Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Буква ч, звук ч".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Данная методическая разработка содержит конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ch.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12» Г. ПЛАСТА
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЗВУК (Ч). БУКВА Ч».
Составила:
воспитатель
высшей категории
Сагдиева О.А.
г. Пласт
Конспект НОД по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Тема: Звуковая культура речи. Обучение грамоте. «Звук [ч]. Буква Ч» (по мотивам сказок К. И. Чуковского).
Цель: познакомить детей со способом образования согласного звука [ч]. Знакомство с буквой Ч.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закрепить навыки различения и произношения звука [ ч ] в слогах, словах различной слоговой структуры и предложениях.
• Дифференциация понятий «звук» и «буква».
• Закрепить деление слова на слоги с выделением ударного слога.
• Закрепить звуко-слоговой анализ и синтез слова, учить преобразовывать слова.
• Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• Совершенствование фонетической стороны речи (контроль за правильным произношением звуков в речи).
• Познакомить с графическим образом буквы Ч.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
• Развитие фонематического восприятия.
• Развитие артикуляционной и тонкой моторики.
• Развитие координации речи с движением.
• Развитие словесно-логического мышления, сообразительности, находчивости.
• Развитие личностных качеств: активности, самостоятельности.
Оборудование: мяч, предметные картинки, в названии которых есть звук [ч,] в различной позиции, «волшебное чудо дерево», карточки с буквами, музыкальный молоточек, экраны с ниточкой, символы-фишки, персональный компьютер.
Инновационные педагогические технологии, используемые в данной разработке:
- Здоровьесберегающие технологии;
-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-компьютерных технологий (ИКТ).
Предварительная работа: знакомство со сказкой «Чудесное дерево» и другими произведениями К. И. Чуковского.
ХОД:
- Орг. момент:
Звучит музыка. Дети входят в зал под музыку («В гостях у сказки»).
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Здороваются.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу,
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся!
С добрым утром!
II.Знакомство с темой:
На экране появляется портрет К. И. Чуковского.
В. Ребята, знаете ли вы, кто такой Корней Иванович Чуковский?
Д: Детский писатель и поэт.
В. Молодцы. Скажите, пожалуйста, какие произведения Корнея Ивановича Чуковского вы знаете?
Д: «Муха-цокотуха», «Айболит», «Краденое солнце», «Путаница» и т.п.
В : А, хорошо ли вы знаете эти произведения?
Д: Да.
В. Вот сейчас, мы и проверим, как хорошо вы их знаете. А поможет нам в этом волшебный предмет, как вы думаете какой?
Посмотрите на экран и выберите этот предмет из картинок.
Картинки на экране: бабочка, волшебная палочка, ключ, чайка.
Д: Волшебная палочка нам понадобится.
В: Назовите, какие картинки остались. Запомните их картинки, они нам пригодятся в играх.
Воспитатель достает волшебную полочку, звучит музыка, открывается «Чудо - дерево».
В: Посмотрите, какое необычное дерево.
Чудо - дерево
Чудо -чудное. Расчудесное!
Ни листочки на нем,
Ни цветочки на нем.
А чулки да башмачки.
Словно яблочки!
В: Ребята, скажите, а как называется эта сказка у К. И. Чуковского?
В: Подойдите к «чудо - дереву» и возьмите себе башмачок или чулочек.
Переверните их, в башмачках и чулочках спрятались буквы.
Дружат буквы, посмотрите,
Ну-ка, вместе их прочтите.
Дети читают слова, которые написаны на обратной стороне башмачков и чулочков по очереди.
В. Хорошо, теперь положите чулочки и башмачки под дерево.
Надеюсь, что на дереве ещё появятся чудеса.
III.Повторение
В. Теперь скажите, чем отличаются буквы от звуков речи?
Д: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.
IV. Основная часть.
В.: Отгадайте загадку.
Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку как рубаха…
Кто же это? … (черепаха)
В. Ребята, а вы знаете, что у К. И. Чуковский написал стихотворение про черепаху, которая живет на болоте. И сейчас мы к ней отправимся в гости. Надо будет пройти по кочкам и подойти к болоту.
Дети выполняют логоритмическое упражнение.
До болота идти далеко
До болота идти нелегко / 2раза (дети идут друг, за другом наступая на «кочки»).
«Вот камень лежит у дороги.
Присядем и вытянем ноги. (дети присели на корточки)
И на камене лежит узелок.
В. Да, вот и черепаха. И узелок?
