Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками [Г] и [Г'].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_po_obucheniyu_gramote_triz.docx | 536.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по обучению грамоте с применением технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Буква Г. Звуки [Г] и [Г'].
Цель: развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками [Г] и [Г'].
- Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с буквой [Г], уточнить артикуляцию звуков [Г] и [Г'], формировать умение различать и выделять данные звуки на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов; определять место нахождение звука в слове. Закреплять умение составлять характеристику звука с опорой на символы. Упражнять детей выкладывать букву Г - мальчиков из паеток синего цвета, а девочек из паеток зелёного цвета; находить образ буквы в предметах ближайшего окружения.
- Коррекционно-развивающие задачи: развитие фонематического слуха и восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения, мелкой и общей моторики.
- Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков самостоятельности, ответственности, усидчивости, сохраняя интерес к логопедическим занятиям.
Ресурсные материалы: предметные картинки, сундучок с символами анализаторов, предметные картинки волшебников, фото городов Череповец и Сургут, мяч, наборное полотно, карточки для характеристики звуков.
Содержательная деятельность:
1. Организационный момент. Логопед рассказывает стихотворение.
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!
Логопед: Ребята, как вы считаете, что такое игра? А вы любите играть?
Ответы детей.
Логопед: У меня есть папка, в ней находится описание различных игр. Сейчас я её открою, и вы выберите игру, в которую мы будем играть. Ой, а папка опустела, игры исчезли. Что делать?
Ответы детей.
Логопед: В какой стране мы живём? (в России). Какие города России вы знаете? А вы знаете, что есть такой город Череповец. Там живут очень мудрые люди. Они знают множество интересных игр. Давайте обратимся к ним за помощью.
Ответы детей.
Логопед: А как мы туда попадём?
Ответы детей.
Логопед: Я предлагаю, пригласить "Волшебника перемещения в пространстве". Он нам поможет.
Дети: "Раз, два, три. Волшебник к нам приди".
"Появляется" волшебник:
Я летаю в разные края,
Кто же знает, где мы завтра будем.
Дождик привожу в пустыню я,
Солнце раздаю хорошим людям.
Логопед: Уважаемый волшебник. Помоги нам попасть в город Череповец.
Волшебник: Хорошо, помогу я вам. Садитесь на ковёр. Закрывайте глаза. Раз, два, три ковёр-самолёт в Череповец, лети! (звучит музыка).
Логопед: Ребята открывайте глаза. Смотрите сундучок.
2. Игра "Сенсорный сундучок".
Логопед: Ой какой чудесный сундучок. Логопед трясёт сундучок. А в нём что-то есть, угадайте что это?
Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.
Ход игры: В "сенсорном сундучке" спрятано фото города Череповец.
Дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) на полях сенсорного сундучка. На вопросы детей отвечает логопед.
Осязание: Какой он на ощупь? (он гладкий на ощупь)
Слух: Он издает звук? (нет)
Обоняние: Он пахнет? (нет)
Вкус: Это съедобный предмет? (нет).
Зрение: Какой он формы? (он прямоугольной формы)
Какого он цвета? (он белого цвета, а лицевая сторона разноцветная)
Какого он размера? (по сравнению с альбомным листом – он маленький, по сравнению с календариком– большой)
Сколько у него частей? (у него есть шесть сторон, верхняя, нижняя, правая, левая, задняя, передняя (лицевая) на неё мы обычно смотрим, любуемся или огорчаемся)
Этот предмет нам дарят фотографы.
Это фотография? (да)
Логопед достаёт фото, читает название Череповец. Спрашивает у детей: Череповец это что? ГОРОД. Слово город на какую букву начинается? На Г.
3. Играем со звуками.
Цель: закреплять умение работать с характеристикой звука.
Дети превращаются в исследователей. Рассматривают букву Г, находят образ буквы в предметах ближайшего окружения. Логопед рассказывает, что у буквы есть брат и сетра - это звуки.
Упражнять детей выкладывать букву Г - мальчиков из паеток синего цвета, а девочек из паеток зелёного цвета.
Логопед: Как вы думаете почему одни буквы синего цвета, а другие зелёного?
Дети: Синие - это мальчики (сильные, смелые, отважные - звук [Г] большой брат), а зелёные - девочки (мягкие, добрые, нежные - звук [Г'] младшая сестра).
Изобразить модель для думания (характеристика звуков [Г] и [Г']).
4. Динамическая пауза.
Игра "Перевёртыши"
Цель: развитие координации движений, фонематического слуха, анализа.
Логопед бросает мяч ребёнку и называет слог, а дошкольник бросает мяч ведущему отвечает противоположным слогом (ГА-ГЯ, ГО-ГЁ, ГУ-ГЮ, ГИ-ГЫ, ОГ-ЁГ и т.д.)
5. Игра "Зашифруй слово".
Перед каждым ребёнком лежит пустое наборное полотно. Логопед произносит слово. Дети дают характеристику каждого звука в слове, последовательно выкладывая модели в наборном полотне или на таблице. В первом столбике для первого звука, во втором столбике для второго звука и т. д. Слова: ГОРОД, ГЕРОЙ.
Логопед: про какой город можно сказать "Город герой"? Ответы детей.
6. Системный оператор.
Цель: развить фантазию ребёнка, научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, научить понимать единство и противоречие окружающего мира.
Логопед: ребята послушайте, к нам кто-то стучится. Это же волшебник изменения времени. Он предупреждает нас о том, что нам пора домой. Мы с вами заигрались и совсем забыли про время. Но как же нам вернуться домой?
Ответы детей.
Логопед: Смотрите волшебник принёс нам карту путешествия. Давайте её заполним.
Как называется город в котором мы находимся? (Череповец). С какого города мы прибыли? (Сургута) В какой области находится город Сургут? (Тюменской).
Логопед: а город Череповец находится в Вологодской области. Значит мы с вами сейчас в какой области? (в Вологодской). Куда нам необходимо отправиться? (в Сургут), в какую область? (Тюменскую).
Логопед: для чего мы отправились в Череповец (найти новые игры). А что случилась с играми в нашей папке? (Они исчезли). Поиграли мы с вами в новые игры (Да). Понравились они вам? (Да). Останутся они в нашей умной голове? (Да). Будем ещё играть в эти игры? (Да).
7. Рефлексия.
Звучит музыка. Появляется волшебник.
Я летаю в разные края,
Кто же знает, где мы завтра будем.
Дождик привожу в пустыню я,
Солнце раздаю хорошим людям.
Логопед: Уважаемый волшебник. Помоги нам попасть домой.
Волшебник: Хорошо, помогу я вам. Садитесь на ковёр. Закрывайте глаза. Раз, два, три ковёр-самолёт в Сургут, лети! (звучит музыка, сундучок).
Логопед: Ребята открывайте глаза. Смотрите сундучок. Как вы думаете, что там? (фотография города Сургута). Вам понравилось наше путешествие. Какую поговорку можно сказать, когда люди возвращаются домой?
В гостях хорошо, а дома лучше.
Волшебник перемещения в пространстве.
Характеристика звука
Характеристика звука | |
Г | Г |
--------------------- | --------------------- |
|
|
| |
Волшебник изменения времени.
Системный оператор
прошлое | настоящие | будущее |
Тюменская область | Вологодская область | Тюменская область |
Город Сургут | Город Череповец | Город Сургут |
Исчезли игры из папки. | Нашли новые игры. | Будем активно использовать новые, увлекательные игры. |
Подготовила,
учитель-логопед: Татьяна Николаевна Тимофеева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....
Цикл занятий по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной приставки Mimio
Данный цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста. Использование Mimio-игр позволяет повысить интерес ребенка к выполнению заданий, ведь в них ребенок имеет уникальную возможность...
Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки». Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ.
В статье представлен конспект обобщающего занятия по обучению элементарной грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ, проведенного в форме подгрупповой квест-игры.Квест-игры являются а...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 – 6 ЛЕТ) по теме: «Звук и буква «Б»
Цель – знакомство с согласным звуком БЗадачиОбразовательные познакомить со звуками [б], [б’], буквой Б.уточнить артикуляцию звука [б];научить давать характеристику звуку Б;познакомить с гр...
Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках, знакомство с буквой - Ш....
Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие на планету Пиши- Читай"
Конспект НОД "Путешествие на планету Пиши - Читай" представляет собой методическую разработку по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР....
Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Буква ч, звук ч".
Данная методическая разработка содержит конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР....