Программа дополнительного образования "АБВГДЕЙКА"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа для детей "АБВГДЕЙКА" (раннее обучение чтению средствами игровых упражнений) для детей старшего дошкольного возраста (возраст 6-7 лет) (программа расчитана на 1год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_abvgdeyka.docx | 61.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 75 комбинированного вида
Калининского района
Санкт-Петербурга
Принята «Утверждаю» Педагогическим советом Заведующая ГБДОУ д/с №75 «___»_____________20___г. ___________ И.В. Дергунова Протокол №_______
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «АБВГДЕЙКА» (раннее обучение чтению средствами игровых упражнений) для детей старшего дошкольного возраста (возраст 6-7 лет) (программа рассчитана на 1 год обучения)
Автор:
Евстратова Елена Николаевна
Санкт-Петербург
2018 год
Содержание
1. | Пояснительная записка. | 3-4 |
2. | Учебно – тематический план. | 5-6 |
3. | Содержание программы «АБВГДЕЙКА» (раннее обучение чтению средствами игровых упражнений) для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). | 7-14 |
4. | Методическое обеспечение программы «АБВГДЕЙКА» (раннее обучение чтению средствами игровых упражнений). | 15-17 |
5. | Список использованной литературы. | 18 |
Пояснительная записка
Развитие речи детей – одно из важных направлений гармонично развитой личности. Приобщая детей к истокам русского народного творчества через игровые формы деятельности – сказки, стихи, загадки, пословицы, потешки, скороговорки, крылатые выражения – дети пополняют и обогащают свой словарный запас. Словесно описывая предмет или природное явление, ребёнок развивает и тренирует своё внимание, память, мышление, воображение и смекалку. Поэтому я большое внимание уделяю слову, звукобуквенному анализу, провожу фонетическую характеристику звуков. Обучение чтению происходит постепенно от звука к букве, от буквы к слиянию – слогу, от слога к слову и предложению. В 6-7 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, печатают слова используя буквы. Одной из важных составляющих успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому, занимаясь с детьми, широко использую упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
- Цель: обеспечить познавательное развитие личности ребёнка и формирование первоначальных навыков чтения игровыми тренировочными упражнениями.
- Задачи:
- формирование познавательной мотивации, интереса к родному русскому языку и процессу обучения в целом
- развитие звукобуквенного анализа
- развитие фонематического восприятия
- формирование первоначальных навыков чтения
- подготовка руки ребёнка к письму
- формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) при работе со словом (фонетический разбор)
- развитие речи, умение строить предложения от четырёх до шести слов (от простого к сложному )
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы. Особое внимание уделяю углублённому обучению грамоте (звук, буква, слово, предложение), развитию способностей, позволяющих ребёнку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, преодолевать проблемные моменты, осознанно относиться к собственной деятельности. Усвоению материала способствует позитивный настрой детей и их растущая самооценка. Дети участвуют в действии всегда в качестве положительных героев. Причём, если у конкретного ребёнка что-то даже не получилось, то результат работы всей группы всегда положительный (по ходу сюжета кого-то спасли, кому-то помогли).
Занятие включает в себя тренировочные игровые упражнения, объединённые единой темой. Переход от одного игрового момента к другому осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание. В программе предусмотрена не только работа в группе, но и выполнение индивидуальных заданий.
Программа разработана для детей от 6до 7 лет. Рассчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся вне времени, отведённого для занятий по основной образовательной программе в пределах режима работы детского сада, во второй половине дня. Программа включает в себя 64 занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 30 минут.
К концу года основным результатом должно стать:
- формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии познавательных процессов, внимания, памяти, речи, мыслительных операций
- формирование первоначальных навыков чтения
- К концу года дети должны различать на слух:
- речь состоит из звуков
- звуки делятся на две группы (гласные, согласные), уметь доказывать, почему?