Подскажите, а какой первый звук вы слышите в слове черепаха?
Д: Звук (Ч).
В: Ребята, поиграем со звуком [ч]. Давайте узнаем, как располагается язычок во рту при произнесении звука [ч ]. Возьмите зеркало (достаю из узелочка-мешочка) и раздаю всем детям.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА.
Определяем положение органов артикуляции:
-губы немного выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка вверху, касается бугорков. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка от неба отрывается и продвигается вперед. Голосок спит. Горлышко не дрожит.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
Произнесение звука[ч ] .
Если преграда, когда мы произносим звук[ч]?
Что образует преграду?
Звук [ч] – гласный или согласный?
Дрожит ли горлышко при произнесении звука [ч]?
Звук [ч] согласный звук, всегда мягкий. У него нет твердой пары. Запомните!
Выставляются символы-фишки для звука [ч] на панно.
В. : Повторим. Согласный, глухой, всегда только мягкий.
Выделение звука [ч] в слогах, в словах:
В: Сейчас я проверю, умеете ли вы ловить звук [ч]
Если я назову один звук [ч] - вы его ловите одной рукой, зажимая кулачок.
Если я назову звук [ч,] с другим звуком - вы его ловите двумя руками, зажимает два кулачка.
Ч Ч ЧА Ч ОЧ ЫЧ ЧУ Ч ИЧ ИЧИ ЫЧЫ
В: Молодцы! Справились с заданием. У нас прекрасное настроение и нам надо отправляться дальше.
Ребята! Звук [ч,] нам сможет помочь в этом. Если звук [ч] произносить сначала громко, а потом тихо, то можно услышать, как движется паровоз.
Встаньте. Дети строятся в колонну по одному. Произносят: Ч ч Ч ч Ч ч Ч
Нашу песенку услышал паровоз и готов вас повести.
Логоритмика «Поезд».
Звучит музыка.
Дети проговаривают слова со звуком [ч ]
«Загудел наш паровоз чох—чох,чух—чух
Пыхчу, пыхчу. Стоять на месте не хочу.
Колесами стучу - стучу. Чу, чу.
В гости к сказкам прикачу.
Дети имитируют движение поезда.
Физкультминутка.
Солнце по небу гуляло и за тучку забежало
(Дети бегают по кругу и приседают, прячут лица за руками)
Глянул Заинька в окно, стало заиньке темно
(Дети подпрыгивают и приседают)
А сороки – белобоки поскакали по полям, закричали журавлям:
«Горе, горе, крокодил солнце в небе проглотил!»
(Дети прыгают по кругу и имитируют как крокодил проглатывает солнце).
В.: Посмотрите на экран. Кто это? Из какой сказки?
В: Повезло нам, что сейчас Айболит гостит у нас.
Вы, знаете, дети. Доктор Айболит прекратил приём больных, так как потерял свои важные предметы. Поможем ему их найти. Для этого надо разгадать ребусы. Работа на 2-х мольбертах по подгруппам.
В: Сегодня звук [ч,] будет нам будет встречаться повсюду. Где спрятался звук? [ч] в слове очки, чемодан.
В: Подойдите все ко мне. Посмотрите на экран бочка кирпичи чайник червяк бабочка ключ мяч сачок чайка.Назовите картинки, и вспомните, какие из них нам встречались на занятии раньше. А какие картинки лишние? Произнесение слов хором. Индивидуальные ответы.
Картинки: бочка, кирпичи, бабочка, червяк, чайник, ключ, мяч, сачок, чайка (в таблице).
В.: Сейчас проверим, правильно ли вы запомнили название картинок. Убираются все лишние.
В: Айболиту помогли.
Он в свой тимоданчик, симоданчик, щимоданчик положит очки. Ой, что то не так?
Д: В этих словах надо произносить звук (ч).
На экране картинка по сказке «Айболит», где Айболит лечит зверей.
В: Всех на свете он добрей.
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) «Айболит»
В: Мы помогли Айболиту. И теперь он снова может лечить своих зверей. Переходят дети к коромыслам.
Логопед: Ребята поиграем в игру «Доскажи словечко».
В этой игре вы должны закончить предложение рифму, выбрав картинку, с наших коромысел.
XI. РАБОТА С КОРОМЫСЛАМИ.
ЧА---ЧА---ЧА--- была Таня у ___(врача)
ЧА---ЧА---ЧА--- мы увидели___(грача)
ЧА---ЧА---ЧА---нет ___(зеленого мяча)
ЧА---ЧА---ЧА---на столе горит___(свеча)
Звучит музыка.
В: Посмотрите. Выносится черный ящик. Это черный ящик, и что-то лежит в нем.
Отгадайте дети: Кто потушил море в сказке «Путаница»
В: Ой, что-то не открывается «Черный ящик».Давайте скажем волшебное заклинание.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ.
АЧ---ОЧ---УЧ
ЧА---ЧО---ЧУ
Ответы детей по выбору и хором. Дети воспроизводят слоговые ряды.
В: Достаю и показываю БАБОЧКУ.
В слове бабочка есть звук [ч,] .Где он слышится в начале слова, в середине или в конце?
В: Интересно сколько слогов в слове бабочка. Давайте разделим.
В: Посмотрите, а бабочка принесла нам конверты.Посмотрим, что лежит в конвертах.
Достают элементы букв.
Л. Посмотрите. Эта буква «Ч».Звук «Ч» на письме обозначается буквой «Ч».
В какую сторону смотрит буква «Ч»?
Складывание буквы Ч из элементов.
На что же похожа буква «Ч»?
Стихотворение про букву.
«Да, вы, правильно решили
«Ч» похожа на «четыре»
Только с цифрою, друзья.
Букву путать нам нельзя».
В чем разница буквы и цифры.
Рисование буквы Ч восковыми мелками.
В: Подойдите ко мне. Посмотрите на экран. Нам надо выполнить очень трудное задание.
Может ли из слова «бабочка» получится слово «бочка»?
Дети: ответы
Л. : Есть ли звук [ч,] в слове «бочка». Поделим слово на слоги. Выделим ударный слог.
ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА «БОЧКА»..
Выложим из кубиков схему слова «БОЧКА». Первые номера возьмите кубики.
Вторые номера возьмите кубики.
1. Сколько всего звуков в слове.
2. Назовите согласные звуки.
3. На каком месте в слове звук «Ч».
4. Сколько в слове гласных звуков. Назовите их.
5. Обозначить эти звуки буквами.
В : Вот такие чудеса происходят со словами.
Ой, что за звук? Посмотрите на экран.
Заключительная часть.
В: Отгадайте загадку:
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт,
И в дороге слёзы льёт.
В: Кто же эта героиня?
Д: Федора.
В: Из какой сказки?
В: «Федорино горе»
В: В этой сказке всё отлично кончается.
Всё на место возвращается.
А Федора вам хочет подарить свою любимую игру. Она научилась общаться с посудой и называет её всегда ласково. Звук «Ч»- самый нежный и если его вставить в любое слово, это слово произносится ласково.
Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов у существительных.
Дети играют со словами: чашка, блюдце, кастрюля, чайник, стакан, сковорода, тарелка, самовар, вилки, ложки.
Итог (рефлексия).
В: Молодцы. С каким звуком мы путешествовали по сказкам К. И. Чуковского?
Что узнали о звуке [ч] ?
Какой буквой он обозначается на письме?
Подойдите все к своим столам.
Кому наше путешествие понравилось и задания вас не затрудняли, возьмите зеленый листочек, кому было что-то не понятно, или не совсем всё получалось, возьмите желтых листочек, а кто затруднялся, возьмет красный листочек.
Все листочки прикрепим к Чудо-дереву.
И так наше дерево принесло нам опять чудеса. До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НООД по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В гости к Мишутке. Буква М. Звук [М]»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследова...
НОД по обучению грамоте подготовительная группа "Знакомство с буквой и звуком Р"
Методика преподавания звука и буквы "Р"...
Проект по обучению грамоте старших дошкольников (5-8 лет) «От звука к букве» Малыгина М.А.
Проект по обучению грамоте старших дошкольников(5-8 лет) «От звука к букве»...
Конспект НОД. Обучение грамоте. Старшая группа. Тема: Звуки [C], [C`] и буква [C]
Конспект НОД. Обучение грамоте. Старшая группа. Тема: Звуки [C], [C`] и буква [C]...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с буквой и звуком С»
Знакомить с буквой С; учить детей точно называть предмет, его качества. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине) выделять его при прои...
Технологическая карта ОД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Подготовка к обучению грамоте. на тему: «Знакомство с буквами и звуками»
Подготовка к обучению грамоте"знакомство с буквами и звуками"Подготовительная к школе группа...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Звук и буква И»
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: «Звук и буква И»...