Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки». Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
В статье представлен конспект обобщающего занятия по обучению элементарной грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ, проведенного в форме подгрупповой квест-игры.
Квест-игры являются альтернативой традиционной форме проведения коррекционных занятий. Суть их организации заключается в том, что участники, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Выполнив одно из них, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и познавательного интереса детей.
В процессе данного игрового занятия с детьми были уточнены представления о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закреплены умения детей выделять первый и последний согласный звук в слове, дети упражнялись в делении слов на слоги, чтении прямых слогов и подборе слов с заданным слогом; составлении предложений по иллюстративно-графической схеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_propavshaya_azbuka.docx | 960.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ
Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки»
учитель-логопед Божева Татьяна Михайловна
МБДОУ ДС № 43 г. Озерска Челябинской обл.
Образовательная область: речевое развитие
Цель: систематизация и актуализация ранее полученных знаний, умений и применение навыков детей по элементарной грамоте.
Задачи:
Уточнить и обобщить представления детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закреплять умение детей выделять первый и последний согласный звук в слове; совершенствовать навык чтения прямых слогов; упражнять в делении слов на слоги, составлении предложений по иллюстративно-графической схеме.
Совершенствовать познавательные процессы (зрительное, слуховое восприятие и внимание, память, мышление), способствовать формированию навыков самоконтроля за автоматизируемыми звуками, грамматически правильным оформлением речевого высказывания.
Создавать условия для воспитания познавательного интереса, активности на занятии; умения слушать взрослого и товарищей, следовать правилам игры, желания и умения работать в коллективе.
Форма проведения: подгрупповая квест-игра
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты: дети используют навыки речевого общения, демонстрируют усвоенные речевые средства (лексические, грамматические, фонетические) в соответствии с индивидуальными речевыми возможностями, имеют необходимые умения и навыки для решения несложных задач, поставленных педагогом; проявляют интерес и активность в совместной деятельности, навыки самостоятельности, взаимодействия и сотрудничества.
Оборудование: аудиозапись «письма» феи Грамоты, фонограмма детской песни (музыкальное сопровождение игры), разрезные буквы, демонстрационные карточки «Из чего состоит наша речь?», «Звуки и буквы», «Составь слово по первым буквам»; сигнальные карточки синего и красного цвета, демонстрационные буквы, слоги; предметные картинки; дидактическая игра «Рыболов» (определение первого звука в слове); дидактическая игра «Слоговые домики» (деление слов на слоги); пособие «Ромашка» с изображением иллюстративно-графических схем предложений; мяч, три обруча, звуковая книга Азбука, магнитная доска.
Ход занятия:
- Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня у нас необычное занятие. Нас ждет увлекательное путешествие, интересные задания и занимательные игры. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся. Доброе утро!
- Проблемная ситуация
– Ребята, сегодня мне на телефон пришло необычное голосовое сообщение. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Феи Грамоты)
«Мои дорогие друзья! Я Фея Грамоты. Хотела пригласить вас в гости, чтобы познакомить с новыми буквами и звуками. Но случилась беда. Злая колдунья похитила мою волшебную Азбуку. И теперь дети нашей страны не смогут научиться читать. Помогите, пожалуйста, найти Азбуку. А путь вам укажут мои подсказки».
- Основная часть
– Ну что, ребята, поможем?
– Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним:
- Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.) – детям демонстрируется карточка-подсказка
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Какие звуки мы называем гласными? (состоят только из голоса, воздушная струя не встречает преград; тянутся, поются) Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным)
- Какие звуки мы называем согласными? (при их образовании воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык) Каким цветом обозначаем согласные звуки? (Синим)
Игра «Кто внимательный».
– Я буду называть звуки. Если вы услышите гласный звук, вам надо поднять красную сигнальную карточку, если согласный – синюю (а, и, м, у, п, к, о, т…)
– Вспомните, чем отличается буква от звука?
- (Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим) – детям демонстрируется карточка-подсказка.
– Молодцы, предлагаю выполнить следующее задание, вам нужно будет починить сломанную букву.
Игра «Сломанные буквы»
Детям предлагаются конверты, в каждом из которых детали двух разрезных букв (красного и синего цвета). Педагог предлагает детям объединиться парами, договориться, кто какую букву будет собирать, и выполнить задание.
– Один из вас будет собирать букву, которая обозначает гласный звук, другой – согласный. Тот, кто справится с заданием, получит готовую букву.
– Молодцы, попробуем теперь составить из этих букв слово.
Игра «Прочитай по первым буквам»
– На доске прикреплен листок, на котором в определённом порядке расположены картинки. Вам необходимо произнести названия этих картинок, найти первый звук в словах и прикрепить соответствующую этому звуку букву. Прочитаем, какое слово получилось? (ут-ка)
– УТКА – это наша первая подсказка. Где плавает утка? (В пруду, на озере). Давайте посмотрим, есть ли в нашей волшебной стране озеро или пруд? Отправляемся к нему.
Игра «Рыболов» (определение первого звука в слове)
– Посмотрите, какие необычные рыбы плавают в этом пруду (у них на спинках картинки). На доске есть ведра с буквами (М, П, Т, К) и удочки. Я, кажется, поняла, что нужно сделать, чтобы получить вторую подсказку от Феи. Предлагаю вам взять по удочке, выловить из пруда рыбку, назвать картинку, определить первый звук в слове, и отправить рыбку в ведро с буквой (дети самостоятельно выполняют задание).
