Конспект по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей
старшего дошкольного возраста.
«Сказка о Ёжике»
Цель: развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения, связной речи детей.
Обучающие задачи:
- учить составлять короткий рассказ о животном, закреплять знания о диких животных,
- учить ориентироваться в предложенном пространстве,
- упражнять в дифференциации звуков С и Ш,
- закреплять умение определять позицию звука в слове,
- продолжать учить делить слова на слоги,
- автоматизировать звук Л в словах.
Развивающие задачи:
- развивать умение отгадывать загадки,
- развивать умение правильно держать карандаш,
- развивать внимание, мышление.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать сопереживание, желание помочь другим,
- формировать представление об опасной ситуации для детей во время прогулок и о том, как ее избежать.
Интегрируемые области: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое и физическое развитие.
Оборудование и материалы: картинки с дикими животными, схема для составления рассказа о животном, набор игрушек и лесенка с двумя ступеньками, пособие «домик» и набор картинок со звуком Л, раздаточные карточки-схемы - позиция звука в слове, мяч, д/и «ёлочки», карточки-схемы – слоги, карточки по типу раскрасок.
Содержание
- Ребята, хотите услышать сказку?
Лесная сказка дивная
Когда – то приключилась,
Короткая, иль длинная - посмотрим.
И узнаем, что случилось.
- В одном лесу жил-был Ёжик. Жил он со своими мамой и папой. Однажды он пошел гулять, но ничего не сказал об этом своим родителям. Так, деревце за деревцем, кустик за кустиком, да и заблудился в лесу. Идет Ёжик и плачет.
Кто дорожку мне найдет
К маме с папой приведет?
А навстречу ему….
- А кто это был, отгадайте.
Ребенок составляет небольшой рассказ о животном, используя схему (о Лисе). При этом животное не называется. Дети отгадывают.
- А навстречу ему Лиса. И спрашивает: «Что случилось, почему ты, Ёжик, плачешь?». Рассказал Ёжик Лисе, что не может найти дорогу домой. А Лиса и говорит:
Я тебе, Ёжик, дорожку покажу,
Только сначала свои игрушки приберу.
А Ёжик стал помогать Лисе. Поможем и мы.
- Игра «Наведи порядок»
Дети по заданию педагога расставляют игрушки на лесенку. Девочки – игрушки, в названии которых есть звук С, а мальчики - звук Ш. Задания:
- поместить игрушку на нижнюю ступеньку, чтобы она была первой,
- на верхнюю ступеньку, в середину,
- справа (например, от матрёшки),
- между (например, машинкой и кубиком) и т.д.
Лиса указала Ёжику на дорожку, которая ведет к его дому. Бежит, Ёжик торопится.
Но не видит дома впереди,
Видно сбился он с пути.
Идет Ёжик и плачет.
Кто дорожку мне найдет
К маме с папой приведет?
А навстречу ему…
- А кто это был, отгадайте.
Ребенок составляет небольшой рассказ о животном, используя схему (о медведе). При этом животное не называется. Дети отгадывают.
А навстречу ему Медведь. Он спрашивает: «Что случилось, почему ты, Ёжик, плачешь?». Рассказал Ёжик Медведю, что не может найти дорогу домой. А Медведь и говорит:
Я тебе конечно, помогу,
Только вот картинки в домик поселю.
А Ёжик стал помогать медведю. Поможем и мы.
- Игра «Рассели картинки в дом».
Дети поочередно «расселяют в дом» картинки, в названии которых есть звук Л.
- если он в слове первый, то на первый этаж,
- если в середине слова, то на средний (второй) этаж,
- если он в слове последний, то на последний (третий) этаж.
Медведь указал Ёжику на тропинку, которая ведет к его дому. Бежит, Ёжик, торопится.
Но не видит дома впереди,
Видно сбился он с пути.
Идет Ёжик и плачет.
Кто дорожку мне найдет
К маме с папой приведет?
А навстречу ему…
- А кто это был, отгадайте.
Ребенок составляет небольшой рассказ о животном, используя схему (о зайце). При этом животное не называется. Дети отгадывают.
А навстречу ему Заяц. И спрашивает: «Что случилось, почему ты, Ёжик, плачешь?». Рассказал Ёжик Зайцу, что не может найти дорогу домой. А Заяц и говорит:
Я тебе, конечно, помогу,
Зря переживаешь,
Дорожку к дому покажу.
А ты со мною поиграешь?
Физминутка.
- Игра с мячом «Кто у кого?»
Заяц указал Ёжику на тропинку, которая ведет к его дому. Бежит, Ёжик, торопится.
Но не видит дома впереди,
Видно сбился он с пути.
Идет Ёжик и плачет.
Кто дорожку мне найдет
К маме с папой приведет?
А навстречу ему…
- А кто это был, отгадайте.
Ребенок составляет небольшой рассказ о животном, используя схему (о белке). При этом животное не называется. Дети отгадывают.
А навстречу ему Белка. И спрашивает: «Что случилось, почему ты, Ёжик, плачешь?». Рассказал Ёжик Белке, что не может найти дорогу домой. А Белка и говорит:
Я, конечно, помогу и дорожку покажу.
Только ты минутку подожди,
Я развешаю грибы.
Ёжик стал помогать Белке. Поможем и мы.
- Игра «Развесь грибы на елочки».
Дети «развешивают грибы» (картинки) на ёлочки.
- если в слове один слог, то на первую ёлочку.
- если два слога – на вторую
- если три слога – то на третью и т.д.
Белка указала Ёжику на тропинку, которая ведет к его дому. Бежит, Ёжик, торопится.
Вот знакомый мне кусток и березовый пенек.
Всё знакомое кругом, вот и мой родимый дом!
- Ребята, хотите узнать, как выглядит дом Ёжика?
Дети по заданию педагога раскрашивают заранее нарисованный домик. Задание: раскрасить домик, используя три цвета, при этом нельзя использовать черный и желтый цвет.
- Вспомните, кто помогал Ёжику? (Выставляются картинки с героями).
- Как их всех можно назвать? Кто это?
- Мама с папой очень обрадовались Ёжику. Но и пожурили его. Почему? А потом родители дали совет.
Малыш, запомни наш совет,
С тобой чтоб не случилось бед,
Один гулять ты не ходи,
А папу с мамой подожди.
Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Я тоже хочу дать вам совет:
Помни друг, гулять опасно
Одному без пап и мам
Может напугать ужасно
И обидеть хулиган
И заблудится так легко
Уйдя от дома далеко.
Не устану я твердить -
Без взрослых на улице не надо быть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....
Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"
В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателя.
Рекомендации от логопеда по обучению детей дошкольного возраста грамоте....
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...
Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185» Опыт работыТема:Использование игровых техн...
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
В конспекте представлены дидактические упражнения по закреплению знаний, полученных дтьми старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте....
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Путешествие по Звукограду»
Цель: совершенствовать фонетический слух, навык звукового анализа слова, составления предложений (умение работать со схемами).Задачи:Образовательные:- Совершенствовать умение детей в дифференциац...