Картотека игр по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи с использованием пособия «Круги Луллия»
картотека по развитию речи
Предлагаю варианты игр по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_krugami_lulliya.docx | 709.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Картотека игр по развитию фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи
с использованием пособия
«Круги Луллия»
Подготовила:
учитель-логопед
Новоселова Т.А.
г. Рубцовск
Пособие «Круги Луллия» состоит из четырех вращающихся кругов разного диаметра, сверху закреплена подвижная рамка. Круги считают от центра к краю, первый круг – верхний, самый маленький, затем второй, третий и четвертый – самый большой.
Алгоритм проведения игры:
1. Раскладка предметных картинок по секторам кругов;
2. Постановка игровой задачи перед детьми;
3. Раскручивание кругов;
4. Познавательная, речевая деятельность детей: установка соответствия путём вращения кругов таким образом, чтобы под рамкой расположились требуемые изображения;
5. Подведение итогов, рефлексия.
Рассмотрим варианты игр по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи.
Варианты игр c «Кругами Луллия»
Игра «Найди парочку»
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры: Логопед раскладывает картинки на двух кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию. Например: миска-мишка, коза-коса, мышка-мошка, лак-мак, дым-дом, лапа-липа.
Вариант усложнения: Составить цепочку из трех слов так, чтобы каждое следующее слово отличалось от предыдущего только одним звуком. Например: миска-мишка-шишка, коза-коса-роса, мышка-мошка-кошка, лак-мак-рак, дым-дом-ком, лапа-липа-лупа.
Работа c «Кругами Луллия» может проводиться во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности.
Игра «Придумай предложение»
Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие грамматического строя речи.
Ход игры: Логопед раскладывает на кругах предметные картинки c автоматизируемым звуком. Предлагает раскрутить круги, выбрать под рамкой пару картинок и придумать предложение c получившейся парой слов. Например: рак, река. Рак живет в реке. В реке плавает рак. К реке подполз рак.
На начальных этапах работы педагог использует конструкцию, состоящую из двух кругов. Постепенно задания усложняются, количество кругов увеличивается до четырех.
Игра «Слушай внимательно!»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов, закрепление умения выделять первый звук в слове, развитие слухового внимания.
Ход игры:
1 вариант: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. Например: бант-барабан, кот-книга.
2 вариант: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на мягкие согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. Например: вилка-велосипед, лист- лимон.
Игра «Рифмуй-ка»
Цель: развитие фонематического слуха, формирование умения подбирать рифмующиеся слова, развитие речевого творчества.
Ход игры: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки. Предлагает объединить рифмующиеся слова и расположить пару под рамкой. Например: ворона-корона, врач-грач, глаза-коза, мишка-шишка, часы-усы. Затем предлагает сочинить двустишье или четверостишье c любой парой слов.
На примере этой игры мы видим, что на основе одного набора карточек, задания можно изменять и дополнять в зависимости от коррекционных задач.
Игра «Звукaрик»
Цель: развитие фонематического восприятия, умения выделять первый звук в слове.
Ход игры: Логопед выставляет на одном круге карточки c синими, зелеными, красными точками, обозначающими первый звук в слове, на другом круге – предметные картинки, названия которых начинаются на гласный, твердый или мягкий согласный звук. Предлагает объединить картинки c символами первых звуков. Например: красная точка-ива, синяя точка-волк, зелёная точка-кит.
Вариант усложнения: Взять ещё один набор карточек c точками разных цветов и разложить на третий круг. Детям предлагается выбрать картинку, определить первый и последний звук в этом слове и обозначить их точками соответствующего цвета.
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: закрепление умения определять место звука в слове, развитие навыков звукового анализа слов.
Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге схемы с указанием места заданных звуков в слове (в начале, середине или конце слова), на другом - предметные картинки. Просит подобрать картинку к схеме.
Дети с удовольствием играют c «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя отработанные на занятиях задания, a так же придумывая новые игры и задания, комбинируя ранее полученные знания с собственным опытом и воображением.
Игра «Будь внимательным»
Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление умения определять последний звук в слове.
Ход игры: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает объединить под рамкой картинки с одинаковыми последними звуками. Например: гусь-карась, лес-нос.
Игра «Найди пару по твердости – мягкости»
Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление умения определять первый звук в слове.
Ход игры: На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем, просит объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. Например: лиса-лампа, волк-вилка.
Игра «Найди пару по звонкости – глухости»
Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление умения выделять первый звук в слове.