- звуки мы слышим и произносим, на письме звуки обозначаем буквами
- согласные звуки парные, непарные, звонкие, глухие
- определять твердые и мягкие согласные
- Должны уметь:
- Развивать фонематический слух:
- различать звуки и буквы русского алфавита
- правильно произносить в речи звуки и буквы
- узнавать и называть звуки, графически обозначать звуки в схемах слов определённым цветом
- классифицировать звуки по твёрдости/ мягкости
- определять место заданного звука в слове
- определять и сравнивать количество звуков и букв в слове
- подбирать слова на заданную схему, звук, букву
- читать слияния-слоги, слова, делить слова на слоги, ставить ударение в слове, проводить звуковой анализ слов (фонетический анализ)
- читать односложные, двусложные и трёхсложные слова, предложения, небольшие тексты
- графически обозначать предложение, печатать букву, слияние-слог, слово
- интонационно определять предложение по цели высказывания, преобразовывать повествовательное предложение в вопросительное, в восклицательное
Формы подведения итогов: индивидуальные консультации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
п/п | Тема (раздел). Основные задачи. | Количество часов. | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Гласные и согласные звуки и буквы. Формировать умение различать гласные и согласные звуки и буквы. Уточнить представление о том, что гласные звуки поются и тянутся и выдыхаемый воздух во рту не встречает преграды, согласные не поются. Развивать фонематический слух, при помощи тренировочных упражнений (игра со словом) (фонетический анализ слова) | 4ч. | 1ч. | 3ч. |
2 | Игры со словом и предложением. Осень. Овощи. Фрукты. Домашние животные. Дикие животные». «Игрушки. Развивать фонематический слух, при помощи тренировочных упражнений (игра со словом) (фонетический анализ слова). Дифференцировать согласные по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости. Формировать первоначальные навыки чтения. | 6ч. | 2ч. | 4ч. |
3 | Жанры устного народного творчества. Формировать у детей интерес к познанию, их продвижению в развитии познавательных процессов, внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения; развивать умение с помощью мимики, жестов, интонации создавать выразительные образы. Развивать фонематический слух, при помощи тренировочных упражнений (игра со словом) (фонетический анализ слова) Формировать первоначальные навыки чтения. | 5ч. | 2ч. | 3ч. |
4 | Зима. Новый год. Транспорт. Профессии. Закрепить представления о признаках зимы. Поощрять желание читать стихи, загадки передавая интонации повествования, радости. Формировать представление о русских народных праздниках. Дать представление о том, как отмечали новогодние праздники наши предки: водили хороводы, пели, плясали. Играли в весёлые игры. Закреплять знание названий видов транспорта; - закреплять знание обобщающих понятий: городской, наземный, подземный, водный, воздушный транспорт. Закрепить знание правил безопасного поведения на улице. Обобщить знания о профессиях людей. Уточнить знания о профессиях родителей. Развивать фонематический слух, при помощи тренировочных упражнений (игра со словом) (фонетический анализ слова) Формировать первоначальные навыки чтения. | 5ч. | 2ч. | 3ч. |
5 | Весна. Природные явления. Чтение Ф.Тютчев «Люблю грозу в начале мая» Лес. Птицы. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Дятел» 8 марта. Т.Шорыгина «Встану утром рано» Формировать у детей интерес к познанию. Закрепить знание о весенних явлениях природы; - уточнить и расширить представление об изменениях в жизни растений, птиц, насекомых и диких животных. Упражнять в составлении предложений, поощрять желание читать стихи, загадки, пословицы, разгадывать ребусы и кроссворды Развивать мелкую моторику руки (упражнения для пальцев и кистей рук) по формированию графических навыков. Развивать фонематический слух, при помощи тренировочных упражнений (игра со словом) (фонетический анализ слова) Формировать первоначальные навыки чтения. | 6ч. | 2ч. | 4ч. |
6 | Лето. Страничка для чтения В.Даль «Старик-годовик» Ребусы. Кроссворды. Скоро в школу. Закрепить знание о летних явлениях природы; - уточнить и расширить представление об изменениях в жизни растений, птиц, насекомых и диких животных. Упражнять в составлении предложений, обозначать графически, изменять интонационно. Поощрять желание читать стихи, загадки, пословицы, разгадывать ребусы и кроссворды Развивать мелкую моторику руки (упражнения для пальцев и кистей рук) по формированию графических навыков. Развивать фонематический слух, при помощи тренировочных упражнений (игра со словом) (фонетический анализ слова) Формировать первоначальные навыки чтения. | 6ч. | 2ч. | 4ч. |
Всего за год: 32 часа |
СОДЕРЖАНИЕ
п/п | число | Название темы | Цели | Краткое описание темы |
1. 2. | 01.10 03.10 | Звуки и буквы (закрепление). | Способствовать развитию звукобуквенного анализа. Вспомнить гласные и согласные звуки и их условные обозначения – красный, синий, зелёный квадраты. Учить определять место звука в словах. Вспомнить графическое начертание букв. | Игровые упражнения: «Буквы рассыпались, составь слово», «Напиши букву, которая обозначает первый звук в слове», «Кто внимательный», «Физминутка – игра « Аист», «Прочитай слова, вставь пропущенную букву получи новое слово», «Отгадай загадку, напиши отгадку». Составь пословицу и прочитай её. |
3. 4.
| 08.10 10.10 | Слова и слоги (закрепление). | Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Вспомнить единицы слова ( звук, слог). На письме звуки обозначаются буквами. Совершенствовать умение делить слова на слоги хлопками , шагами. | Прочитай пословицы и объясни смысл пословиц. Игровые упражнения: «Соедини слоговые кубики так, чтобы получились слова», «Определи место звука в слове», «Кто внимательный», «Физминутка – игра «Слушай, делай», «Определи количество слогов в названии животных хлопками, шагами», «Схема, слово». |
5. 6. | 15.10 17.10 | Предложение (закрепление). | Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Дать понятие, что предложение выражает законченную мысль. По интонации предложения могут быть повествовательными, вопросительными, восклицательными. | Игровые упражнения: «Допиши предложение, сосчитай количество слов в нём», «Слово, схема» «Придумай предложение по картинке и обозначь его графически», «Физминутка – игра «Паровоз», Тренировочные упражнения по интонации произношения. |
7. 8. | 22.10. 24.10 | Графические навыки (закрепление). | Развитие моторики руки. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закрепить навыки интонационного произношения предложения. | Игровые упражнения: «Нарисуй домик» «Подскажи словечко», «Придумай предложение, задай разную интонацию» «Загадки, предметы, схемы» «Физкультминутка – игра « Мы бегаем кругом», «Продолжи узор» |
9. 10. | 06.11 08.11 | Осень. | Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Формировать умение читать небольшие тексты, беседовать по содержанию, печатать слова по теме. Закреплять знания о гласных и согласных звуках и буквах. Поощрять желание играть в слова.
| Игровые упражнения: «Подскажи словечко», «Фонетический разбор слова осень» «Чтение текста про осень» «Физкультминутка – по желанию детей», «Буквы рассыпались - Собери название осеннего месяца», Прочитаем пословицы об осени. Объясним смысл. |
11. 12. | 12.11 14.11 | Овощи. | Способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать умение читать, печатать слова по теме. Закреплять знания о гласных и согласных звуках и буквах. Читать загадки. | Игровые упражнения: «Напиши название картинки одним словом», «Составь схему слова «овощи» «Согласные звуки р, рь» «Физкультминутка –игра «влево, вправо», «Читаем загадку и пишем отгадку», «Раздели правильно». |
13. 14. | 19.11 21.11. | Фрукты. | Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Формировать умение читать, печатать слова по теме. Закреплять знания о гласных и согласных звуках и буквах. Поощрять желание разгадывать кроссворд.
