Статья "РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
статья по логопедии
Аннотация. Речь у ребенка формируется с ранних лет, переходя от младенческого лепета к произношению слов и формированию словарного запаса. Нарушение в развитии речи связано, в том числе, с формированием восприятия и воспроизведения речи. Фонематическое восприятие оказывает влияние на психическое и умственное развитие ребенка в целом. Развитие фонематического восприятия старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью логопедического сопровождения посредством различных способов, требующих изучения. Профессиональная поддержка логопеда позволяет развить навыки правильного фонематического восприятия у детей, что оказывает влияние на развитие речи в целом.
Ключевые слова: логопедия, общее недоразвитие речи, развитие речи, фонематическое восприятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoselova_t.a._barnaul_statya.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Новоселова Татьяна Александровна,
г. Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. Речь у ребенка формируется с ранних лет, переходя от младенческого лепета к произношению слов и формированию словарного запаса. Нарушение в развитии речи связано, в том числе, с формированием восприятия и воспроизведения речи. Фонематическое восприятие оказывает влияние на психическое и умственное развитие ребенка в целом. Развитие фонематического восприятия старшего дошкольного возраста осуществляется с помощью логопедического сопровождения посредством различных способов, требующих изучения. Профессиональная поддержка логопеда позволяет развить навыки правильного фонематического восприятия у детей, что оказывает влияние на развитие речи в целом.
Ключевые слова: логопедия, общее недоразвитие речи, развитие речи, фонематическое восприятие
Tatiana A. Novoselova
Altai State Pedagogical University, Barnaul
THE DEVELOPMENT OF PHONEMIC PERCEPTION IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT
Annotation. The child's speech is formed from an early age, moving from infant babble to the pronunciation of words and the formation of vocabulary. The lag in the development of speech is associated, among other things, with the formation of perception and reproduction of speech. Phonemic perception has an impact on the mental and mental development of the child as a whole. The development of phonemic perception of older preschool age is carried out with the help of speech therapy support through various methods that require study. Professional support of a speech therapist allows you to develop the skills of correct phonemic perception in children, which affects the development of speech in general.
Keywords: speech therapy, general speech underdevelopment, phonematic perception
Важной задачей коррекционно-образовательного процесса в ДОУ является подготовка воспитанников к обучению в школе. На этапе завершения дошкольного периода, a также при сопровождении детей в процессе обучения, особое значение приобретает развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции по звуковому анализу.
Недостаточное развитие фонематического восприятия у дошкольников приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе. Таким образом, данный негативный фактор в целом оказывает влияние на психическое и умственное развитие, а также показывает общий уровень развития личности [1].
Исследованию детской речи в онтогенезе уделяли внимания Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкина, и др. Нарушению речи посвящены учения Л.С. Выготского, А.Е. Лурия и др.; исследованию формирования фонематического восприятия, слухового внимания детей с речевой патологией – ученые В.И. Бельтюков, Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, А.Д. Салахова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.
Приобретённые с самого рождения навыки воспроизведения речи оказывают в дальнейшем влияние на весь процесс речи ребёнка. Отметим, что важным фактором восприятия и воспроизведения речи у ребёнка является способность фонематического восприятия речи.
Навыки общения детей возникают с раннего возраста, а конкретно, в младенческом возрасте, когда формируется способность к общению с близкими людьми через воспроизведение различных звуков, звукоподражаний, простых слов. Также отметим, что при развитии ребенка, внимание уделяется двигательному и слуховому развитию в целом, поскольку данные явления находятся в неразрывной связи [2].
Нарушения в развитии фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи, приводят к трудностям произношения звуков, сложностям их различия. Кроме этого, при недостаточном сформированном фонематическом восприятии отмечаются искажения слоговой структуры слов, нарушение грамматического строя речи [2]. Без достаточно развитого фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с трудом овладевают чтением и письмом. Многие исследователи указывают, что затруднения в различении и узнавании звуков в слове, в дифференциации оппозиционных фонем задерживают развитие устной речи детей.
Исходя из выше сказанного, становится актуальным вопрос специально организованной коррекционной работы, направленной на развитие фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для достижения максимального результата по развитию фонематического восприятия и предотвращения сложностей при чтении и письме в процессе школьного обучения эффективной будет являться коррекционно-развивающая работа, организованная в процессе логопедического сопровождения.
Как отмечает Г.М. Вартапетова, логопедическое сопровождение образовательного процесса – целостная система взаимодействия участников образовательного процесса (ребенок, учитель-логопед, семья, педагоги и узкие специалисты, администрация) по созданию педагогической среды, направленной на своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся.
Развитие фонематического восприятия старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе логопедического сопровождения посредством различных способов, методов, технологий. Однако ведущим способом в данной работе является игра, которая в большей степени заинтересовывает ребёнка. Дидактическая игра - это связующее звено между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из средств его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.
Логопедическое сопровождение представляет собой совместную, профессиональную деятельность логопеда и специалистов ДОУ, а также предполагает непосредственное участие родителей по работе с детьми, имеющими проблемы в развитии речи.
Выделим некоторые этапы в коррекции фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Первый или начальный этап, который включает обучение ребёнка распознаванию звука, его силу и высоту, воспроизведение конкретных ритмов, тренировку памяти ребёнка и привлечение интереса к данному процессу. На данном этапе, кроме организованной образовательной деятельности логопеда, требуется помощь родителей и воспитателей, которые научат слушать внимательно звуки окружающего мира, a также различные звуки природы и животных. В рамках логопедического сопровождения предполагается использование определенных средств обучения, например звуки музыкальных инструментов [4].
Второй этап предполагает использование словесно-дидактических игр, которые формируют слух и помогают различить услышанные звуки и слоги. На данном этапе родителям и воспитателям для закрепления полученных на занятиях навыков различения звуков предлагаются игры «Эхо», «Внимательные ушки», «Слушай, запоминай, отгадывай». После положительных результатов логопедическая работа предполагает переход к развитию более сложных форм фонематического восприятия.
Третий этап основывается на развитии навыков фонематического анализа, овладение которым возможно лишь в условиях специального обучения. Указанный этап предполагает развитие у ребёнка памяти и внимания, a также различия гласных и согласных звуков.
Таким образом, целью логопедической работы в области развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является обучение дифференцировать звуки в словах, определять нахождение заданного звука в слове, устанавливать их очередность, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием [3].
Одним из средств развития фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа структуры слова, который рекомендован нами в процессе логопедического сопровождения, является трансформируемый игровой конструктор для обучения (ТИКО). Особенность конструктора ТИКО «Грамматика» состоит в том, что он состоит из красных квадратов, которые обозначают гласные звуки, синих квадратов, которые обозначают твердые согласные звуки, зеленых, которые обозначают мягкие согласные звуки. Конструктор ТИКО «Грамматика» позволяет сделать занятия по развитию фонематического восприятия, подготовке дошкольника к обучению грамоте более интересными, занимательными, увлекательными, превратить их в игру. Упражнения с использованием конструктора ТИКО «Грамматика» были рекомендованы к использованию как воспитателями в группах, так и родителями детей c общим недоразвитием речи в домашних условиях.
Отметим, что логопедическая работа при общем недоразвитии речи должна проводиться систематически, целенаправленно, методы и приемы по развитию фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка — от тяжести проявления недостатков звукопроизношения и от степени снижения фонематического развития. Применение тех или иных игр или упражнений корректируются в зависимости от состояния речи ребёнка, интеллектуального и психического развития и его возможностей [5].
Таким образом, в процессе коррекционной работы по развитию фонематического восприятия в рамках логопедического сопровождения, дети в ходе различных игровых упражнений, в том числе занятий с конструктором ТИКО, практически усваивают термины: звук, слог, слово, буква, гласный, согласный звук, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие согласные, овладевают навыками звукового анализа.
В результате, дети с общим недоразвитием речи становятся способными к осуществлению звукового анализа и синтеза, что в дальнейшем приведет к успешному обучению в школе.
Подводя итог, следует сказать, что развитие фонематического восприятия речи является обязательным показателем развития речи ребёнка. Нормой считается завершение процесса развития фонематического восприятия к концу дошкольного возраста. Недостаточное развитие фонематического восприятия у ребёнка оказывает влияние на всю речь и формирование языка в целом, что требует логопедического сопровождения с целью устранения нарушений.
Библиографический список
- Гризик Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. М.: Просвещение, 2006. 206 с.
- Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. Библиотека журнала Логопед / Н. И. Дьякова. М.: Сфера, 2010. 64 с.
- Лалаева Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза / Р. И. Лалаева. М.: Владос. 2004. 129 с.
- Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками: речевой дидактический материал / Л. Н. Смирнова. М.: Мозаика-синтез, 2004. - 56 с.
- Шорохова О. А. Речевое развитие ребёнка: анализ программ дошкольного образования / Приложение к журналу «Управление ДОУ» О. А. Шорохова. М.: Сфера. 2009.128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...
Программа кружковой работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Речецветик»
Речевая функция является одной из важнейших функций человека.Фонематические нарушения у детей дошкольного возраста являются распространенными, имеют стойкий характер, оказывают отрицательное влияние н...
Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Речь является одной из важнейших высшей психической функцией человека. На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие воображе...
План по самообразованию на тему: "Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Актуальность.Нарушения речи у детей – достаточно распространенное явление. У детей с нарушениями речи в той или иной степени присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонема...