Конспект занятия по обучению грамоте "Учим гласные и согласные звуки вместе с Машей"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Низамова Зиля Семигулловна

Дети учатся различать гласные и согласные звуки, наблюдая за своим голосом, упражняются в умении подбирать слово на заданную схему, а также упражняются в умении  проводить звуковой анализ слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1_otkrytogo_zanyatiya_soglasnye_i_glasnye_zvuki.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района Чувашской республики

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО  ОБУЧЕНИЮ  ГРАМОТЕ                                           С  ДЕТЬМИ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  К  ШКОЛЕ  ГРУППЫ

НА ТЕМУ:

«Учим гласные и согласные звуки вместе с Машей»

Подготовила:                                                                                                                                                                                                                   учитель-логопед МБДОУ детский сад №1 «Колосок»                                                                                                                                                         первой квалификационной категории                                                                                  Низамова Зиля Семигулловна

с. Комсомольское, 2019г.

Цель:  обучение детей умению дифференцировать звуки на гласные и согласные

Задачи:

 Образовательные:

  1. Продолжать учить делить изолированные звуки на гласные и согласные, наблюдая за своим голосом и артикуляционными органами;
  2. Продолжать учить выделять в слове 1 звук и соотносить его с определенным цветом в зависимости от того звук гласный-согласный;
  3. Продолжать учить проводить звуковой анализ слова;
  4. Упражнять в умении подбирать слова на заданную схему.

Развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и фонематический слух;
  2. Развивать слуховую память, мышление.

Воспитательные:

  1. Продолжать воспитывать умение действовать по инструкции;
  2. Продолжать учить внимательно слушать взрослого, проявлять активность.

Ход занятия

Организационный момент

- Добрый день, ребята! Посмотрите, кто пришел к Вам сегодня в гости? Вы ее узнали? (демонстрирует куклу Машу из мультфильма «Маша и медведь») Конечно же, это Маша!  Она, как и Вы, ребята, собирается скоро в школу. Миша  приготовил для Маши задания, чтобы проверить, готова ли она к школе.  (Педагог демонстрирует закрытую коробку с надписью «Маше»)  Но, Маша боится, что одна с заданиями не справится. Ну что, ребята!  Вы готовы помочь Маше? (Да)  Приготовься и ты Маша слушать внимательно и запоминать!  

  1. Деление звуков на гласный и согласный

  - До  того как пойти в школу, мы должны научиться слышать все звуки в слове и определять, какой звук гласный или согласный. Итак, давайте, произнесем звукА! (Дети пропевают звук А). Голос выходит свободно? (Да!). Верно, голос выходит свободно, значит звук гласный. Произнесем звук С! (Дети произносят) Голос выходит свободно или что-то мешает ему? (Ответы детей). Голос встречает препятствие в виде зубов и языка, значит звук согласный. (Далее педагог произносит звуки О, Ш, М, У, З, Ы, Э, Д – дети определяют, звук гласный или согласный)

2.  Игра «Определи, какой звук и подними кружок нужного цвета»

 - Ребята, и ты, Маша, должны запомнить, что гласные звуки мы обозначаем красным цветом, голос выходит свободно, поется, ничто ему не мешает (показывается картинка-схема). Согласные звуки  мы обозначаем синим цветом, голос встречает преграду в виде зубов, губ, языка (показывается картинка-схема)

          Предлагаю сыграть в игру. Я буду называть звуки, а вы – определять звук гласный или согласный и поднимать нужный цвет (Педагог называет звук – дети поднимают кружочки соответствующего цвета)      

   3. Называние гласных звуков

   - Итак, давайте еще раз назовем гласные звуки. Их не так много. (Дети называют гласные звуки А, О, У, Ы, Э, И)

4. Задание «Назови картинку и наклей кружок нужного цвета»

   - Ребята, мы умеем различать гласные и согласные звуки. И сейчас мы готовы помочь Маше выполнить одно из заданий, находящегося в посылке. (Педагог достает плакат с картинками и самоклеящиеся кружки синего и красного цвета).  Вы должны определить, с какого звука начинается картинка, и наклеить рядом кружок нужного цвета. Если слово начинается на гласный звук – клеим рядом красный кружок. Если с согласного – клеим кружок синего цвета. (Первые несколько картинок дети выполняют совместно спедагогом.Затем каждый ребенок подходит к мольберту, громко называет картинку,  и наклеивает нужный кружок)

 - Молодцы, ребята! Вы справились. Переходим к следующему заданию из посылки.

