картинку, а затем изменить слово так, чтобы на месте первого звука стоял звук, который обозначен буквой в образовавшейся паре. Например, пара: Н – барабан. Ребёнок произносит: «нарабан». Пара: Т – воробей. Ребёнок произносит: «торобей».

Положительные стороны пособия «Круги Луллия»:

1. Формирование навыков сотрудничества у детей. Дошкольники учатся слышать друг друга, договариваться, совместно находить общее решение.

2. Вариативность. Используя несколько кругов, можно получить разные варианты игр. Педагог имеет возможность дополнять и усложнять игру.

4. Многофункциональность. «Круги Луллия» позволяют решать большое количество образовательных задач не только в рамках образовательной области «Речевое развитие». Игры легко интегрируются c любой из пяти образовательных областей.

5. Простота в изготовлении. «Круги Луллия» можно самостоятельно изготовить из прочного картона или подручных материалов (диски, пластинки и др.).

6. Пособие c «открытым кодом». Это значит, что имея данное пособие, каждый может придумывать свои игры и упражнения.

Таким образом, в процессе логопедической работы по развитию фонематического восприятия, дети в ходе различных игровых упражнений c «Кругами Луллия» практически усваивают термины: звук, слог, слово, гласный, согласный звук, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие согласные, овладевают навыками звукового анализа.

Можно сделать вывод о том, что организация дидактических игр c использованием многофункционального пособия «Круги Луллия» создаёт благоприятные условия для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи. Данное игровое пособие позволяет стимулировать речевую деятельность, расширять и активизировать словарь, закреплять правильное произношение, усваивать характеристику звуков, овладевать навыками звукового анализа и синтеза.

Список источников

  1. Адрова, В. М. Интерактивная технология «Круги Луллия» как эффективное средство в коррекционной работе с детьми / В. М. Адрова, Н. А. Крюкова, И. А. Новичкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77537/ (дата обращения: 21.03.2023).
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
  3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1984. – 297 с.
  4. Железнова, С. В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / С. В. Железнова, Т. А. Фалькова. – Ульяновск : Дошк. образоват. учреждение N 122 "Солнышко", УДУ АО "АвтоВАЗ" г. Тольятти, 2001. – 72 с.
  5. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с.
  6. Сидорчук, Т. А. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет / Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. – М. : АРКТИ, 2019. – 40 с.
  7. Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В. П. – Саратов : Саратовский источник, 2020. – 139 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

Программа кружковой работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Речецветик»

Речевая функция является одной из важнейших функций человека.Фонематические нарушения у детей дошкольного возраста являются распространенными, имеют стойкий характер, оказывают отрицательное влияние н...

Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Речь является одной из важнейших высшей психической функцией человека. На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие воображе...

Статья "РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Аннотация. Речь у ребенка формируется с ранних лет, переходя от младенческого лепета к произношению слов и формированию словарного запаса. Нарушение в развитии речи связано, в том числе, с формировани...