НОД по обучению грамоте на тему "Гласные и согласные звуки".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
В данном материале предстален конспект НОД по обучению грамоте. Материал будет интересен для оспитателей и учителей - логопедов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sogl-glas_rmo.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие
по усвоению понятий гласные и согласные звуки.
" В осеннем лесу".
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить знания о гласных и согласных звуках.
2. Упражнять в умении выделять первый звук в слове.
3. Совершенствовать навык проводить звуковой анализ слова.
4. Активизировать знание схематичного обозначения звуков, умение соединять звуки в слово.
5. Учить пользоваться графическими знаками, схемами.
Коррекционно-развивающие:
1. Продолжать развивать мимику посредством мимической гимнастики и массажа лица.
2. Развивать фонематические процессы и графомоторные возможности.
3. Интегрировать образовательную деятельность с образовательными областями «Музыка», «Познание», «Физическая культура», « Здоровье».
4. Развивать у детей психические процессы, умение ориентироваться на листе бумаги.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать товарищей и чувство коллективизма.
Ход:
1. Организационный момент, приветствие гостей,(положительный настрой).
Л: Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Ёжик листья собирает, свою норку выстилает.
Что это?(слайд1)
Д: Осень.
2.Массаж лица.
Л: А осенью часто бывает дождик.Представьте, что пошел сильный дождь, он струйками стекает по вашему лицу (поглаживание), а теперь капельки дождя стучат по щекам (постукивание подушечками пальцев по щекам), а теперь снова струйки дождя текут по лицу и стекают по шее (поглаживание лица и шеи)
3. Развитие мимических мышц.
Л: После осеннего дождика выглянуло яркое солнышко, и вы очень обрадовались.
Л: Но вдруг опять набежала темная тучка, вы очень огорчились.
Л: А теперь подул легкий осенний ветерок, и унес тучки, и вы снова улыбнулись.
Л: Сегодня я приглашаю вас в волшебный лес, где растут необычные деревья. Ребята, вы слышите, ветер доносит из волшебного леса какие-то звуки? Повторите, что вы слышите.
Развитие фонематического слуха.
Л: АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ (дети повторяют звукосочетания)
Л: Какие звуки вы слышали и произносили?
Д: Гласные звуки.
Л: Как вы догадались?
Д: Они поются, тянутся; воздуху ничего не мешает выходить изо рта: ни зубы, ни губы, ни язычок. Обозначаются гласные звуки красным кружком.
Л: Вспомните правило. (дети повторяют правило о гласных звуках) Гласные звуки потерялись и просят у вас помощи. Они спешат в волшебный лес к своим друзьям. Гласные звуки любят петь. Заводите хоровод. Музыкальная пауза (дети поют песню по пути в сказочный лес)
Л: вот мы оказались в сказочном лесу на волшебной полянке. Посмотрите на полянке выросло необычное дерево. Что на нем живет?
Д: Буквы
Л: Послушайте внимательными ушками: эхо назовет вам звуки, а вы найдите и покажите на дереве соответствующую букву: М, П, Д, Т, В, К.
Л: Какие буквы вы показали?
Д: согласные
Л: Как вы догадались?
Д: Для воздуха есть преграда во рту. Обозначаются согласные звуки синим кружком.
Л: Гласные и согласные звуки хотят с вами поиграть, вставайте скорее в круг.
Динамическая пауза. Игра: «Хлоп-Топ»
Л: Если гласный звук услышишь - делай топ-топ-топ, а согласный звук услышишь - делай хлоп-хлоп-хлоп.
Л: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
Д: О гласных и согласных звуках.
Л: Правильно, сегодня мы будем повторять уже знакомые нам гласные и согласные звуки.
Графический диктант.
Л: Чтобы гласные и согласные звуки встретились,необходимо правильно выполнить следующее задание. (Детям раздаются тетради в клетку)
Л: Открыли тетради, нашли точку и выполняем следующее задание: 3 клетки вниз, 1 клетку вправо, 2 клетки вверх, 1 клетку вправо, 2 клетки вниз, 1 клетку вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки в лево.(на рисунке получается мост в виде буквы «П»)
Л: У вас в листах получился мостик, на котором и встретятся звуки. На какую букву он похож?
Д: На букву «П».
Л: Соединим звук «П» со звуком «А» , какой получится слог?
Д: «ПА»
Игра «Скажи наоборот»(мяч)
Л: Я буду называть вам слог, а вы в ответ мне назовете слог наоборот (па-ап)
Л: Звуки приготовили для вас загадку. Послушайте .
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся... (фрукты)
Игра «Фрукты»
Л: Поместите внимательно на экран и поместите фрукты из корзинки на деревьях в соответствии с первым звуком (ГЛ - СОГЛ) (слайд 2)
Фрукты развешивают по деревьям, последний ананас падает с дерева, разбивается и превращается в буквы. На экране висит слово ананас.
Л: Ой!!!! Посмотрите-ка, ребятки. Этот фрукт еще хочет с вами поиграть. Он упал с дерева и превратился в слово.
Л: Назовите все гласные звуки в этом слове.
Л: Назовите согласные.
Л: Сколько всего гласных звуков в слове ананас?
Л: Сколько согласных?
Л: Назовите третий звук в слове. Какой он гл-согл.?
Л: Назовите шестой звук в слове. Какой он?
Л: Сколько всего звуков в слове «АНАНАС»?
Игра “Копилка слов”.(дети садятся на ковер возле дерева, под деревом два домика)
Л: Посмотрите,на дереве висит волшебный мешочек. Хотите узнать, что в нем?
Д: Да!!!! (дети по очереди запускают руку в мешок и определяют, что в мешке спрятались буквы.)
Л: Эти буквы живут в домике. Как вы думайте гласные звуки, в каком домике живут?
Д: В красном.
Л: А согласные?
Д: В синем.
Л: Сейчас каждый достает букву, придумываетслово с этим звуком и кладет букву в соответствующий домик.
Итог.
Л: Нам уже пора возвращаться обратно.
Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения.
Чтобы в детский сад попасть,
Всем красиво надо встать,
Хлопнуть, топнуть и нагнуться.
Вновь подняться, улыбнуться.
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всем на миг забыть.
Л: Вот мы и вернулись в детский сад. Где мы с вами сегодня побывали?
Д: В волшебном лесу.
Л: О каких звуках мы сегодня на занятии говорили?
Д: О гл-согл.
Л: Чем эти звуки отличаются ? Каким цветом мы их обозначаем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Коммуникация» (обучение грамоте) на тему: «Знакомство с согласными звуками «Р», «Р’».
Образовательная область «Коммуникация» (Обучение грамоте).Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация. Материал будет полезен воспитателям по обучению грамоте....
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.
Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...
Обучение грамоте. Знакомство с гласными и согласными звуками.
Обучение граммоте в ДОУ.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».Цели: 1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.2. Развитие слухового и зрительного внимания.3. Знаком...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Гласные и согласные звуки и буквы.»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18имени Кавалера Ордена Красной Звезды С.И.Прокопьевагородского округа Сызрань Самарской областиструктурное ...
Конспект ООД по речевому развитию (грамота) на тему: "Гласные и согласные звуки"
Конспект ООД по речевому развитию (грамота) на тему: "Гласные и согласные звуки"...
План-конспект организации и проведения занятия по обучению грамоте Тема: «Гласный и согласный звук»
Цель: Познакомить детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ слов мак и шар.Задачи:1.Образовательные: Формировать умение выделять отдельные звуки в слове, определять место звука в сл...
Конспект НОД речевое развитие. Обучение грамоте детей старшей группы. Тема: «Гласные и согласные звуки»
Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.Задачи:Образовательные:Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.Развивающие: Продолжать разви...