Конспект по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Калуцких Наталья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей

старшего дошкольного возраста.

«Сказка о Ёжике»

Цель:  развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения,  связной речи детей.

Обучающие задачи:

- учить составлять короткий рассказ о животном, закреплять знания о диких животных,

- учить ориентироваться в предложенном пространстве,

- упражнять в дифференциации звуков С и Ш,

- закреплять умение определять позицию звука в слове,

- продолжать учить делить слова на слоги,

- автоматизировать звук Л в словах.

Развивающие задачи:

- развивать умение отгадывать загадки,

- развивать умение правильно держать карандаш,

- развивать внимание, мышление.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать сопереживание, желание помочь другим,

- формировать представление об опасной ситуации для детей во время прогулок и о том, как ее избежать.

Интегрируемые области:  познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое и физическое развитие.

Оборудование и материалы: картинки с дикими животными, схема для составления рассказа о животном, набор игрушек и лесенка с двумя ступеньками, пособие «домик» и набор картинок со звуком Л, раздаточные карточки-схемы - позиция звука в слове, мяч, д/и «ёлочки»,  карточки-схемы – слоги, карточки по типу раскрасок.

Содержание

        - Ребята, хотите услышать сказку?

Лесная сказка дивная

Когда – то приключилась,

Короткая, иль длинная - посмотрим.

 И узнаем, что случилось.

        - В одном лесу жил-был Ёжик. Жил он со своими мамой и папой. Однажды он пошел гулять, но ничего не сказал об этом своим родителям. Так, деревце за деревцем, кустик за кустиком, да и заблудился в лесу. Идет Ёжик и плачет.

Кто дорожку мне найдет

К маме с папой приведет?

А навстречу ему….

- А кто это был, отгадайте.

Ребенок составляет небольшой рассказ о животном, используя схему (о Лисе).  При этом животное не называется. Дети отгадывают.

- А навстречу ему Лиса.  И спрашивает: «Что случилось, почему ты, Ёжик, плачешь?». Рассказал Ёжик Лисе, что не может найти дорогу домой. А Лиса и говорит:

Я тебе, Ёжик, дорожку покажу,

 Только сначала свои игрушки приберу.

А Ёжик стал помогать Лисе. Поможем и мы.

  1. Игра «Наведи порядок»

Дети по заданию педагога расставляют игрушки на лесенку. Девочки – игрушки, в названии которых есть звук С, а мальчики - звук Ш. Задания:

- поместить игрушку на нижнюю ступеньку, чтобы она была первой,

- на верхнюю ступеньку, в середину,

- справа (например, от матрёшки),

- между (например, машинкой и кубиком) и т.д.

Лиса указала Ёжику на дорожку, которая ведет к его дому. Бежит, Ёжик торопится.

Но не видит дома впереди,

Видно сбился он с пути.

 Идет Ёжик и плачет.

Кто дорожку мне найдет

К маме с папой приведет?

А навстречу ему…

- А кто это был, отгадайте.

Ребенок составляет небольшой рассказ о животном, используя схему (о медведе).  При этом животное не называется. Дети отгадывают.

А навстречу ему Медведь. Он спрашивает: «Что случилось, почему ты, Ёжик, плачешь?». Рассказал Ёжик Медведю, что не может найти дорогу домой. А Медведь и говорит:

Я тебе конечно, помогу,

Только вот картинки в домик поселю.

А Ёжик стал помогать медведю. Поможем и мы.

        

  1. Игра «Рассели картинки в дом».

Дети поочередно «расселяют в дом» картинки, в названии  которых есть звук Л.

- если он в слове первый, то на первый этаж,

- если в середине слова, то на средний (второй) этаж,

- если он в слове последний, то на последний (третий) этаж.

Медведь указал Ёжику на тропинку, которая ведет к его дому. Бежит, Ёжик, торопится.

Но не видит дома впереди,

Видно сбился он с пути.

 Идет Ёжик и плачет.

Кто дорожку мне найдет

К маме с папой приведет?

 А навстречу ему…

- А кто это был, отгадайте.

Ребенок составляет небольшой рассказ о животном, используя схему (о зайце).  При этом животное не называется. Дети отгадывают.

А навстречу ему Заяц.  И спрашивает: «Что случилось, почему ты, Ёжик, плачешь?». Рассказал Ёжик Зайцу, что не может найти дорогу домой. А Заяц и говорит:

Я тебе, конечно, помогу,

Зря переживаешь,

Дорожку к дому покажу.

А ты со мною поиграешь?

Физминутка.

  1. Игра с мячом «Кто у кого?»

Заяц  указал Ёжику на тропинку, которая ведет к его дому. Бежит, Ёжик, торопится.

Но не видит дома впереди,

Видно сбился он с пути.

 Идет Ёжик и плачет.

Кто дорожку мне найдет

К маме с папой приведет?

 А навстречу ему…

- А кто это был, отгадайте.

Ребенок составляет небольшой рассказ о животном, используя схему (о белке).  При этом животное не называется. Дети отгадывают.

А навстречу ему Белка.  И спрашивает: «Что случилось, почему ты, Ёжик, плачешь?». Рассказал Ёжик Белке, что не может найти дорогу домой. А Белка и говорит:

Я, конечно, помогу и дорожку покажу.

Только ты минутку подожди,

Я развешаю грибы.

Ёжик стал помогать Белке.  Поможем и мы.

  1. Игра «Развесь грибы на елочки».

Дети «развешивают грибы» (картинки) на ёлочки.

- если в слове один слог, то на первую ёлочку.

- если два слога – на вторую

- если три слога – то на третью и т.д.

Белка указала Ёжику на тропинку, которая ведет к его дому. Бежит, Ёжик, торопится.

Вот знакомый мне кусток и березовый пенек.

Всё знакомое кругом, вот и мой родимый дом!

        - Ребята, хотите узнать, как выглядит дом Ёжика?

Дети по заданию педагога раскрашивают заранее нарисованный  домик.  Задание: раскрасить домик, используя три цвета, при этом нельзя использовать черный и желтый цвет.

- Вспомните, кто помогал Ёжику? (Выставляются картинки с героями).

- Как их всех можно назвать? Кто это?

        - Мама с папой очень обрадовались Ёжику. Но и пожурили его. Почему? А потом  родители дали совет.

Малыш, запомни наш совет,

С тобой чтоб не случилось бед,

Один гулять ты не ходи,

А папу с мамой подожди.

        

Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Я тоже хочу дать вам совет:

Помни друг, гулять опасно

Одному без пап и мам

Может напугать ужасно

И обидеть хулиган

И заблудится так легко

Уйдя от дома далеко.

Не устану я твердить -

Без взрослых на улице не надо быть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателя.

Рекомендации от логопеда по обучению детей дошкольного возраста грамоте....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В конспекте представлены дидактические упражнения по закреплению знаний, полученных дтьми старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Путешествие по Звукограду»

Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).Задачи:Образовательные:- Совершенствовать умение детей в дифференциац...