| Игровые упражнения: «Загадки и отгадки», «Фруктовый кроссворд», «Определи место звука в слове» «Физкультминутка – игра « Мишка косолапый», «Графическое изображение фруктов» |
15. 16. | 26.11. 28.11. | Игрушки. | Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Формировать умение читать, печатать слова по теме. Закреплять знания о гласных и согласных звуках и буквах. Поощрять желание читать и разгадывать загадки. | Игровые упражнения: «Напиши название картинки одним словом», «Найди гласные звуки, обозначь на схеме», «Раздели слово на слоги», «Физкультминутка – игра «Зайка», «назови названия этих игрушек», «Обозначим на письме названия игрушек», «Подскажи словечко». |
17. 18. | 03.1205.12 | В мире книг. | Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Познакомить с жанрами устного народного творчества. Отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения. Вспомнить правила бережного обращения с книгой. Называть слова с заданными звуками. | Игровые упражнения: «Отгадай загадку» «Закончи предложение». Чтение пословиц о книге. «Физкультминутка – по желанию детей», «Узнай сказку по иллюстрации, напиши её название». «Кто больше (назвать слова с заданными звуками: (А, О, У,Т,К)». «Загадка из какой сказки» |
19. 20. | 11.12. 13.12. | Зима. | Вспомнить жанры устного народного творчества. Поощрять желание отгадывать загадки. Фонетический разбор слов «зима, снежинки». Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. | Игровые упражнения: «Загадки и отгадки о зиме», «Фонетический разбор – подбери схему к слову снежинки» «Физкультминутка – игра « Влево, вправо», «Придумай предложение из 3х слов по сюжетной картинке и напечатай» |
21. 22. | 17.12. 19.12. | Домашние животные. | Формировать умение читать небольшие тексты, беседовать по содержанию, печатать слова по теме. Закреплять знания о гласных и согласных звуках и буквах. Поощрять желание отгадывать загадки. | Игровые упражнения: «Загадки о домашних животных - подскажи словечко», «Фонетический разбор слов: свинка, козёл, кошка» «Закрась правильно», «Физкультминутка – игра «Вороны», «Животные и детёныши», «Учимся читать текст (К.Д.Ушинский «Васька»). |
23. 24. | 25.12. 27.12. | Новый год. | Рассказать как люди готовятся к новому году. Чтение текста, рассматривание иллюстраций. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. | Игровые упражнения: «Слоговые листочки», «Напиши письмо Деду Морозу» «Физкультминутка – по желанию детей», «Отметь цифрами 1, 2, 3,4 по порядку. Как ёлочка попала в дом» «Нарисуй ёлочные игрушки-шарики» |
25. 26. | 09.01. 11.01. | Дикие животные. | Способствовать развитию графических навыков. Расширять знания и представления об окружающем мире. Способствовать развитию графических навыков. Поощрять желание разгадывать кроссворд. | Игровые упражнения: «Загадки о диких животных - подскажи словечко», «Фонетический разбор слов: жираф, волк. белка» «Физкультминутка – по тексту стихотворения», «Загадка про зайчика», «Нарисуй зайке ушки» |
27. 28. | 14.01.16.01. | Чтение «Лиса Патрикеевна» | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Читать пословицы и поговорки, объяснять их смысл. Познакомить с рассказом К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна». Самостоятельное чтение детьми вслух (жужжащее чтение). Беседа по содержанию рассказа. | Игровые упражнения: «Раздели на слоги первую пословцу», «Физкультминутка – игра «Пальчики», Тренировочные упражнения «Подели на слоги 2 предложения в тексте рассказа» «Покажи движения лисы», «Словесно опиши внешний вид лисы» |
29. 30. | 21.01.23.01. | Чтение «Лошадка». Потешки «Как у нашего кота» заучивание | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Познакомить с рассказом К.Д.Ушинского «Лошадка» Самостоятельное чтение детьми вслух (жужжащее чтение). Беседа по содержанию рассказа. Помочь заучить потешки | Игровые упражнения: «Делим слова на слоги хлопками и шагами», «Физкультминутка – игра «Аист», Заучивание «Как у нашего кота с показом», «Читай и записывай знаками». |
