конспект непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука л
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
занятие направлено на автоматизацию л в словах, простых распространенных предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_avtomatizatsii_zvuka_l.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по автоматизации
Звука[ Л.] Тема : «Бал для Золушки»
Цель: автоматизация звука [Л]
Задачи:
1. Автоматизировать звук [Л];
2. Звука [Л] в словах (без стечений согласных), в простых распространенных предложениях;
3 . Активизировать и развивать психические функции.
4.Развитие подвижности артикуляционного аппарата; уточнение артикуляции звука [Л];
5.Развитие фонематических процессов;
6.Развитие слухового и зрительного внимания, тактильного и зрительного восприятия;
7.Отработка навыка фонематического анализа (определение позиции звука в слове);
8.Активизация и расширение словарного запаса;
9.Развитие голосовых модуляций;
10.Развитие мелкой моторики;
11.Воспитывать положительные личностные качества, желание помогать.
12.Воспитание сознательно правильного произношения звука л, навыков самоконтроля;
13.Воспитание положительных личностных качеств (доброта, сострадание), стремления оказывать помощь.
14.Итог занятия.
Оборудование: изображение Золушки, список «поручений», зеркало, предметные картинки, игра «Листопад», игра «Шкафы», тетрадь с домашним заданием, компьютер.
Речевой материал: слова, предложения с преобладанием в них звука Л.
Ход занятия
№ | Задачи | Содержание | Организация | Результат | ||||||||
Организация деятельности | ||||||||||||
1. | Создать соответствующий эмоциональный климат. Привлечь внимание ребенка. Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения с помощью самомассажа | Здравствуй, Настя! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение? Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие! Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения. Ручки растираем и разогреваем, И лицо теплом своим мы умываем. Грабельки сгребают все плохие мысли, Ушки растираем вверх и вниз мы быстро! Щечки разминаем, чтобы надувались, Губки разминаем, чтобы улыбались. Губки пожуем мы, шарики надуем, И губами вправо-влево потанцуем! Язычок покусаем мы слегка, Чтобы речь наша правильной была! | Педагог просит ребенка выполнить движения самомассажа артикуляторного аппарата. | Здравствуйте, у меня всё хорошо! С зарядки! Выполняет движения | ||||||||
Основной этап | ||||||||||||
2. | Сообщение темы занятия. Формируем умения отгадывать загадки Развивать образное восприятие на основе упражнения на описание образа по представлению. | Настя, сегодня у нас необычное занятие. Посмотри, к нам пришли гости. А еще один гость спрятался. И чтобы этот гость появился, тебе нужно будет отгадать загадку. Слушай внимательно! Она красива и мила, Имя её от слова «зола». (Золушка) Так быстро от принца девица бежала, Что туфельку даже она потеряла! Правильно, к нам в гости сегодня пришла Золушка! Настя, если ты заметила, то в ее имени (в слове «Золушка») есть звук, с которым мы особенно «дружим» в последнее время. Я сейчас произнесу это слово еще раз, а ты послушай и скажи, о каком звуке идет речь. Правильно! Тема нашего занятия сегодня – «Звук Л». Мы будем продолжать учиться произносить звук [Л] правильно. | Логопед даёт словесную инструкцию. Логопед произносит загадку. Логопед произносит слово, выделяя голосом звук [Л] Логопед называет тему занятия |
Это Золушка! Это звук [Л]! | ||||||||
3. | Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.
| Настенька, а ты помнишь сказку про Золушку? Почему ей жилось нелегко? Куда она мечтала попасть? Небольшая подсказка – картинка для ребенка Правильно! Вот и на этот раз у Золушки много поручений, а она так хочет попасть на бал! Она уже представила, в каком платье она будет..! Поможем Золушке справиться с делами? Тогда приступим прямо сейчас! Давай посмотрим список поручений Золушки! Будем выполнять всё по порядку. Итак, первое задание – вспомнить, как правильно произносится звук [Л] – что делают в это время губы, язычок… А теперь произнеси звук [Л] правильно, громко, четко. | Логопед формирует вопросы и показывает картинку-подсказку Логопед дает 1е задание. | Ребенок отвечает на вопросы Злая мачеха не любила ее и заставляла много работать. Золушка хотела попасть на бал Да, поможем! Ребенок смотрит на список с делами. Ребенок произносит звук изолированно перед зеркалом Ребенок показывает правильную артикуляцию звука | ||||||||
4. | Развитие фонематического слуха. | Молодец! С первым заданием ты справилась очень хорошо! Мечта Золушки попасть на бал начинает сбываться… Переходим к следующему заданию. Поручение такое: Помоги Золушке определить: правильно или неправильно произносятся слова, которые я буду говорить. Если слово я скажу правильно, то ты нажмешь зеленую кнопочку, а если услышишь ошибку – нажмешь красную. Ты готова? Тогда слушай внимательно! Лук, люк, лук, вук, йук, лук, лук, вук, лук. Лампа, вампа, лампа, уампа, лампа, лампа, лямпа, лампа.Молодец, ты всё правильно сделала! | Логопед дает ребенку инструкцию. | Выполняет задание и нажимает на красную и зеленую кнопочку | ||||||||
5. | Развивать силу и плавность выдоха. | Дыхательное упражнение «Угадай что там» Нужно несколько раз подуть на картинку, пока не сдуем всю крупу и не увидим, что там у нас на картинке ( Картинка с тыквой, на тыкве насыпана крупа) | Логопед даёт инструкцию по выполнению упражнения. | Ребенок длительно дует на крупу пока не увидит картинку (тыква ). | ||||||||
6. | Развивать подвижность речевого аппарата, подражательность. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом). | А теперь для Золушки новое поручение: нужно помочь ей сделать артикуляционную гимнастику (перед зеркалом). Упражнения: «Лопаточка», «Качели»,«Маляр», «Чашечка»,«Грибок» | Логопед совместно с ребенком выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом. | Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом. | ||||||||
7. | Развивать подвижность мимических мышц, и губ. | Мимическая гимнастика “Представьте себе” Представь себе, что у тебя в руках яблоко, большое-пребольшое. Ты широко открываешь рот и кусаешь яблоко. Фу! Оно горькое. Ты берешь второе яблоко, откусываешь. Ой! Оно кислое. Ты берешь третье яблоко, откусываешь – сладкое”. Изобрази мимикой вкусовые качества яблока | Логопед закрепляет определение мимики. | Ребенок выполняет мимическую гимнастику | ||||||||
8. | Автоматизация звука [Л] в словах. Учить правильно, проговаривать слова со звуком Л и определять позицию звука в слове. | Золушка благодарна тебе за помощь! Ну что ж, давай посмотрим, какое следующее поручение.Злая мачеха отправила Золушку в магазин за продуктами, но купить она должна только те продукты, в названиях которых есть звук [Л] А теперь скажи предложениями, что купила Золушка в магазине.Молодец! И с этим заданием ты справилась правильно и быстро! Давай посмотрим на список, что еще осталось выполнить. Золушке нужно убраться в доме, разложить все предметы по местам. К Золушке на помощь спешит Волшебница – фея, крестная Золушки. Она хочет помочь ей .А теперь скажи предложениями, что купила Золушка в магазине. Молодец! И с этим заданием ты справилась правильно и быстро! Давай посмотрим на список, что еще осталось выполнить. Золушке нужно убраться в доме, разложить все предметы по местам. К Золушке на помощь спешит Волшебница – фея, крестная Золушки. Она хочет помочь ей . | Логопед раскладывает перед ребёнком предметные картинки и Даёт словесную инструкцию помогает раскладывать картинки если нужно. Логопед учит ребенка давать полные ответы на задаваемый вопрос. | выполняет задание и объясняет свой выбор.
Золушка купила молоко. Золушка купила молоко, шоколад, лапша, лук, лайм, лаваш, лосось.
Золушка купила молоко. Золушка купила шоколадку. (и т.д.) | ||||||||
9. | Закрепление правильного произношения звука [Л] в чистоговорке. Повторение чистоговорки. | Золушка очень любила петь песенку и Волшебница попросила Золушку исполнить эту песенку. Давай и мы ее выучим. Только нужно добавить слова со звуком л в рифму. Ал – ал - ал, Золушка спешит на … Молодец! | Логопед демонстрирует картинки к чистоговорке. | Произносит чистоговорки проговаривая звук [Л] Слова: бал, пол, стул, был, пригласил
| ||||||||
10. | Снять усталость умственное напряжение через активацию общей моторики. | Физминутка Про бедную Золушку сказку читаю, Но как ей помочь, к сожаленью не знаю. Не справиться девушке с тяжкой работой, А ей на балу оказаться охота. Никто не оценит бедняжки стараний! Ей так не хватает машины стиральной; Приходится Золушке дом убирать, Но где пылесос, чтобы ей помогать? Как трудно тарелок огромную груду Помыть без машины, что моет посуду; А надо ещё приготовить обед … Присела бедняжка – всего не успеть … Сейчас телевизор бы ей посмотреть! Однако работает, сил не жалея, Надеется только на Добрую Фею. Но если она бы компьютер включила И в тайне от мачехи сайт свой открыла Тогда бы на бал ни за что не пошла, А принца себе в интернете нашла! | Использование здоровье сберегающей технологии. Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с ребенком соответствующие действия. | Дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают Делают повороты туловища шагают на месте... «Выбрасывают» пальцы из сжатого кулака Постукивают по плечам скрещенными на груди руками.. Покачивают руками над головой. Постукивают кулачком о кулачок. Постукивают ладонями по ногам. Потирают ладонь о ладонь вертикально Делают пружинку.. Попеременно хлопают в ладоши впереди и сзади себя. Приседают. Руки на поясе. Повороты вправо, влево. Делают лёгкие прыжки. Щёлкают пальцами рук. Поднимают руки вверх. Опускают вниз. (2 раза) Постукивают пальцами рук по груди. Похлопывают по ногам. | ||||||||
11. | Автоматизация звука [Л] в предложениях. Формирование силы голоса | Посмотрим, что же дальше следует по списку. Настроение у Золушки после песни поднялось и теперь она может выполнить другое задание. Ей надо убраться вокруг дома. Золушка должна убрать опавшие листья. Поможешь Золушке?.. Но посмотри внимательно, листья двух цветов – красные и желтые. Если вы с Золушкой поднимете красный листик, ты должна будешь говорить громко, а если желтый листик – то голос твой должен стать тихим. Но ты ни в коем случае не должна забывать про звук Л! Понятно тебе задание? Тогда начинаем! Поднимай по одному листочку и отдавай мне. | На полу, сбоку от стола, разложены листья, на которых с обратной стороны написаны предложения. У лайки белые лапы. У Милы голубое полотенце. Стул упал на пол. У Луши белые голуби. Мила поставила лампу на стол. Михаил сделал Володе укол. Золушка подметала и мыла полы. Алла дала Володе пилу и молоток. Мила вымыла ладони. | Логопед читает предложения, ребенок повторяет | ||||||||
11 Заключительный этап | ||||||||||||
12 | Произношение звука [л] в предложениях | Но на этом задания не заканчиваются. Волшебница послала Золушку в огород. Что сделала Золушка? Что произошло потом? В кого она превратила мышей? А ящериц? Что еще сделала Волшебница? * | Логопед задает вопросы | Ответы: Сорвала большую тыкву Волшебница прикоснулась к ней волшебной палочкой. Тыква превратилась в золоченую карету. В лошадей. В слуг(лакея) Превратила платье в заплатках в золотое, нарядное платье. | ||||||||
1213. | Подводим итог занятию. | Настя, ты очень хорошо справляешься со всеми заданиями! Молодец! Всё верно! Вот и закончились все поручения, посмотри, ни одного не осталось! Теперь Золушка может отправиться на бал и встретить там Принца! Она благодарна тебе! Наше занятие подошло к концу. Скажи, с каким звуком мы сегодня работали? Что тебе запомнилось больше всего?... Ты очень постаралась, молодец! | Логопед подводит итог занятию | Ребенок отвечает на вопросы и |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность Тема: «Автоматизация звука Ч» (индивидуальная работа в средней группе)
индивидульная работа с детьми средней группы....
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [л] "Лунтик идёт в гости"
Конспект занятия предназначен для индивидуальной работы по автоматизации звука [л] в различных позициях и с различным по сложности речевым материалом. Данный вид занятий используется мной на последних...
Конспект индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [Р]
Конспект индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [Р]...
Непосредственная образовательная деятельность по автоматизации звука [р] для детей средней группы «Тигрёнок, который не умел рычать».
Непосредственная образовательная деятельность по автоматизации звука [р] для детей средней группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука «Ж» в подготовительной группе «В гостях у Букваешки»
Занятия для детей с ФФНР подготовительной группы по автоматизации звука....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по автоматизации звука «Ш» с использованием экоматериалов
Автоматизация звука «Ш» в словах, словосочетаниях, предложениях с использованием экоматериалов....
конспект непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука «Ш»
конспект непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука «Ш»...