Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие на планету Пиши- Читай"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект НОД "Путешествие на планету Пиши - Читай" представляет собой методическую разработку по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote_puteshestvie_na_planetu_pishi-chitay.2.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12» г. Пласта
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте по теме:
«Путешествие на планету Пиши-Читай».
Составила:
воспитатель
высшей категории
Сагдиева О.А.
НОД по обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе.
Тема: «Путешествие на планету Пиши-Читай».
Цель: Систематизировать представления детей о гласных и согласных звуках и буквах, о позиции звука в слове, о слоге, слове, предложении, схеме предложения.
Задачи:
- Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии гласных и согласных звуков, о различии согласных звуков по твёрдости и мягкости, глухости и звонкости. Продолжить обучать звуковому анализу слов, совершенствовать умение делить слова на слоги, определять ударный слог. Закрепить знания детей о буквах, о различии между звуками и буквами. Закрепить понятия «слог», «предложение». Продолжать учить определять позицию согласных звуков «П», «П» в слове. Продолжать обучать составлять предложения с заданным словом и схему предложения к нему.
Развивающие задачи:
Развитие связной речи: умения составлять предложения с заданным словом, умения составлять предложения с различной интонацией, совершенствовать умение составлять схему предложения и определять интонационную окраску предложения, развивать логическое мышление, внимание и память с помощью отгадывания загадок.
- Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать педагога и товарищей, желание и умение работать в коллективе, воспитывать интерес к космосу и русскому языку.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Составь звуковую схему слова», «Составь схему предложения», «Назови парный звук», «Придумай слово с заданным звуком», «Определи позицию звука в слове», «Составь слово и предложение» (работа в кассе букв).
Материалы и оборудование: проектор; презентация, звёзды со слогами; фонограмма старта космической ракеты; учебник «Букварь»; цветные квадраты для звукового анализа, рабочие тетради, ручки, карточки для определения позиции звука в слове.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и становятся в круг.
Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: – Здравствуйте.
Воспитатель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: – Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: - Ребята, поделимся хорошим настроением друг с другом. Для этого я вам предлагаю поиграть в игру «Добрые друзья». Положите ласковое имя своего соседа справа на ладошку, дуньте и передайте его соседу (дыхательная гимнастика).
Дети проходят и садятся за столы.
Звучит сигнал SOS:
«Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит. На нас напали космические пираты. Они похитили у нас одну очень ценную книгу. Помогите нам её вернуть.
Воспитатель: - Это поступил сигнал с планеты «Пиши - Читай». Поможем, ребята, вернуть книгу жителям планеты?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы узнать нам о жителях планеты «Пиши – Читай», надо отгадать загадки.
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается …
Дети: гласный.
Могут они шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Дети: Согласные звуки.
Воспитатель: Что мы знаем о звуках?
Дети: Звуки мы произносим и слышим.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным цветом.
Воспитатель: Приведите примеры гласных звуков.
Дети приводят примеры.
Воспитатель: Сколько в русском языке гласных звуков?
Дети: 6 гласных звуков. 1 ребёнок рассказывает стихотворение про гласные звуки.
Гласных звуков только 6,
Их совсем легко пропеть:
«А» - на астре расцветает,
«И» - на иволге порхает,
«О» - на ослике сидит,
«У» - на улицу глядит,
«Э» - на эхо отозвался,
«Ы» - во внутрь слов забрался,
Сыром тыкву закусил и добавки попросил!
Воспитатель: Что мы знаем о произношении согласных звуков?
Дети: Согласные умеют свистеть, шипеть, рычать, петь не умеют. Воздух при произношении согласных звуков встречает преграды: губы и зубы.
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем твёрдые и мягкие согласные звуки?
Дети: Твёрдые согласные звуки – синим, мягкие согласные звуки – зелёным цветом.
Воспитатель: Приведите примеры мягких согласных звуков.
Дети приводят примеры.
Воспитатель: Приведите примеры твёрдых согласных звуков.
Дети приводят примеры.
Воспитатель: Отгадаем ещё одну загадку.
Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает.
Дети: Буквы.
Воспитатель: Что мы знаем о буквах?
Дети: Буквы мы пишем и видим. Буквы бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Отгадав все загадки, мы узнали, кто является жителями планеты Пиши - Читай?
Дети: На планете живут буквы и звуки.
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся с вами в путь и поможем жителям этой планеты. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы помочь жителям планеты Пиши-Читай, нам надо выбрать транспорт. Для этого отгадаем загадку.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост —
И поднимается до звёзд ……..
Воспитатель: Вы догадались, что это? Правильно – это ракета.
Воспитатель: Мы полетим с вами на ракете.
Воспитатель: Но, чтобы наша ракета отправилась в космическое путешествие, мы сделаем звуковой анализ слова РАКЕТА. У вас на столах у каждого космонавта лежат цветные квадраты для составления звуковой схемы слова и макеты ракет. Составляем звуковую схему слова ракета.
Дети выполняют задание. Один ребёнок выходит к доске.
Экипаж! Вы справились с заданием, и наша ракета отправляется в космическое путешествие. Занять свои места, пристегнуть ремни! Давайте скажем пароль для запуска нашей ракеты.
Артикуляционная гимнастика. (Чистоговорка).
Та-та-та – не страшна нам высота!
Ете-ете-ете – летим мы на ракете!
Ты-ты-ты – все видно с высоты,
Аль-аль-аль – полетим мы вдаль!
Начинаем обратный отсчёт.
Три-два-один.
Мы в космос летим! (включить звук запуска ракеты).
Воспитатель: Внимание! Тревога! Нас настиг метеоритный дождь. Чтобы его преодолеть, нам надо выполнить задание: разделить слова на слоги. А слова – названия созвездий, которые есть в космическом пространстве, и определить ударный слог в этих словах. Как определить, сколько в слове слогов?
Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Слова: РАК, ОРЁЛ, РЫБЫ, АНДРОМЕДА. Дети делят слова на слоги методом хлопков.
Воспитатель: Ребята, определим, какой слог является ударным в этих словах. Вы справились с этим заданием. Молодцы! Продолжаем наш полёт. Вот мы с вами приземлились на планету «Пиши - Читай».
Слайд с изображением жителя планеты Пиши-Читай.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Пиши-Читай. Спасибо, что вы откликнулись на мой сигнал бедствия и прилетели ко мне на помощь. Очень рад с вами подружиться.
Физкультминутка.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься
Все хотим мы много знать.
Пиши-Читай: Чтобы помочь найти вам нашу книгу и победить космических пиратов, надо выполнить ряд заданий. Справитесь с заданиями, победите космических пиратов и вернёте нам ценную книгу.
1 задание «Определи позицию звука «П», «П» в слове».
Воспитатель: Дети дайте характеристику звука «п», «п».
Дети: Звук «п» - согласный, твёрдый, глухой, звук «п»- согласный, мягкий, глухой.
Слова ПИЛОТ, СПУТНИК, ТЕЛЕСКОП.
Дети выполняют задание на столах.
2 задание: «Составь слово». (Работа по группам).
У вас на столах лежат слоги. Вам необходимо составить из слогов слова. Лексическое значение слова будет связано с космосом.
ПЛАНЕТА, КОМЕТА, ЗВЕЗДОПАД, КОСМОС.
Молодцы, справились с заданием!
2 задание: «Составь предложение и его схему».
Воспитатель: - Из чего состоит предложение?
Дети: - Предложение состоит из слов.
Воспитатель: - Что ставят в конце предложения?
Дети: - В конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.
Воспитатель: - С какой буквы начинается предложение?
Дети: - Предложение начинается с заглавной буквы.
Воспитатель: - Молодцы, это правильно.
Теперь каждый экипаж придумает предложение со словом, которое они составили. 1 и 4 экипажи придумают повествовательное предложение. 2 экипаж - вопросительное предложение. 3 экипаж – восклицательное предложение. К доске выйдет один из членов экипажа и составит схему предложения на доске, остальные ребята составят схему предложения в бортовых журналах.
Молодцы! Справились с этим заданием.
Воспитатель: Чтобы узнать название ценной книги, Пиши-Читай предлагает вам разгадать кроссворд. В кроссворде будут загадки о животных, живущих на вашей планете Земля, названия которых вам, дорогие ребята, конечно же, известны.
- Очень быстро, очень ровно
Он перегрызает бревна!
И на речке строит всюду
За запрудою запруду ( Бобр). - У змеи коварный нрав,
Всех обнять готов ... (Удав).
3. Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда,
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем. ( Крот)
Пропитанье себе ищет?
Страшно слышать пасти щелк...
Кто в лесу зубастый...(Волк)
Он в шубке беленькой зимой и в серой шубке летом! (Заяц).
- Меньше тигра,
Больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь).
- Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не строит птица в них,
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я? (Олень).
По мере отгадывания загадок дети составляют слово из букв, выделенных на экране красным цветом, в кассе букв.
Воспитатель: Молодцы, вы разгадали кроссворд, а теперь прочитайте слово, которое у вас получилось на экране. Прочитайте название похищенной книги.
Дети: Букварь.
Воспитатель: Правильно, букварь. Это очень нужная и важная книга, она помогает научиться читать. Чтобы букварь нам вернули пираты, составим звуковую схему слова БУКВАРЬ.
Дети составляют звуковую схему слова БУКВАРЬ на столах. 1 ребёнок выходит к доске.
Пиши-Читай: - Спасибо вам большое ребята, что вы помогли нашей планете вернуть похищенную книгу. За это я хочу вас поблагодарить и подарить вам медали. До свидания!
Воспитатель: - А теперь нам пора возвращаться домой, встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
– Из полёта возвратимся
И на Землю приземлимся.
Воспитатель: – Вот мы и вернулись домой. Понравилось вам наше путешествие? Какие задания от Пиши–Читая вам понравились? Какие задания вызвали затруднения? Наше путешествие окончено, попрощайтесь с гостями.
Дети: – До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...
Конспект занятия для детей для старшего дошкольного возраста «Репортаж для жителей планеты Андроид» (гендерное восп-е, с использованием АМО)
в этом файле содержится информация ,как можно развивать гендерное воспитание в детях с использованием активных методов обучения...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста КВН "Весна шагает по планете" с использованием информационно - коммуникативных технологий
КВН "Весна шагает по планете"Цель: развитие творческого воображения, логического мышления и внимания, любознательности; расширение кругозора детей, побуждение к желанию общаться....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Разноцветную планету».
Развивать навыки продуктивной деятельности с различными материалами: бисером, тканью, фольгой, бумагой, поимками и др. Развивать умения работать по схеме, конструкторские навыки, возможность сам...
Конспект открытого музыкального мероприятия с использованием инновационных технологий и интеграции для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети на планете»
Знакомство детей с музыкальной культурой народов разных национальностей, их костюмами, традициями средствами искусства. Формирование этнической и аутотолерантности через ознакомление с танцами разных ...
Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Далёкую планету»
Конспект непрерывно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на Далёкую планету»Цель: развитие познавательного интереса у детей и включен...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по экологии на тему: " Земля - голубая планета"
Конспект занятия по теме : « Земля - голубая планета»Цель : - дать представление об уникальности планеты - Земля,.Задачи: Образовательные:- Сформирование у детей элементарные представления...