Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Д], [Дь] и буквой Д»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Конспект является продолжением программы по обучению грамоте для детей с ОВЗ. Дети выполняя интересные задания, игры и упражнения занкомятся с новой буквой и звуками. Некототрые игры и упражнения можно использовать и в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_d.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Д], [Дь] и буквой Д»
Цели: - научить четко произносить звуки [Д], [Дь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;
- учить определять количество услышанных звуков;
- активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;
- учить определять место звуков [Д], [Дь] в начале и в середине слова;
- научить анализировать слоги: ДА, ДО, ДУ, ДИ составлять и писать слово ДИМА.
- продолжать формировать понятие звук, буква.
Материал: изображение буквы Д, зеркала на каждого ребенка; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки»; сигнальчики; картинки: душ, ведро, одуванчик, дом, удочка, домик, ягоды, дым, индюк, дельфин, пудель, диван и др.; тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада №2
Ход:
- Знакомство со звуком [Д].
Загадка: Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес –
И исчез. (дым)
- Какой первый звук в слове ддддым? (Правильно звук Д) Раздаются зеркала.
- Посмотрите в зеркало и скажите мне когда мы произносим [Д], то
- Что делают губки? (губкисвободны);
- Что делают зубки? (зубки сближены, но не сомкнуты);
- Что делает язычок? (язычок стучит кончиком за верхними зубками);
- Горлышко работает? (положить руку на горлышко) Горлышко работает.
- Звук [Д] согласный, его петь нельзя, так как нам мешает язычок. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим кружком.
Если песня не поется
То согласным назовется
И для всех не секрет
У него синий или зеленый цвет.
2. Фонетические упражнения
А теперь представьте себе, что мы гуляем в лесу и вдалеке слышим как дятел долбит дерево: ДДДДД… (произносить тихо, отрывисто).
А теперь дятел прилетел к нам близко и долбит дерево, стоящее рядом: ДДДДДД….(произносить громко, отрывисто).
3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Д]»:
Д, м, а, о Д о, Д, и, Д, т к, д, м, л, д, д
Ма, до, ао, дам ду, ом, уда, да, аду, до, ти, та
«Слушай внимательно» покажи синий сигнал, если услышишь в слове звук [д]: мак, дух, сом, дама, дом.
4. Работа с картинками.
На столе лежать звуковые схемы. 1. Звук [Д] в начале слова. 2. Звук [Д] в середине слова. Детям раздаются картинки, в которых звук [Д] или в начали или в середине слова: душ, ведро, одуванчик, дом, удочка, домик, ягоды, дым.
Положите картинки в первый паровозик, которые поедут в вагоне и будут смотреть в первое окошко. Те картинки, которые начинаются на звук Д.
Во второй паровозик положите картинки, которые поедут в вагончике, где синий кружок в серединки. Значит звук Д в середине слова.
5. «Хлопушка» ( - звук Д)
-има -ом -ым
6. Знакомство со звуком [Дь].
Маленький дятел долбит дерево: дьдьдь…
Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.
7. Дидактическое упражнение на дифференциацию звуков. Дети стоят. «Хлопните в ладоши, если услышите звук [Д], топайте ногами, если услышите звук [Дь]»
да, дя, до, дё, ди, ду.
8. Работа с картинками. К вам пришли в гости гномики Дима и Данилл. Они просят вас помочь им навести порядок, так как мама ушла на работу, а они тем временем раскидали все картинки. И теперь не знают в названии каких картинок есть звук ДДДД, а названии каких ДьДьДь. Поможем им ребята?
Детям раздаются картинки, в названии которых есть твердый и мягкий звук [Д, Дь]: душ, ведро, одуванчик, дом, удочка, домик, ягоды, дым, индюк, дельфин, пудель, диван.
Если в слове есть согласный твердый ДДДД, то кладите ДДДДанилу, у него синий костюмчик, если в слове ДьДьДь, то ДьДьДиме, у него зеленый костюмчик.
9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Кто приходит, Весной веселит,
Кто уходит, - Летом холодит,
Все ее за ручку водят. Осенью питает,
(дверь) Зимой согревает. (дерево)
К вечеру умирает, Не живая, а идет,
Поутру оживает. Не подвижна, а ведет.
(день) (дорога)
10. Звуковой анализ слов, используя цветные квадратики:
дом, Дима
11. Знакомство с буквой Д.
Д – с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.
- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Д? Буква Д из пальчиков: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.
- Выложить на столе из геометрических фигур (пуговиц) букву Д.
12. Анализ слогов: ДА, ДО, ДУ, ДИ.
- Какой звук стоит в ряду первым (последним)?
Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.
Итог:
- С какими звуками мы с вами познакомились?
- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Д], мягкий звук [Дь]? Почему?
- Какие звуки вы уже знаете?
13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада №2, стр. 5: дети закрашивают букву Д наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.
14. Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»
На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук соприкасаются,
локти разведены, - «крыша»
Ну, а к дому путь закрыт. Обе руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются,
большие пальцы – верх – «ворота».
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу.
В этот домик приглашаем. «Крыша»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У
Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»
В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»
в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»
Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...
Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"
Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...