Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя, старшая группа)

Фомина Вера Викторовна

В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраженения, развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2_-_u.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ

Тема: «Знакомство со звуком и буквой У»

Цели: - научить узнавать музыкальные инструменты по звуку, развивать слуховое внимание;

           - подготовить к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка»;

           - научить четко произносить звук [У];

           - научить выделять звук [У] в ударной позиции;

           - сформировать понятие звук, буква.

Материал: музыкальные инструменты (колокольчик, дудочка, барабан, металлофон и др.), ширма; иллюстрации к сказке «Репка», зеркала на каждого ребенка; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки» (цветные магниты для доски).

Ход:

  1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент».

Продемонстрировать музыкальные инструменты, назвать их и попросить повторить название. Затем спрятать за ширму: «Какой музыкальный инструмент прозвучал?» Усложнение: по очереди звучит несколько музыкальных инструментов.

  1. Дидактическое упражнение «Репка».

Прочитать сказку «Репка». Рассмотреть иллюстрации в книге. В ходе беседы в пассивном и активном словаре уточнить и закрепить понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между:

- Кто тянул репку первым?

- Кто стоял за бабкой?

- Кто стоял перед бабкой?

- Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.

    3. Знакомство со звуком [У] (с использованием индивидуальных зеркал)

Предлагается рассмотреть картинки, в который первый звук [У], при этом голосом выделить этот звук.

  • Какой одинаковый первый звук вы услышали во всех словах?

Правильно звук У. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на свой ротик. Что в нем происходит когда мы произносим звук У.

  • Когда мы произносим [У], то

 - Что делают губки? (губки вытянуты вперед трубочкой);

- Что делают зубки? (зубки не смыкаются, разомкнуты);

- Что делает язычок? (лежит и нам не мешает)

- Горлышко работает? (положить руку на горлышко) Горлышко работает

- Звук [У] гласный, его можно петь, так как при произнесении ничего нам ни мешает.

Давайте вместе споем. (Дети имитируют пение вместе и поочереди, разной высотой голоса, с переходами от низкого к высокому и наоборот).

Для обозначения гласных звуков используется красный кружок.

4. Фонетические упражнения

А) произнести на плавном длительном выдохе:

- волк воет: уууууууууу…

- поезд едет: уууууууууу…

Б) произнести с постепенным усиление и ослаблением голоса:

- поезд приближается: ууууУУУУУ

- поезд удаляется: УУУУуууу

В) Произнести столько раз [У], сколько раз я хлопну в ладоши.

5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [У]»:

У, и, а, У;      а, п, У, с, У;      У, и, р, У, м;      У, к, о, ф, У.

6. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Предлагается внимательно выслушать ряд слов и выбрать:

  • имя которое начитается на [У]: Аня, Арина, Уля, Алена
  • слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

- Вспомните все слова, начинающиеся со звука [У] (усики, Уля, улитка, уголь). Во всех этих словах [У] стоит в начале слова и обозначается красным цветом (обозначение на схеме)

7. Загадки 

Отгадай загадку и четко назови первый звук в слове

Гладит все, чего касается,                       Кто на себе свой домик носит?

   А дотронешься кусается. (Утюг)                                 (улитка)

                            Пестрая кукушка ловит лягушек,

                            Ходит вразвалочку, спотыкалочкой

                                                       (утка)

8. Знакомство с буквой У

Объяснить: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать

Выучить:

У – как у зайчонка ушки.

Эти ушки – на макушке.

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква У?

9. Выложить самостоятельно или по образцу буквуу У на столе из бросового материала

Итог:

- С каким звуком мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот звук? Почему?

10. Работа в тетради Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада №3, стр. 4: дети закрашивают букву У красным карандашом и раскрашивают картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»

Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"

Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Д], [Дь] и буквой Д»

Конспект является продолжением программы по обучению грамоте для детей с ОВЗ. Дети выполняя интересные задания, игры и упражнения занкомятся с новой буквой и звуками. Некототрые игры и упражнения можн...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Т], [Ть] и буквой Т»

Конспект развработан для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В нем представлены игры, упражнения и задания для знакомства, запоминанию со звуками [Т], [Ть] и буквой Т, практиче...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой ы"

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с речевыми нарушениями. В конспекте представлен материал для знакомства со звуком и буквой ы. Некоторые игры и упражнения можно брать ...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Ш"

Конспект предназначается для работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста, некоторые игры можно использовать и в средней группе ДОУ. В конспекте игры, задания для ознакомления и запоминания бук...