План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Гласный и согласный звук»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Яптунай Ксения Львовна

Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ слов мак и шар.

Задачи:

1.Образовательные: Формировать умение выделять отдельные звуки в слове, определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце (работа с предметными картинками).

2.Развивающие: Закреплять умение называть слова с определенным, заданным звуком.

3.Воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу.

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: Старшая группа (5 – 6 лет)

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: таблицы с изображением мака и шара.

Раздаточный материал: таблица на каждого ребенка, предметные картинки; Фишки красного и синего цвета. Лист ватмана, фломастеры. Игрушка Буратино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_glassnyy_i_soglasnyy_zvuki.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ слов мак и шар.

Задачи:

1.Образовательные: Формировать умение выделять отдельные звуки в слове, определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце (работа с предметными картинками).

2.Развивающие: Закреплять умение называть слова с определенным, заданным звуком.

3.Воспитательные: Воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу.

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: Старшая группа (5 – 6 лет)

Оборудование и материалы: 

Демонстрационный материал: таблицы с изображением мака и шара.

Раздаточный материал: таблица на каждого ребенка, предметные картинки; Фишки красного и синего цвета. Лист ватмана, фломастеры. Игрушка Буратино.

 

                                                       Ход занятия:  

п/п

Этап занятия

Содержание материала

1

Организационный этап:

(Обращаю внимание детей на Буратино)

- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел? 

(Ответы детей) 

Да, это Буратино. Он пришел к нам на занятие, что бы поучиться у вас правильно проговаривать слова и звуки, находить нужные звуки в словах. Поучим Буратино? 

(Ответы детей)

Тогда садитесь на стульчики правильно, и ты, Буратино, садись, слушай внимательно, начинаем наше занятие.

2

Основной этап:

(Обращаю внимание детей на таблицу с изображением мака).

- Что изображено на таблице? 

(Ответы детей) 

- Вы помните, из каких звуков состоит слово мак? Назовите их. 

(Ответы детей)

- Правильно, слово мак состоит из звуков м, а, к. А теперь скажите, какой звук в слове мак можно громко произнести или пропеть? 

(Ответы детей)

- Правильно, звук а легко и свободно произносится, не встречая на своем пути никаких преград. Его можно долго петь. Давайте все вместе пропоем звук а.

(Дети вместе со мной произносят звук а)

- Слышите, мы произносим этот звук и нам во рту ничего не мешает: ни губы, ни зубы. А вот, когда мы произносим звук м, нам что мешает или помогает? 

(Ответы детей)

- Правильно, губы. А теперь давайте произнесем звук к.

 (Дети по очереди произносят звук к) 

Что нам помогает при произнесении этого звука?

- Правильно, язык. А теперь предлагаю произнести слово дом, какой звук в этом слове произносится легко, без преград во рту? 

(Ответы детей)

- Правильно, звук о. Так вот. Те звуки, которые произносятся голосом, и при произнесении их воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, эти звуки можно долго и громко петь, такие звуки называются гласными.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

(В. Берестов)

- А если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, зубов, языка, то получаются звуки, которые называются согласными.

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист,

Жжж – жуки в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

(В. Берестов)

- Давайте разберем слово шар, используя фишки красного и синего цвета. Красными фишками будем обозначать гласные звуки, а синими – согласные. Какой первый звук в слове шар? Правильно, ш. Произнесем все вместе этот звук. Видите, как он тихо произносится, нам помогают при этом зубы и язык. Значит, это какой звук? Правильно, согласный. Обозначим его, какой фишкой? Синей. 

(Дети так же расставляют свои фишки в таблицы на столах).

- Какой второй звук? Звук а. Давайте его тоже произнесем. 

(Дети произносят)

- Мешает нам, что ни будь во рту произносить звук а? Нет. Значит, какой это звук? Гласный. Какого цвета фишкой обозначим звук а? Красной. Какой последний звук? Р. Какой это звук, гласный или согласный? Звук р согласный, потому что нам помогает его произносить язычок. Какой фишкой обозначим звук р? Синей. Вот мы с вами и составили схему слова шар.

- Давайте прочитаем его.

(Дети по очереди проговаривают слово шар по своим таблицам – схемам).

Физкультминутка.

Кот Тимоша жил на крыше. (Поднимают руки вверх)

Ниже в доме жили мыши. (Наклон вниз)

По стене взбирались мыши. (Движение руками снизу вверх)

Не боясь кота на крыше.

Караулил кот мышей. (Повороты головой в стороны)

Вынув пробки из ушей. (Руки приложить к ушам)

Он готовил мышеловки, Хлопок руками.

Но мышата были ловки. (Прыжки на месте)

Спрятавшись за спину Тишки, (Закрыть ладошками лицо)

В прятки с ним играли мышки. (Выглядывать из – за ладошек)

Работа с раздаточным материалом.

(Дети выполняют задание)

Поднимают вверх предметные картинки на заданный звук, при этом определяют, где находится звук: в середине, начале или конце слова.

Дидактическая игра «Построим дом».

- Дети, я предлагаю поиграть в игру «Построим дом». На листе бумаги я нарисую часть дома – стену. Дом нужно достроить, то есть пририсовать к нему те детали дома, в названии которых есть звук р. Слова нужно произносить так, чтобы было слышно звук р

(Дети называют слова: крыша, труба, дверь, рама, ручка, крыльцо, порог, чердак – воспитатель пририсовывает недостающие детали).

- Затем рисуется забор, огород, грядки на грядках овощи, в названии которых есть звук р.

Молодцы, ребятки, вот какой красивый дом у нас получился, как много вы знаете слов со звуком р.

3

Заключительный этап:

- Сегодня вы познакомились с гласными и согласными звуками, упражнялись в определении места звука в слове, закрепили умение называть слова с определенным звуком.

- Буратино, тебе понравилось, как дети занимались?

(Буратино говорит, что ему все понравилось, что он много узнал о звуках, многому научился, дети у вас и теперь будет стараться правильно их произносить)

- До свидания, Буратино, приходи к нам еще. 

(Уношу Буратино)

- Дети, вы отлично сегодня позанимались, молодцы! Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по обучению грамоте на тему "Гласные и согласные звуки".

В данном материале предстален конспект НОД по обучению грамоте. Материал будет интересен для оспитателей и учителей - логопедов....

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструктурное ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Учим гласные и согласные звуки вместе с Машей"

Дети учатся различать гласные и согласные звуки, наблюдая за своим голосом, упражняются в умении подбирать слово на заданную схему, а также упражняются в умении  проводить звуковой анализ слова....

Конспект НОД речевое развитие. Обучение грамоте детей старшей группы. Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.Задачи:Образовательные:Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.Развивающие: Продолжать разви...

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ». Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.Задачи:Создать условия для закрепления прави...

План конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте.Тема: "Звук Щ,буква Щ".

Цель:познакомить детей со звуком и буквой Щ.Задачи:1.Создать условия для закрепления правильного произношения звука Щ,определение места  звука в слове.2.Создать условия для знакомства с буквой Щ....