Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ч"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bukva_ch.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №13»
Конспект
занятия
по обучению грамоте
Тема: Звук и буква Ч
Подготовительная группа
Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории
Никифорова Наталья Петровна,
Тема: Знакомство со звуком и буквой Ч.
Цель: формировать основы успешного усвоения русского языка, профилактика дисграфий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Корригировать и закреплять знания детей о звуке и букве (Ч), умение давать характеристику звука, познакомить с правилом правописания ЧА-ЧУ. Закреплять умения детей определять место звука в словах. Формировать первоначальные навыки чтения.
Коррекционно-развивающие:
- Корригировать и развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие. Развивать внимание, логическое мышление, память и фразовую речь, через формирование ответа полным предложением; общую моторику.
Коррекционо-воспитательные:
- Воспитывать произвольное внимание, интерес к занятиям, усидчивость, работоспособность, самостоятельность.
Здоровьесберегающие:
- Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей. Соблюдать правильную посадку детей. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. Чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: магнитные буквы, предметные картинки, сюжетная картинка, индивидуальные зеркала, дидактическое пособие «Солнышко», «Домики».
Расширять и активизировать словарный запас:
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, эмоциональный настрой.
2.Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, анализ и выводы.
3.Приемы организации практической деятельности детей: комментирование.
4. Приемы поддержки интереса у детей: игры, физкультурная пауза, чередование детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Предметные картинки, сюжетная картина, слоговая таблица, фишки красного, зелёного, синего и черного цветов.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Двигательная.
Продуктивная.
Ожидаемые результаты:
- закрепление навыка чтения;
- умение детей проводить звуковой анализ слова;
- умение давать характеристику звуку;
- умение детей действовать самостоятельно
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание нравственных качеств;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на НОД:
1. Активно участвует в продуктивной деятельности.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Обращаться за помощью к взрослому и детям и оказывает её своим сверстникам.
4. Эмоционально реагирует.
5.Проявляет волевое усилие.
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Познание | Знакомство со звуком и буквой Ч, его характеристика. | Развивать и расширять интерес детей по грамоте. Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
Социализация | Развитие игровой деятельности | Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы в игровой деятельности. Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. |
Коммуникация | Беседа. | Учить использовать вербальные и невербальные средства общения. Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы поведения. |
Физическая культура | Физминутка | Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. |
План непосредственно образовательной деятельности
1. Вводная часть: 5 мин.
- создание проблемной ситуации;
- создание мотива для деятельности детей, определение цели;
- анализ обследования, выводы;
2. Основная часть. 20 мин.
- загадка;
- игра на определение места звука в слове;
-составление звуковой схемы слова;
-составление рассказа;
- физкультурная пауза;
3. Заключительная часть. 5 мин
- оценка деятельности детей и самооценка;
- подведение итогов НОД.
Длительность НОД. 30мин.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Части НОД | Содержание | Области |
1. Вводная часть: - создание проблемной ситуации; - создание мотива для деятельности детей, определение цели; - анализ обследования, выводы; | -Доброе утро, ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, поздороваемся с ними. (Здороваются с гостями). -Ребята, каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины), давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. А сейчас откройте глаза (логопед берёт зажженную свечу). Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо. Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем доброго утра и чудесного настроения. - Сегодня мы отправимся в город с необычным названием, которое зашифровано проказником ветром. На доске таблица с шифром, магнитные буквы, детям предлагается разгадать зашифрованное слово. 9 7 5 2 3 1 4 6 8 Д Р О У К Б В Г А Молодцы вы правильно расшифровали, мы отправляемся в город Буквоград. Ты закрой скорей глаза, Повернись вокруг себя, Очи-глазки разомкни, Вправо-влево посмотри А теперь вперед смотри Посмотрите, на доске появилась буква Ч, она очень грустная, наверно у неё что-то случилось, давайте узнаем (на обратной стороне буквы написано): У меня стряслась беда, Помогите детвора В замок мой ворвался ветер, Все разрушил, разбросал, Части все заколдовал, Чтобы замок вновь собрать Нужно знания вам показать, Справиться с любой задачей, И постигнет вас удача! -Посмотрите в городе на улице буквы Ч и правда беда, замок весь рассыпался, его нужно собрать по частям, выполняя каждое задание мы будем получать по одной части. Ну что поможем навести порядок в Буквограде? (ответы детей) | Коммуникация Художественная литература Познание Социализация |
2. Основная часть. - отгадывание загадки; - планирование; -определение места звука Ч в слове; -чтение слогов; - физкультурная пауза; - звуковой анализ слова ЧАСЫ; -составление рассказа по сюжетной картине; -графический диктант. | 1. Отгадайте загадку: «Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет» (ответы детей-это мяч). -Правильно, это мяч. Какой последний звук в слове мяч (дети отвечают - Ч). -Звук Ч-согласный, шипящий, всегда мягкий. 2.Чтобы помочь собрать замок и вернуться букве Ч в замок, надо выполнить задание-это определение места звука в словах. -Вы с подноса берёте по одной картинке, называете её и определяете, место звука Ч в слове (дети выполняют индивидуально, отвечая на вопрос полным предложением). -Молодцы, мы выполнили задание, получайте первую часть замка. 3.А теперь следующее задание, надо прочитать слоги по таблице (АЧ-ОЧ-УЧ-ИЧ) и (ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ), (дети выполняют и получают вторую часть замка). 4.Физминутка возле стола: А теперь немного отдохнём и поиграем в игру: ЧИ-ЧИ-ЧИ (3 хлопка) Черные грачи (руки в стороны, махи руками) ЧОК-ЧОК-ЧОК (3 хлопка) Черный каблучок (руки на пояс, топанье ногой) (дети играют) 5.Звуковой анализ слова ЧАСЫ (дети выполняют задание и делают анализ каждого звука), получают третью часть замка. 6.Составление рассказа по сюжетной картине. У нас с вами осталось выполнить последние задание и мы с вами закончим собирать замок (дети по очереди составляют предложения по картине) и получают последнюю часть замка. 7.Графический диктант: - Снова молодцы, вы получаете последнюю часть замка, замок готов, но он закрыт на замок, а ключ потерялся. Сейчас мы решим и эту задачу, возьмите карандаш, лист бумаги в клетку, найдите точку и приготовьтесь к диктанту, если вы точно будете следовать указаниям, то получится ключ к решению главной задачи (дети выполняют графический диктант) -Молодцы, на что похож ключ к замку, правильно на цифру 5. -Выполнили все задания и пора возвращаться в детский сад. | Познание Коммуникация |
Заключительная часть. - оценка деятельности детей и самооценка; - подведение итогов НОД. | -Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, скажите какой букве мы помогали вернуться в свой замок? Назовите её характеристику? Понравились вам задания? (ответы детей). -Вы все хорошо занимались, наша деятельность закончена. | Коммуникация Социализация |
Длительность НОД: 30 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"
План-конспект занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...
Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б». ...
Конспект по обучение грамоте в подготовительной группе "Мама для мамонтёнка" (Знакомство с буквой М)
Речевое развитие (обучение грамоте).Тема: «Мама для Мамонтенка».( Знакомст...
Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"
Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...