– Ребята, посмотрите, в пруду остался один краб. В своей клешне он держит воздушный шар. Можно ли поместить эту картинку в одно из наших ведер? Почему? (Это лишнее слово).
– Значит, ШАР – это наша следующая подсказка. Посмотрите, не появился ли в группе какой-нибудь незнакомый воздушный шарик? Нашли! Посмотрим, что же за задание нас ожидает. На нем схема с синей фишкой в конце. Кто из вас догадался, что мы будем делать? (Определять последний звук в слове).
Игра с мячом «Назови последний звук»
Дети встают в круг. Педагог бросает ребенку мяч, называя слово. Ребенок, поймавший мяч, «возвращает» последний звук в слове (дом, сок, суп, компот, бык, рот, живот, мак, совок, сом, укроп, халат, мальчик)
– А теперь посмотрите, в корзинке под воздушным шаром находятся какие-то бумажные комочки.
Педагог разворачивает один из них; не обнаружив на нем никакого изображения, он предлагает детям развернуть все скомканные листы бумаги и найти подсказку (на одном из них дети находят контурные изображения 1, 2 и 3-х этажных домов)
Ребята, если в доме один этаж, как называется такой дом? (одноэтажный). Если два этажа? (двухэтажный). А если три? (трехэтажный дом) Догадались, какие домики нам нужно найти? (Слоговые домики)
Игра «Слоговые домики»
– Ребята, что мы должны сделать, чтобы правильно расселить жильцов в эти дома? (Разделить слова на слоги). Правильно, каждый из вас по очереди называет картинку, делит слово на слоги и помещает картинку в обруч возле своего домика. (Слова с одним слогом живут в одноэтажном доме, с двумя слогами – в двухэтажном, с тремя слогами – в трехэтажном доме)
– Молодцы, делить на слоги вы умеете, а теперь посмотрим, сможете ли вы подобрать слово-картинку к первому слогу?
Игра «Найди пару»
На ковре по кругу расположены карточки с прямыми слогами, в центе – предметные картинки. Дети под музыку двигаются по кругу. Как только музыка останавливается, каждый встает у близлежащего слога, читает его и подбирает к нему картинку, название которой начинается на этот слог: (ма – машина, ка – капуста, са – самолёт, пу – пушка, ту – туча, па – палатка, су – сумка, та – тарелка, му – муха и пр.)
– Посмотрите, одна картинка осталась. Что это? (ромашка)
РОМАШКА – это наша следующая подсказка. Отправляемся на поиски ромашки.
Игра «Ромашка»
Детям по очереди предлагается взять один из лепестков ромашки, на обратной стороне которого изображена иллюстративно-графическая схема предложения, и составить предложение с помощью опорных картинок.
В серединке цветка (на обороте) дети замечают изображение коробки.
– КОРОБКА – это следующая подсказка от Феи. Я думаю, там и надо искать пропавшую Азбуку. Ребята, посмотрите вокруг, не появилась ли в группе какая-нибудь незнакомая вам коробка? Нашли. Педагог достает звуковую Азбуку.
– Азбуку то мы нашли, но она не работает, буквы в ней заколдованы. Нужно их расколдовать.
Игра «Живые буквы»
Дети спокойно перемещаются по группе под речевое сопровождение, как только слышат название буквы (М, П, К, Т), изображают ее начертание с помощью языка своего тела (К, Т – единолично, М, П – объединяясь в пары).
Мы гуляли, мы гуляли,
Букву П (К, М, Т) изображали.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! Сейчас посмотрим, смогли ли вы расколдовать Азбуку? По-моему, все в порядке, Азбука снова зазвучала.
- Рефлексия
Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием Феи Грамоты? Удалось ли нам расколдовать Азбуку? Все ли у вас получилось?
Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
Какое задание больше всего понравилось? Почему?
Педагог отмечает индивидуальные достижения детей (Мне понравилось, как Лера сегодня составляла предложения по схеме. А Вита быстрее всех собрала разрезную букву и помогла Ярославу. Никита очень старался следить за звуками. И пр.)
– Мне кажется, снова пришло голосовое сообщение. Точно, от Феи Грамоты. Давайте послушаем. «Ребята, у вас все получилось. Вы нашли и расколдовали мою волшебную Азбуку. Теперь дети нашей страны научатся читать и писать. Большое вам спасибо за помощь! А в благодарность я приготовила вам подарки» (Детям вручаются раскраски «Волшебные буквы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.
Цель: развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками [Г] и [Г\']....
Цикл занятий по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной приставки Mimio
Данный цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста. Использование Mimio-игр позволяет повысить интерес ребенка к выполнению заданий, ведь в них ребенок имеет уникальную возможность...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 – 6 ЛЕТ) по теме: «Звук и буква «Б»
Цель – знакомство с согласным звуком БЗадачиОбразовательные познакомить со звуками [б], [б’], буквой Б.уточнить артикуляцию звука [б];научить давать характеристику звуку Б;познакомить с гр...
Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках, знакомство с буквой - Ш....
Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие на планету Пиши- Читай"
Конспект НОД "Путешествие на планету Пиши - Читай" представляет собой методическую разработку по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР....
Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Буква ч, звук ч".
Данная методическая разработка содержит конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР....