Конспект по обучению грамоте "Гласные звуки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Итоговое занятие кружка "По дороге к школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_obucheniyu_gramote_glasnye_zvuki.odt | 10.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Гласные звуки и буквы»
Автор: Матвеева Кристина Александровна, воспитатель. 1кв. категория.
Задачи:
Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.
Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
Воспитывать интерес к обучению грамоте.
Материал:
Магнитная доска; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; игрушки; раздаточный материал: цветные фломастеры, карточки.
Ход НОД:
Дети входят в зал, садятся за столы.
Воспитатель:
Ребята, я приготовила для вас загадки.
Загадки про буквы
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву ...
(О)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква ...
(О)
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты ...
(У)
Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква ...
(Э)
Я не знаю в чем секрет,
На эту букву слова нет.
Только буквы все важны,
Мы запомним букву ...
(Ы)
Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)
Воспитатель:
Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:
Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.
Игра «Немые звуки»
Взрослый, или ребенок показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.
Воспитатель:
Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы).
Задание 1: подбор слов со звуком А
Воспитатель:
Отгадайте-ка загадку:
Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.
Что же это за зверёк? (заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.
Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!
Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.
Воспитатель:
К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.
Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.
Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки.
Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.
Воспитатель:
Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А)
Задание 2: изменение существительных по падежу
Воспитатель:
А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).
Воспитатель:
Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: Воспитатель кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч воспитателю и произносит это же слово во множественном числе.
Шар – шары
Стол – столы и т.д.
Воспитатель:
Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.
Задание 3: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»
Воспитатель:
Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».
Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.
Воспитатель:
Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили.
Задание 4: определение количества слогов в словах
Воспитатель:
Отгадайте ребята еще одну загадку: я лаю со всякой собакой и вою со всякой совой и каждую песню твою я вместе с тобою пою. (эхо)
Воспитатель:
А какой первый звук в слове ЭХО? (Э).
Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву).
Какие молодцы и девчонки и мальчишки. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу предложить вам выполнить задание на карточках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по обучению грамоте "Звук и буква ы"
Конспект открытого занятия в соответствии с ФГОС по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...
Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ё"
Конспект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте "Звук и буква Ё"...
Конспект по обучению грамоте Звуки Д, Дь (подготовительная группа)
Данный материал представляет конспект занятия по обучению грамоте на звуки Д,Дь. Подходит для работы в логопедической подготовительной группе....
Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"
Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"...
Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ч"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы....
Конспект по обучению грамоте. Звук [Й] и буква Й
Тема: Звук[Й]. Буква ЙЦели: расширение представления о букве Й и звуке [Й’]Задачи: уточнение различий между фонемой и графемой; обогащение опыта чтения слогов, различение оптически сходных ...
Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Р"
Задачи:Коррекционно-обучающие: знакомить с буквой «Р»; закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях; учить составлять слова по первому звуку в слове; о...
- Мне нравится (1)