5. Игровое упражнение «Засели картинки в нужные домики»

Педагог достает два картонных домика с красной и синей крышей, а также картинки. В центре домика на месте окошек  сделаны прозрачные карманы для вставки картинок.                                                                                                                                                        

   - Ребята, перед Вами домик с красной крышей и домик  с синей крышей (Педагог крепит их  на мольберте). А также картинки. Вам нужно будет определить с какого звука (гласного или согласного) начинается слово на картинке и заселить её в нужный домик. Называть картинку будем тихо, про себя.

6. Физкультминутка

Знаем много слов на гласный:                                                                                                           Аист Осень Утка Иней.  (Дети наступают на красный круг и прыгают на месте)                                                                                                                   На согласный тоже знаем:                                                                                                          Жук Дрова Трава Коза. (Дети наступают на синий круг и прыгают на месте)                                                                                                                А теперь, друг не зевай,                                                                                                             Правильно ты наступай!(Педагог называет слова на гласный и согласные звуки, дети наступают на круги нужного цвета).

7. Звуковой анализ слова СОМ

- Переходим к следующему заданию из посылки. (Педагог достает плакат  и три кружочка: два синих и красный) Здесь написана загадка. Загадка о самой любимой рыбе Маши

 Большущая такая рыба                                                                                                             Лежит на дне, как будто глыба.                                                                                          Лежит, усами шевелит,                                                                                                           Зевать рыбешкам не велит.                                                                                                           В глубоком омуте есть дом,                                                                                                        Хозяин в доме этом - …   (Сом)

  - Нам нужно выложить слово СОМ, используя эти кружочки. Итак, какой 1 звук слышится в слове СОМ (Правильно С) С – это какой звук (Согласный). Значит, вкладываем кружок какого цвета (Синего) Какой звук идет дальше (Звук О) О – это какой звук (Гласный). Значит, выкладываем кружок какого цвета (Красного). Что у нас получилось (СО). Какой звук идет дальше (Звук М). М – это какой звук (Согласный). Значит, вкладываем кружок какого цвета (Синего) Назовите согласные звуки в слове СОМ (М и С). Назовите гласный звук в слове СОМ (О). Молодцы!

8. Подбор картинок к схеме. Выделение и называние в словах согласных и гласных звуков.

-  Посмотрите на картинки.  (Педагог достает плакат с картинками).  Найдите и назовите картинки, подходящие к нашей схеме. ( Показывается схема: синий, красный, синий).  Дети  называют картинки. Затем называют  только согласные звуки, и   только гласные звуки).

9. Подведение итога.

  - Ребята, Вы выполнили все задания из посылки. Давайте ещё раз напомним Маше, какие звуки бывают? (Гласные и согласные) Каким цветом обозначают гласные звуки? (Красным) Назовите гласные звуки (А,О, У, Ы, Э, И). Какие слова, начинающиеся на гласный звук, вы запомнили? (Ответы детей). А на согласный звук? (Ответы детей). Ребята, Вы сегодня все были молодцы! Вы выполнили все задания и помогли нашей Маше! Теперь Маша сможет пойти в школу вместе с вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...

Обучение грамоте.Гласные и согласные звуки.

гласные и согласные звуки в игровой форме...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласные звуки"

Материал предназначен для работы логопеда или воспитателя в старшем дошкольном возрасте...

Конспект занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Цели: 1. Развитие памяти, внимания, логического мышления.2. Развитие слухового и зрительного внимания.3. Знакомство с понятиями: гласный, согласный звуки.4. Дифференциация понятий гласный, согла...

Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки и буквы».

Развивает фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза....