Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [К], [Кь] и буквой К.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, элементы занятия можно использовать и в средней группе. Представленная подборка игр и заданий позволяет формировать не только фонематический слух дошкольников, но и развивать грамотность детей. Предназначен для логопедов, воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_k.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [К], [Кь] и буква К»
Цели: - научить четко произносить звуки [К], [Кь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;
- учить определять количество услышанных звуков;
- продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;
- учить определять место звуков [К], [Кь] в начале, в середине и в конце слова;
- продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);
- научить анализировать слоги: КА, КО, КУ, КИ, КЫ; проанализировать слово УТЕНОК, составлять звуковую схему этого слов.
- продолжать формировать понятие звук, буква.
Материал: изображение буквы К, зеркала на каждого ребенка; доска; демонстрационный материал «Звуки»; чудесный мешочек с буквами; массажные шарики «су-джок» на каждого ребенка; картинки: венок, одуванчик, индюк, коза, замок, веник, чайник, кепка, нитки, Незнайка, юбка, корова, конфета, кабина, носорог, индюк, кабина, батон, конфета, улитки, кит, нитки; учебно-наглядное пособие для занятий в школе, детском саду и школе «Магнитный алфавит», тетрадь Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада № 3, листы с изображением утенка и звуковой схемой этого слова, букв и цветных корзинок.
Ход:
- Знакомство со звуком [К].
Дидактическое упражнение «Большой – маленький»
Рот – ротик, нос – носик, лоб – лобик, стол – столик, пес – песик
- Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов словах?
Когда мы произносим [К], то
- Что делают губки? (губки свободны);
- Что делает язычок? (кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу);
- Горлышко работает? (горлышко «молчит» (положить руку на горлышко))
- Мы можем этот звук петь? (нет)
- Почему? (горлышко молчит)
- Значит звук К какой? Звук [К] согласный, его петь нельзя, так как нам мешают губки. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.
- Фонетические упражнения
Человек кашляет: к-к-к
Лягушка квакает «ква-ква-ква»
3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [К]»:
н, к, ф, к, к о, н, к, к, т н, к, м, к, ф, б ком, сок, мох, суп
ка, ок, ко, фам ку, ок, ука, на, аку, ко, ти, кан бак, мак, так, сук
4. Работа с картинками.
На столе лежать звуковые схемы. 1. Звук [к] в начале слова. 2. Звук [к] в середине слова. 3. [к] в конце слова. На доске висят картинки, в которых звук [к] в начале или в середине слова, или в конце: венок, одуванчик, индюк, коза, замок, веник, чайник, кепка, нитки, Незнайка, юбка, корова, конфета, кабина, носорог, индюк, кабина, батон, конфета.
5. Знакомство со звуком [кь].
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
А ус во рту держит. (кит)
На доске висит картинка: кита.
Логопед произносит имя, выделяя голосом звук [кь].
- Какой первый звук в имени этого героя? [кь]
Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.
6. Загадки. «Отгадай загадку и назови какой первый звук?»
По среди двора стоит копна – Мягкие лапки,
Спереди вилы, сзади метла. А в лапках – царапки.
(корова) (кошка)
7. Дидактическое упражнение на дифференциацию звуков.
«Поднимите синий сигнальчик, если услышите звук [к], зеленый сигнальчик, если услышите звук [кь]»
8. Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся буквы: а, о, у, ы, и, б, д, т, м, в, ф, н, к.
Дети достают букву и называют ее.
9. Подвижная игра «Найди свой домик»
У детей пластмассовые буквы, которые они получили в игре «Чудесный мешочек».
- А сейчас, вы превратитесь в буквы, в которые у вас в руках и найдете свой домик. Одни буквы живут в красном домике – гласные, другие в сине-зеленом – согласные. Раз, два, три свой домик найди.
10. Четвертый лишний
ка-ка-ка-кя ак-ак-акь-ак кот, кит, канава, куст
ки-ки-кы-ки окь-окь-ок-окь Катя, Ксюша, Кира, Коля
11. Звуковой анализ слова УТЕНОК, с использованием картинки и звуковой схемой этого слова (под картинкой 6 кружочков)
12. Знакомство с буквой К.
Клюв раскрыла буква К -
Хочет скушать паука.
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква К?
- Выложить на столе из геометрических фигур (стеклышек, камней) букву К.
13. Анализ и чтение слогов: КА, КО, КУ, КИ, КЫ.
- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?
Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.
14. «Найди свою корзинку» на листе горизонтально изображены пройденные буквы, а под буквами две корзинки. (Одна – красная, а другая – с сине-зеленая). Дети проводят черным карандашом линии от каждой буквы к соответствующей корзинке.
Итог:
- С какими звуками мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается этот твердый звук [К], мягкий звук -[Кь]? Почему?
- Какие звуки вы уже знаете?
- В какие игры мы с вами играли?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какая игра показалась трудной?
15. Работа в тетради Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада № 3, стр. 18: дети закрашивают букву К наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.
16. Игра с массажным шариком «Су-джок»
«Здравствуй мячик дорогой…»
Здравствуй мячик дорогой, Катать шарик между двух ладоней вперед-
Поиграй чуть-чуть со мной назад, правая рука сверху
Что бы пальчики мои Катать шарик между двух ладоней вперед-
Стали очень сильными назад, левая рука сверху
Нужно сжать тебя рукой Сильно сжать шарик в правой руке
И раскрыть ладошку. Раскрывают ладошки и перекладывают
шарик в другую руку
А теперь рукой другой Сильно сжать шарик в левой руке
Мы сожмем немножко.
Каждым пальчиком нажми
И немного подержи.
Раз, два, три, четыре, пять Держать шарик в левой руке и прижимают
каждый палец правой руки к иголочкам
Нужно пальчики менять. Перекладывают шарик в правую руку.
Раз, два, три, четыре, пять Держать шарик в правой руке и прижимают
каждый палец левой руки к иголочкам.
Вот и кончили играть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У
Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»
В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»
в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»
Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"
Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...