Конспект НОД речевое развитие. Обучение грамоте детей старшей группы. Тема: «Гласные и согласные звуки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.
Развивающие:
Продолжать развивать умение детей определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце;
Закреплять умение называть слова с определенным, заданным звуком.
Воспитательные:
Воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу.
Оборудование:
Таблицы с изображением мака, шара.
Раздаточный материал: таблица на каждого ребенка, предметные картинки.
Фишки красного и синего цвета. 3. Лист ватмана, фломастеры. 4. Игрушка Буратино.
Предварительная работа: на занятиях знакомить детей со звуковым составом слова; учились определять место звука в слове, называть слова с заданным звуком. Составлять схему звукового состава слова. Вне занятий в индивидуальной форме закрепляла умение детей четко произносить звуки в словах, используя для этого чистоговорки, четверостишия с часто повторяющимся определенным звуком. Так же использовала в работе с детьми словесные игры, такие как: «Кто больше?», «Добавь звук», «Быстро назови», «Кто больше назовет слов о зиме (весне, лете, осени, «Кто придумает больше слов».
Ход занятия
Создание проблемной ситуации:
Воспитатель обращает внимание детей на Буратино.
Воспитатель: - ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел? (Ответы детей) Да, это Буратино. Он пришел к нам на занятие, что бы поучиться у вас правильно проговаривать слова и звуки, находить нужные звуки в словах. Поучим Буратино? (Ответы) Тогда садитесь на стульчики правильно, и ты, Буратино, садись, слушай внимательно, начинаем наше занятие.
(Воспитатель обращает внимание детей на таблицу с изображением мака).
- Что изображено на таблице? (Ответы) - Вы помните, из каких звуков состоит слово мак? Назовите их. (Ответы детей). Правильно, слово мак состоит из звуков м, а, к. А теперь скажите, какой звук в слове мак можно громко произнести или пропеть? (Ответы детей)
Правильно, звук а легко и свободно произносится, не встречая на своем пути никаких преград. Его можно долго петь. Давайте все вместе пропоем звук а.
(Дети вместе с воспитателем произносят звук а)
Вот видите, мы произносим этот звук и нам во рту ничего не мешает: ни губы, ни зубы. А вот, когда мы произносим звук м, нам что мешает или помогает? (Ответы)
-Правильно, губы. А теперь давайте произнесем звук к. (Дети по очереди произносят звук к) Что нам помогает при произнесении этого звука?
-Правильно, язык. А теперь предлагаю произнести слово дом, какой звук в этом слове произносится легко, без преград во рту? (Ответы детей)
- Правильно, звук о. Так вот. Те звуки, которые произносятся голосом, и при произнесении их воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, эти звуки можно долго и громко петь, такие звуки называются гласными.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
(В. Берестов)
А если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, зубов, языка, то получаются звуки, которые называются согласными.
Согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс – змеиный слышен свист,
Шшш – шуршит опавший лист,
Жжж – жуки в саду жужжат,
Ррр – моторы тарахтят.
(В. Берестов)
- Воспитатель: - давайте разберем слово шар, используя фишки красного и синего цвета. Красными фишками будем обозначать гласные звуки, а синими – согласные. Какой первый звук в слове шар? Правильно, ш. Произнесем все вместе этот звук. Видите, как он тихо произносится, нам помогают при этом зубы и язык. Значит, это какой звук? Правильно, согласный. Обозначим его, какой фишкой? Синей. (Дети так же расставляют свои фишки в таблицы на столах).
Какой второй звук? Звук а. Давайте его тоже произнесем. (Произносят)
Мешает нам, что ни будь во рту произносить звук а ? Нет. Значит, какой это звук? Гласный. Какого цвета фишкой обозначим звук а ? Красной. Какой последний звук? Р. Какой это звук, гласный или согласный? Звук р согласный, потому что нам помогает его произносить язычок. Какой фишкой обозначим звук р? Синей. Вот мы с вами и составили схему слова шар.
Давайте прочитаем его. (Дети по очереди проговаривают слово шар по своим таблицам – схемам).
Физкультминутка.
Кот Тимоша жил на крыше. Поднимают руки вверх.
Ниже в доме жили мыши. Наклон вниз.
По стене взбирались мыши. Движение руками снизу вверх.
Не боясь кота на крыше.