Ход игры: На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на звонкие согласные звуки, на другом – предметные картинки, начинающиеся на парные глухие согласные звуки. Затем предлагает объединить картинки c парными по звонкости – глухости первыми звуками. Например: зонт-снег, бант-подарок.
Игра «Подбери слово к звуковой схеме»
Цель: развитие навыков звукового анализа слов.
Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге звуковые схемы слов, на другом – предметные картинки и предлагает объединить объекты c подходящими схемами. Например: зеленый, красный, синий - лес; синий, красный, синий, красный, синий - банан.
Игра «Цепочка слов»
Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове, ориентироваться в звуковом составе слова.
Ход игры: Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки. Предлагает составить под рамкой верную пару так, чтобы второе слово начиналось со звука, на который заканчивается первое слово. Например: дом-мост, топор-рак.
Вариант усложнения: Предложить детям продолжить цепочку, т.е. третья картинка подбирается так, чтобы следующее слово начиналось со звука, на который заканчивается второе слово. Например: дом-мост-танк, кит-туфли-ива.
Игра «Читаем слоги»
Цель: развитие навыков слогового синтеза.
Ход игры: Логопед раскладывает на кругах слоги, предлагает раскрутить их таким образом, чтобы под рамкой получилось слово.
Игра «Букварик»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять первый звук в слове и соотносить его c буквой.
Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге буквы, a на другом предметные картинки.
1 вариант: Логопед предлагает объединить картинку c буквой, обозначающей первый звук в её названии. Например: Б – барабан, Д – дом.
2 вариант: Логопед предлагает произвольно раскрутить круги и рассмотреть пару под рамкой: картинка и буква. Педагог просит назвать картинку, а затем изменить слово так, чтобы на месте первого звука стоял звук, который обозначен буквой в образовавшейся паре. Например, пара: Н – барабан. Ребёнок произносит: «нарабан». Пара: Т – воробей. Ребёнок произносит: «торобей».
Положительные стороны пособия «Круги Луллия»:
1. Формирование навыков сотрудничества у детей. Дошкольники учатся слышать друг друга, договариваться, совместно находить общее решение.
2. Вариативность. Используя несколько кругов, можно получить разные варианты игр. Педагог имеет возможность дополнять и усложнять игру.
4. Многофункциональность. «Круги Луллия» позволяют решать большое количество образовательных задач не только в рамках образовательной области «Речевое развитие». Игры легко интегрируются c любой из пяти образовательных областей.
5. Простота в изготовлении. «Круги Луллия» можно самостоятельно изготовить из прочного картона или подручных материалов (диски, пластинки и др.).
6. Пособие c «открытым кодом». Это значит, что имея данное пособие, каждый может придумывать свои игры и упражнения.
Таким образом, в процессе логопедической работы по развитию фонематического восприятия, дети в ходе различных игровых упражнений c «Кругами Луллия» практически усваивают термины: звук, слог, слово, гласный, согласный звук, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие согласные, овладевают навыками звукового анализа.
Можно сделать вывод о том, что организация дидактических игр c использованием многофункционального пособия «Круги Луллия» создаёт благоприятные условия для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи. Данное игровое пособие позволяет стимулировать речевую деятельность, расширять и активизировать словарь, закреплять правильное произношение, усваивать характеристику звуков, овладевать навыками звукового анализа и синтеза.
Список источников
- Адрова, В. М. Интерактивная технология «Круги Луллия» как эффективное средство в коррекционной работе с детьми / В. М. Адрова, Н. А. Крюкова, И. А. Новичкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77537/ (дата обращения: 21.03.2023).
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
- Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 1984. – 297 с.
- Железнова, С. В. К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении / С. В. Железнова, Т. А. Фалькова. – Ульяновск : Дошк. образоват. учреждение N 122 "Солнышко", УДУ АО "АвтоВАЗ" г. Тольятти, 2001. – 72 с.
- Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 680 с.
- Сидорчук, Т. А. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет / Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. – М. : АРКТИ, 2019. – 40 с.
- Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В. П. – Саратов : Саратовский источник, 2020. – 139 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...
Программа кружковой работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Речецветик»
Речевая функция является одной из важнейших функций человека.Фонематические нарушения у детей дошкольного возраста являются распространенными, имеют стойкий характер, оказывают отрицательное влияние н...
Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Речь является одной из важнейших высшей психической функцией человека. На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие воображе...
Статья "РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
Аннотация. Речь у ребенка формируется с ранних лет, переходя от младенческого лепета к произношению слов и формированию словарного запаса. Нарушение в развитии речи связано, в том числе, с формировани...