31. 32. | 28.01. 30.01. | Чтение пословиц о сказке. | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Помочь объяснить смысл пословиц. Вспомнить сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка». Способствовать развитию графических навыков. | Игровые упражнения: «Прочитай пословицы», «Узнай сказку по сюжетной картинке п и напиши её название» «Физкультминутка – игра «Карусель», «Подскажи словечко», «Нарисуй Курочку Рябу, как показано на рисунке» |
33. 34. | 05.02. 07.02. | Русские народные сказки «Как аукнется, так и откликнется», «Лиса и козёл». | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Вспомнить жанры устного народного творчества. Познакомить с русскими народными сказками «Как аукнется, так и откликнется», «Лиса и козёл». | Игровые упражнения: «Буквы рассыпались - составь название сказки (Лиса и козёл)», «Физкультминутка – игра «Паровоз», «Подскажи словечко». |
35. 36. | 12.02. 14.02. | Транспорт. | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Поощрять желание читать и отгадывать загадки. Фонетический разбор слов - транспорт, вертолёт. «Способствовать развитию графических навыков. | Игровые упражнения: «назови одним словом и запиши», «Допиши последнее слово в конце стихотворения» Фонетический разбор слов транспорт, вертолёт. «Физкультминутка – игра «Кузнечики», «Нарисуй вагончики как показано на рисунке» |
37. 38. | 18.02. 20.02. | Профессии. | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Поощрять желание читать предложения и добавить словечко. Фонетический разбор слов – художник, врач. Анализ предложения по интонации. | Игровые упражнения: «Прочитай и добавь словечко», «Узнай, на какой слог падает ударение» «Физкультминутка – игра «Вороны», «Измени интонацию предложения», «Помоги Антошке поделить слова на слоги». |
39. 40. | 25.02. 27.02. | Весна. | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог. Поощрять желание разгадывать загадки, решать ребусы и читать пословицы. | Игровые упражнения: «Отгадай загадку», «Отгадку соедини с картинкой», «Физкультминутка – игра «Очень трудно так стоять…», «Читаем текст «Пришла весна…», «Буквы рассыпались». |
41. 42. | 04.03. 06.03. | 8 марта. Т.Шорыгина «Встану утром рано» | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог. Поощрять желание разгадывать ребусы и читать пословицы. Способствовать развитию графических навыков. | Игровые упражнения: «Прочитай стихотворение», «Напиши поздравление», «Нарисуй букет», «Физкультминутка – игра «Часы», «Читаем отрывок из стихотворения». «Решай ребусы по первому звуку, обозначь на письме буквой и прочитай пословицу» |
43. 44. | 12.03. 14.03. | Лес. | Способствовать развитию графических навыков. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог. Поощрять желание отгадывать загадки. | Игровые упражнения: «Напиши, какие ещё животные живут в лесу», «Отгадай загадки, запиши отгадки» «Физкультминутка – игра «Зайка серенький сидит», «Нарисуй грибы и жёлуди». |
45. 46. | 19.03. 21.03. | Птицы. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Дятел» | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Совершенствовать навык чтения. Чтение загадок о птицах. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог. Поощрять желание отгадывать загадки. Познакомить с рассказом К.Д. Ушинского «Дятел» | Игровые упражнения: «Придумай название по картинке одним словом», «Отгадай загадки», «Физкультминутка – игра «Птички в домике сидят», «Закончи предложение» «Графическое изображение птиц»». |
47. 48. | 26.03. 28.03. | Страничка для чтения В.Даль «Старик-годовик» | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог. Вспомнить рассказ В.Даля «Старик-годовик» . Первичное чтение воспитателем. Затем читают дети вслух (жужжащее чтение). Беседа по содержанию. Поощрять желание разгадывать кроссворды. Способствовать развитию графических навыков. | Игровые упражнения: «Прочитай пословицы и поговорки», «Скажи, почему так говорят», «Физкультминутка – игра «Карусель», «Я читаю» |
49. 50. | 02.04. 04.04. | Ребусы. | Поощрять желание детей решать ребусы и читать полученные слова. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. | Игровые упражнения: «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Физкультминутка – игра «Зайка», «Реши ребусы на заданный слог, букву», «Реши ребусы по началу и концу», «Прочитай слова» |
51. 52. | 09.04.11.04. | Кроссворды. | Поощрять желание детей решать кроссворды и читать полученные слова. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. | Игровые упражнения: «Реши кроссворд и прочитай, ты узнаешь, в каком месяце пойдёшь в школу» , «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Физкультминутка – игра «Мы бегаем кругом», «Разгадываем первые ребусы», «Отгадываем загадки». |
53. 54. | 16.04. 18.04. | Цветы. | Совершенствовать навык чтения слов и предложений Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог. Поощрять желание решать кроссворды о цветах. Способствовать развитию графических навыков. | Игровые упражнения: «Реши кроссворд», «Физкультминутка – игра «Буратино» «Предмет, слово, схема», «Раскрась только те цветы, которые растут в саду» |
55. 56. | 23.04. 25.04. | Насекомые. | Совершенствовать навык чтения слов и предложений Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог. | Игровые упражнения: «Загадки и отгадки», «Реши кроссворд», «Соедини правильно» «Физкультминутка – игра «Жук» «Раскрась насекомых, которые летают, и обведи тех, которые ползают», «Нарисуй божью коровку» |
57. 58. | 06.05. 08.05. | Природные явления. Чтение Ф.Тютчев «Люблю грозу в начале мая» | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог. Поощрять желание разгадывать ребусы. | Игровые упражнения: «Подчеркни слова, обозначающие народные предметы», «Подбери схему к словам радуга, гроза, листопад, снегопад» «Физкультминутка – игра «Волчок», «Отгадай ребусы по первому звуку, обозначь на письме буквой и прочитай слово» |
59. 60. | 14.05. 16.05. | Лето. | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог. Поощрять желание разгадывать загадки, решать ребусы и читать пословицы. Способствовать развитию графических навыков. | Игровые упражнения: «Подскажи словечко», «Чтение загадки», «Буква потерялась», «Физкультминутка – игра «Кузнечики», «Реши ребусы по первому звуку, обозначь на письме буквой и прочитай пословицу «Предмет , слово, схема», «Чтение текста», «Раскрась картинки, которые относятся к лету» |
61. 62. | 20.05. 22.05. | Скоро в школу. | Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. Способствовать развитию звукобуквенного анализа, развитию фонематического слуха. Закреплять умение делить слова на слоги и выделять ударный слог. | Игровые упражнения: «Прочитай пословицу, как ты понимаешь её смысл», «Определи предложения по интонации», «Физкультминутка – игра «Хомячок», «Составь и запиши предложение», «Обозначь предложение графически». |
63. 64. | 28.05. 30.05. | Чтение стихов о временах года. А.Плещеев «Лето», «Весна»; К.Бальмонт «Осень»; И.Суриков «Дремлет лес ни звука», «Зима». | Игровые упражнения: «Подбери схему предложения», «Физкультминутка – «Пальчиковая гимнастика», «Чтение стихов о временах года», « Буквы рассыпались- составь слово», «Найди модель слова», «Прочитай стихотворение к этому слову». |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Тема (раздел) | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1-8 | Гласные и согласные звуки и буквы «Алфавит». Закрепление пройденного материала. | Путешествие в страну Грамматику. Игра по станциям «Звукоград», «Буквоград». Путешествие в страну гласных и согласных звуков. Пение гласных звуков. Обозначение – домики с красными окошками, синими, зелёными | Словесные методы: беседы, чтения, объяснения, напоминания, рассказывания. Наглядный метод – рассматривание домиков с гласными и согласными звуками и цветных иллюстраций к игровым упражнениям над словом. Методы сравнения и обобщения. Игровые упражнения «Загадки и отгадки», «Физкультминутки, игры «Слово – схема». | «Лента гласных и согласных букв». Демонстрационный и раздаточный материал «Азбука». Набор картинок и цветных иллюстраций к изучаемым звукам и буквам. Четверостишия, загадки, пословицы, крылатые выражения. Схемы - модели слов. | Участие в конкурсе «Знатоки гласных и согласных букв и звуков». Игра «Поле чудес» |