Караулил кот мышей. Повороты головой в стороны.
Вынув пробки из ушей. Руки приложить к ушам.
Он готовил мышеловки, Хлопок руками.
Но мышата были ловки. Прыжки на месте.
Спрятавшись за спину Тишки, Закрыть ладошками лицо.
В прятки с ним играли мышки. Выглядывать из – за ладошки.
Работа с раздаточным материалом. Дети выполняют задание воспитателя. Поднимают вверх предметные картинки на заданный звук, при этом определяют, где находится звук: в середине, начале или конце слова.
Дидактическая игра «Построим дом».
Воспитатель: - Дети, я предлагаю поиграть в игру «Построим дом». На листе бумаги я нарисую часть дома – стену. Дом нужно достроить, то есть пририсовать к нему те детали дома, в названии которых есть звук р. Слова нужно произносить так, чтобы было слышно звук р (Дети называют слова: крыша, труба, дверь, рама, ручка, крыльцо, порог, чердак – воспитатель пририсовывает недостающие детали). Затем рисуется забор, огород, грядки на грядках овощи, в названии которых есть звук р.
Молодцы, ребятки, вот какой красивый дом у нас получился, как много вы знаете слов со звуком р.
Сегодня вы познакомились с гласными и согласными звуками, упражнялись в определении места звука в слове, закрепили умение называть слова с определенным звуком.
Буратино, тебе понравилось, как дети занимались? Буратино говорит, что ему все понравилось, что он много узнал о звуках, многому научился, дети у вас и теперь будет стараться правильно их произносить.
Воспитатель: - До свидания, Буратино, приходи к нам еще. (Воспитатель уносит Буратино)
Дети, вы занимались хорошо, молодцы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_obuchenii_gramote.docx | 422.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.
Развивающие:
Продолжать развивать умение детей определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце;
Закреплять умение называть слова с определенным, заданным звуком.
Воспитательные:
Воспитывать у детей усидчивость, умение понимать поставленную задачу.
Оборудование:
Таблицы с изображением мака, шара.
Раздаточный материал: таблица на каждого ребенка, предметные картинки.
Фишки красного и синего цвета. 3. Лист ватмана, фломастеры. 4. Игрушка Буратино.
Предварительная работа: на занятиях знакомить детей со звуковым составом слова; учились определять место звука в слове, называть слова с заданным звуком. Составлять схему звукового состава слова. Вне занятий в индивидуальной форме закрепляла умение детей четко произносить звуки в словах, используя для этого чистоговорки, четверостишия с часто повторяющимся определенным звуком. Так же использовала в работе с детьми словесные игры, такие как: «Кто больше?», «Добавь звук», «Быстро назови», «Кто больше назовет слов о зиме (весне, лете, осени, «Кто придумает больше слов».
Ход занятия
Создание проблемной ситуации:
Воспитатель обращает внимание детей на Буратино.
Воспитатель: - ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел? (Ответы детей) Да, это Буратино. Он пришел к нам на занятие, что бы поучиться у вас правильно проговаривать слова и звуки, находить нужные звуки в словах. Поучим Буратино? (Ответы) Тогда садитесь на стульчики правильно, и ты, Буратино, садись, слушай внимательно, начинаем наше занятие.
(Воспитатель обращает внимание детей на таблицу с изображением мака).
- Что изображено на таблице? (Ответы) - Вы помните, из каких звуков состоит слово мак? Назовите их. (Ответы детей). Правильно, слово мак состоит из звуков м, а, к. А теперь скажите, какой звук в слове мак можно громко произнести или пропеть? (Ответы детей)
Правильно, звук а легко и свободно произносится, не встречая на своем пути никаких преград. Его можно долго петь. Давайте все вместе пропоем звук а.
(Дети вместе с воспитателем произносят звук а)
Вот видите, мы произносим этот звук и нам во рту ничего не мешает: ни губы, ни зубы. А вот, когда мы произносим звук м, нам что мешает или помогает? (Ответы)
-Правильно, губы. А теперь давайте произнесем звук к. (Дети по очереди произносят звук к) Что нам помогает при произнесении этого звука?
-Правильно, язык. А теперь предлагаю произнести слово дом, какой звук в этом слове произносится легко, без преград во рту? (Ответы детей)
- Правильно, звук о. Так вот. Те звуки, которые произносятся голосом, и при произнесении их воздух, выходящий изо рта, не встречает преград, эти звуки можно долго и громко петь, такие звуки называются гласными.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
(В. Берестов)
А если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, зубов, языка, то получаются звуки, которые называются согласными.
Согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс – змеиный слышен свист,
Шшш – шуршит опавший лист,
Жжж – жуки в саду жужжат,
Ррр – моторы тарахтят.
(В. Берестов)
- Воспитатель: - давайте разберем слово шар, используя фишки красного и синего цвета. Красными фишками будем обозначать гласные звуки, а синими – согласные. Какой первый звук в слове шар? Правильно, ш. Произнесем все вместе этот звук. Видите, как он тихо произносится, нам помогают при этом зубы и язык. Значит, это какой звук? Правильно, согласный. Обозначим его, какой фишкой? Синей. (Дети так же расставляют свои фишки в таблицы на столах).
Какой второй звук? Звук а. Давайте его тоже произнесем. (Произносят)
Мешает нам, что ни будь во рту произносить звук а ? Нет. Значит, какой это звук? Гласный. Какого цвета фишкой обозначим звук а ? Красной. Какой последний звук? Р. Какой это звук, гласный или согласный? Звук р согласный, потому что нам помогает его произносить язычок. Какой фишкой обозначим звук р? Синей. Вот мы с вами и составили схему слова шар.
Давайте прочитаем его. (Дети по очереди проговаривают слово шар по своим таблицам – схемам).
Физкультминутка.
Кот Тимоша жил на крыше. Поднимают руки вверх.
Ниже в доме жили мыши. Наклон вниз.
По стене взбирались мыши. Движение руками снизу вверх.
Не боясь кота на крыше.
Караулил кот мышей. Повороты головой в стороны.
Вынув пробки из ушей. Руки приложить к ушам.
Он готовил мышеловки, Хлопок руками.
Но мышата были ловки. Прыжки на месте.
Спрятавшись за спину Тишки, Закрыть ладошками лицо.
В прятки с ним играли мышки. Выглядывать из – за ладошки.
Работа с раздаточным материалом. Дети выполняют задание воспитателя. Поднимают вверх предметные картинки на заданный звук, при этом определяют, где находится звук: в середине, начале или конце слова.
Дидактическая игра «Построим дом».
Воспитатель: - Дети, я предлагаю поиграть в игру «Построим дом». На листе бумаги я нарисую часть дома – стену. Дом нужно достроить, то есть пририсовать к нему те детали дома, в названии которых есть звук р. Слова нужно произносить так, чтобы было слышно звук р (Дети называют слова: крыша, труба, дверь, рама, ручка, крыльцо, порог, чердак – воспитатель пририсовывает недостающие детали). Затем рисуется забор, огород, грядки на грядках овощи, в названии которых есть звук р.
Молодцы, ребятки, вот какой красивый дом у нас получился, как много вы знаете слов со звуком р.
Сегодня вы познакомились с гласными и согласными звуками, упражнялись в определении места звука в слове, закрепили умение называть слова с определенным звуком.
Буратино, тебе понравилось, как дети занимались? Буратино говорит, что ему все понравилось, что он много узнал о звуках, многому научился, дети у вас и теперь будет стараться правильно их произносить.
Воспитатель: - До свидания, Буратино, приходи к нам еще. (Воспитатель уносит Буратино)
Дети, вы занимались хорошо, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе "В гостях у Мартышки"
Непосредственно-образовательная деятельность, представленная в конспекте, основана на игровой ситуации. Для детей старшей группы подобраны различные задания развивающего характера на закрепление уже и...
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе.
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе.Тема: знакомство с звуком «ж»...
Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: "Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П"
Фронтальное логопедическое занятие по грамоте в старшей группе. Тема: " Знакомство с согласными звуками. Звук П, буква П."...
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе тема: " Знакомство с буквой С".
В процессе занятия используется прием составления синквейна....
Конспект по "Речевое развитие. Обучение грамоте." в старшей группе.
Конспект по "Речевому развитию. Обучение грамоте." в старшей группе по теме: "Звуковой анализ слов "дом" и "дым""...
25.03.2023г. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [В] и [В] буква В.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группеТема: Звук [В] и [В'] буква В.Цель: знакомство со звуками [В и В'], буквой В.Задачи:Образовательные: определять на слух звук [В и...