Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя, старшая группа)
В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраженения, развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2_-_u.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ
Тема: «Знакомство со звуком и буквой У»
Цели: - научить узнавать музыкальные инструменты по звуку, развивать слуховое внимание;
- подготовить к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка»;
- научить четко произносить звук [У];
- научить выделять звук [У] в ударной позиции;
- сформировать понятие звук, буква.
Материал: музыкальные инструменты (колокольчик, дудочка, барабан, металлофон и др.), ширма; иллюстрации к сказке «Репка», зеркала на каждого ребенка; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки» (цветные магниты для доски).
Ход:
- Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент».
Продемонстрировать музыкальные инструменты, назвать их и попросить повторить название. Затем спрятать за ширму: «Какой музыкальный инструмент прозвучал?» Усложнение: по очереди звучит несколько музыкальных инструментов.
- Дидактическое упражнение «Репка».
Прочитать сказку «Репка». Рассмотреть иллюстрации в книге. В ходе беседы в пассивном и активном словаре уточнить и закрепить понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между:
- Кто тянул репку первым?
- Кто стоял за бабкой?
- Кто стоял перед бабкой?
- Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.
3. Знакомство со звуком [У] (с использованием индивидуальных зеркал)
Предлагается рассмотреть картинки, в который первый звук [У], при этом голосом выделить этот звук.
- Какой одинаковый первый звук вы услышали во всех словах?
Правильно звук У. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на свой ротик. Что в нем происходит когда мы произносим звук У.
- Когда мы произносим [У], то
- Что делают губки? (губки вытянуты вперед трубочкой);
- Что делают зубки? (зубки не смыкаются, разомкнуты);
- Что делает язычок? (лежит и нам не мешает)
- Горлышко работает? (положить руку на горлышко) Горлышко работает
- Звук [У] гласный, его можно петь, так как при произнесении ничего нам ни мешает.
Давайте вместе споем. (Дети имитируют пение вместе и поочереди, разной высотой голоса, с переходами от низкого к высокому и наоборот).
Для обозначения гласных звуков используется красный кружок.
4. Фонетические упражнения
А) произнести на плавном длительном выдохе:
- волк воет: уууууууууу…
- поезд едет: уууууууууу…
Б) произнести с постепенным усиление и ослаблением голоса:
- поезд приближается: ууууУУУУУ
- поезд удаляется: УУУУуууу
В) Произнести столько раз [У], сколько раз я хлопну в ладоши.
5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [У]»:
У, и, а, У; а, п, У, с, У; У, и, р, У, м; У, к, о, ф, У.
6. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Предлагается внимательно выслушать ряд слов и выбрать:
- имя которое начитается на [У]: Аня, Арина, Уля, Алена
- слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.
- Вспомните все слова, начинающиеся со звука [У] (усики, Уля, улитка, уголь). Во всех этих словах [У] стоит в начале слова и обозначается красным цветом (обозначение на схеме)
7. Загадки
Отгадай загадку и четко назови первый звук в слове
Гладит все, чего касается, Кто на себе свой домик носит?
А дотронешься кусается. (Утюг) (улитка)
Пестрая кукушка ловит лягушек,
Ходит вразвалочку, спотыкалочкой
(утка)
8. Знакомство с буквой У
Объяснить: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать
Выучить:
У – как у зайчонка ушки.
Эти ушки – на макушке.
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква У?
9. Выложить самостоятельно или по образцу буквуу У на столе из бросового материала
Итог:
- С каким звуком мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается этот звук? Почему?
10. Работа в тетради Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада №3, стр. 4: дети закрашивают букву У красным карандашом и раскрашивают картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»
Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"
Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Д], [Дь] и буквой Д»
Конспект является продолжением программы по обучению грамоте для детей с ОВЗ. Дети выполняя интересные задания, игры и упражнения занкомятся с новой буквой и звуками. Некототрые игры и упражнения можн...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Т], [Ть] и буквой Т»
Конспект развработан для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В нем представлены игры, упражнения и задания для знакомства, запоминанию со звуками [Т], [Ть] и буквой Т, практиче...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой ы"
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с речевыми нарушениями. В конспекте представлен материал для знакомства со звуком и буквой ы. Некоторые игры и упражнения можно брать ...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой Ш"
Конспект предназначается для работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста, некоторые игры можно использовать и в средней группе ДОУ. В конспекте игры, задания для ознакомления и запоминания бук...