Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ё"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте "Звук и буква Ё"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_yo.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «Звук и буква Ё»

Оборудование: одежда для совы: мантию, шапочку философа и очки; недописанные буквы, буквы Ё — большая и маленькая, слова для чтения, хитрые буквы Я, Ю, Е, Ё в домиках, пары гласных букв на магнитах, мяч, картинка ёжика, альбомы детские, цветные карандаши, простые карандаши, тетради.

Ход занятия:

Дети приглашаются к дереву, и вспоминают, какие буквы они изучили. В этот момент воспитатель незаметно надевает мантию, шапочку философа и очки (превращается в мудрую сову).

- Здравствуйте. Ребята, вы узнали меня? Это же я — мудрая тётушка сова, из научного дупла. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости! На моём дереве уже много букв:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

С-с-с… – змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.

Р-р-р… – моторы тарахтят.

- Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).

- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?

- А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?

- Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики)

- А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).

- Вы знаете, в моём научном дупле происходят чудеса. Что-то произошло с буквами. Помогите, пожалуйста, восстановить их (детям предлагаются недописанные буквы).

Молодцы!

- А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой. Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука.

Произносим мы два звука,

Но одну лишь пишем букву!

[й] да [о], а вместе Ё.

Не забыть бы про неё!

- Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв). На что похожа буква Ё?

- Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ! А хотите узнать, почему её называют ударной? Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки — ой, нет! — две точки.

- Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение)

• ЁЛКА

• ТВОЁ

• ЁЖИК

• ПЕНЁК

• КОТЁНОК

• ВЕСЁЛЫЙ

Отхлопать каждое слово и определить, на какой слог падает ударение.

- А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов)

- А какие ещё хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е). Мы уже знаем о наличии следующих пар гласных: А — Я, Э — Е, У — Ю, Ы — И, О-Ё.

Воспитатель объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

- А теперь давайте поиграем: скажите с [йо] в начале или в конце слова (с мячом):

…жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш.

- А теперь скажите слово без [йо]: бытьё, житьё, мытьё, шитьё, литьё, нытьё, зверьё.

- Дидактическая игра «Слово рассыпалось». 

Словарный материал: р, ш, ё — ёрш; а, ё, к, л — ёлка; и, ё, к, ж — ёжик

Физкультминутка

- В моём лесу, кроме этого дерева, есть ещё и ёлочки (детям предлагается встать около стульчиков и повторить за воспитателем).

Елочки зеленые

На ветру качаются,

На ветру качаются,

Низко наклоняются.

Много елочек зеленых,

Много сделаем наклонов.

- А теперь я попрошу вас сесть за столы. Посмотрите, у вас в альбомах появилась картинка- путаница. Найдите , где спряталась буква Ё, обведите её красным карандашом, так как она гласная. И найдите, пожалуйста, маленькую букву ё в этих строчках.

- Ребята, отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь, топот быстрых ножек?

Это наш приятель… ЁЖИК (показ картинки ёжика).

Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ЁЖИК. (вспомнить про ЖИ-ШИ!) Одного ребёнка — к доске. Остальные выполняют задание в альбоме. - А теперь давайте напечатаем нашу новую букву в тетрадях.

Итог:

Молодцы! А давайте с вами вспомним, как мы произносим звуки при помощи наших рук (произнесение звуков с руками, показ нового звука [йо]). Выходите все на ковёр.

Молодцы! Итак, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Почему она хитрая. А в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"

План-конспект  занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...

Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».      ...

Конспект по обучение грамоте в подготовительной группе "Мама для мамонтёнка" (Знакомство с буквой М)

                                  Речевое развитие (обучение грамоте).Тема: «Мама для Мамонтенка».( Знакомст...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...