9-20 | Осень. Игры со словом. Овощи. Фрукты. Домашние животные. Дикие животные». «Игрушки. | Дидактические игры со словом «Напиши название картинки одним словом», «Найди гласные звуки, обозначь на схеме», «Раздели слово на слоги» «Подскажи словечко». «Читаем загадку и пишем отгадку» «Фруктовый кроссворд», «Буквы рассыпались - Собери название осеннего месяца», | Словесные методы: беседы, чтения, объяснения, напоминания, рассказывания. Наглядный метод – рассматривание иллюстраций по темам. Методы сравнения и обобщения. Игровые и практические упражнения «Загадки и отгадки», «Физкультминутки, игры «Слово – схема». | Демонстрационный и раздаточный материал « Азбука». «Лента гласных и согласных букв». Фруктовый кроссворд. Сюжетные картинки, иллюстрации к изучаемым темам. Четверостишия, загадки, пословицы, крылатые выражения, схемы - модели слов. | Игра по станциям «Звукоград», «Буквоград». (кроссворды, ребусы) |
21-30 | Жанры устного народного творчества. | Слушание, чтение: русские народные сказки «Как аукнется, так и откликнется», «Лиса и козёл». Авторские рассказы К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Лошадка» Работа с текстом, выборочное чтение. Пересказ по опорным словам. | Словесные методы: беседы, чтения, обсуждения, объяснения, рассказывания, напоминания. Наглядный метод – рассматривание иллюстраций к сказкам и рассказам, сравнения и обобщения. Игровые упражнения: «Делим слова на слоги хлопками и шагами», «Подели на слоги 2 предложения в тексте рассказа» «Покажи движения лисы», «Словесно опиши внешний вид лисы» | Демонстрационный и раздаточный материал « Азбука» «Лента гласных и согласных букв». Иллюстрации к изучаемым сказкам . Пословицы, крылатые выражения. Схемы - модели слов. | Участие в конкурсе рисунков «По страницам знакомых сказок». |
31-38 | Зима. Новый год. Транспорт. Профессии. | Путешествие под Новый год» Загадки о зиме, Рассказать как люди готовятся к новому году. Чтение текста, рассматривание иллюстраций. Способствовать развитию интереса и способностей к чтению. | Словесные методы: беседы, обсуждения, объяснения, чтения, рассказывания, напоминания. Наглядный метод – рассматривание иллюстраций. Практические методы сравнения и обобщения. Игровые упражнения: «Слоговые листочки», «Напиши письмо Деду Морозу» | Демонстрационный материал «Азбука», «Лента гласных и согласных букв». Иллюстрации по темам. Четверостишия, загадки, пословицы, крылатые выражения, схемы - модели слов. | Участие в конкурсе чтецов «Зима». |
39-52 | Весна. Природные явления. Чтение Ф.Тютчев «Люблю грозу в начале мая» Лес. Птицы. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Дятел» 8 марта. Т.Шорыгина «Встану утром рано» | Путешествие в весенний лес. | Словесные методы: беседы, обсуждения, объяснения, чтения, рассказывания, напоминания. Наглядный метод – рассматривание Практические иллюстраций по темам, методы сравнения и обобщения. Игровые упражнения «Отгадай загадку», «Отгадку соедини с картинкой», «Реши ребусы по первому звуку, обозначь на письме буквой и прочитай пословицу «Предмет , слово, схема». | Демонстрационный материал « Азбука». Набор картинок и цветных иллюстраций к изучаемым звукам и буквам. Четверостишия, загадки, пословицы, крылатые выражения. Схемы -модели слов – красные, зелёные , синие квадраты, лента гласных и согласных букв. | Викторина «Перелётные птицы» |
53-64 | Лето Страничка для чтения В.Даль «Старик-годовик» Ребусы. Кроссворды. Скоро в школу. | Игры со словами. Разгадывание кроссвордов и ребусов. | Словесные методы: беседы, рассказывания, напоминания, объяснения. Наглядный метод – рассматривание иллюстраций по темам. Практические методы: тренировочные упражнения, сравнения и обобщения. | Демонстрационный материал «Азбука». Лента гласных и согласных букв. Набор картинок и иллюстраций к изучаемым темам. Четверостишия, загадки, пословицы, крылатые выражения, кроссворды, ребусы. | Игра по станциям «Звукоград», «Буквоград». (кроссворды, ребусы) |
Список литературы:
- С.В. Бурдина «Изучаем грамоту».
- В.Волина «Учимся играя».
- Е.В.Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 6-7лет»
- Е.В.Колесникова «Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет «Я начинаю читать»
- Т.И.Кондранина «Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения»
- В.В.Коваленко, С.В.Коваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш.Ж»
- В.В.Коваленко, С.В.Коваленко «домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С,З,Ц»
- В.Степанов «Весёлая азбука»
- Г.П.Шалаева «Букварь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...