конспект непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука л
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

занятие направлено на автоматизацию л в словах, простых распространенных предложениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по автоматизации

Звука[ Л.] Тема : «Бал для Золушки»

Цель: автоматизация звука [Л]

Задачи:

1.  Автоматизировать звук [Л];

2.  Звука [Л] в словах (без стечений согласных), в простых распространенных      предложениях;

3 . Активизировать и развивать психические функции.

4.Развитие подвижности артикуляционного аппарата; уточнение артикуляции звука [Л];

5.Развитие фонематических процессов;

6.Развитие слухового и зрительного внимания, тактильного и зрительного восприятия;

7.Отработка навыка фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

8.Активизация и расширение словарного запаса;

9.Развитие голосовых модуляций;

10.Развитие мелкой моторики;

11.Воспитывать положительные личностные качества, желание помогать.

12.Воспитание сознательно правильного произношения звука л, навыков самоконтроля;

13.Воспитание положительных личностных качеств (доброта, сострадание), стремления оказывать помощь.

14.Итог занятия.

Оборудование: изображение Золушки, список «поручений», зеркало, предметные картинки, игра «Листопад», игра «Шкафы», тетрадь с домашним заданием, компьютер.

Речевой материал: слова, предложения с преобладанием в них звука Л.

Ход занятия

Задачи

Содержание

Организация

Результат

                                   Организация деятельности

1.

Создать соответствующий эмоциональный климат. Привлечь внимание ребенка.

Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения с помощью самомассажа

Здравствуй, Настя! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?

Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие!

Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.

Ручки растираем и разогреваем, И лицо теплом своим мы умываем. Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Губки пожуем мы, шарики надуем,

И губами вправо-влево потанцуем!

Язычок покусаем мы слегка,

Чтобы речь наша правильной была!

Педагог просит  ребенка выполнить движения самомассажа артикуляторного аппарата.

Здравствуйте, у меня всё хорошо!

С зарядки!

Выполняет движения

                                             Основной этап

2.

Сообщение темы занятия.

Формируем умения отгадывать загадки

                                            Развивать

образное

восприятие

на основе

упражнения на описание

образа

по представлению.

Настя, сегодня у нас необычное занятие. Посмотри, к нам пришли гости. А еще один гость спрятался. И чтобы этот гость появился, тебе нужно будет отгадать загадку. Слушай внимательно!

Она красива и мила,

 Имя её от слова «зола».   (Золушка)

 Так быстро от принца

девица бежала,

Что туфельку

даже она потеряла!

Правильно, к нам в гости сегодня пришла Золушка! Настя, если ты заметила, то в ее имени (в слове «Золушка») есть звук, с которым мы особенно «дружим» в последнее время. Я сейчас произнесу это слово еще раз, а ты послушай и скажи, о каком звуке идет речь. Правильно!

Тема нашего занятия сегодня – «Звук Л».

Мы будем продолжать учиться произносить звук [Л] правильно.

Логопед даёт словесную инструкцию.

Логопед произносит загадку.

Логопед произносит слово, выделяя голосом звук [Л]

Логопед называет тему занятия

 

Это Золушка!

Это звук [Л]!

3.

Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.

 

Настенька, а ты помнишь сказку про Золушку? Почему ей жилось нелегко? Куда она мечтала попасть? Небольшая подсказка – картинка для ребенка

Правильно! Вот и на этот раз у Золушки много поручений, а она так хочет попасть на бал! Она уже представила, в каком платье она будет..! Поможем Золушке справиться с делами? Тогда приступим прямо сейчас!

Давай посмотрим список поручений Золушки! Будем выполнять всё по порядку.

Итак, первое задание  – вспомнить, как правильно произносится звук [Л] – что делают в это время губы, язычок… А теперь произнеси звук [Л] правильно, громко, четко.

Логопед формирует вопросы и показывает картинку-подсказку

Логопед дает 1е задание.

Ребенок отвечает на вопросы

Злая мачеха не любила ее и заставляла много работать. Золушка хотела попасть на бал

Да, поможем!

Ребенок смотрит на список с делами.

Ребенок произносит звук изолированно перед зеркалом

Ребенок показывает правильную артикуляцию звука

4.

Развитие фонематического слуха.

Молодец! С первым заданием ты справилась очень хорошо! Мечта Золушки попасть на бал начинает сбываться…

Переходим к следующему заданию.

Поручение такое: Помоги Золушке определить: правильно или неправильно произносятся слова, которые я буду говорить. Если слово я скажу правильно, то ты нажмешь зеленую кнопочку, а если услышишь ошибку – нажмешь красную. Ты готова? Тогда слушай внимательно! Лук, люк, лук, вук, йук, лук, лук, вук, лук. Лампа, вампа, лампа, уампа, лампа, лампа, лямпа, лампа.Молодец, ты всё правильно сделала!

Логопед дает ребенку инструкцию.

Выполняет задание и нажимает на красную и зеленую кнопочку

5.

Развивать силу и плавность выдоха.

Дыхательное упражнение

«Угадай что там»  Нужно несколько раз подуть на картинку, пока не сдуем всю крупу и не увидим, что там  у нас на картинке

( Картинка с тыквой, на тыкве насыпана крупа)

Логопед даёт инструкцию по выполнению упражнения.

Ребенок длительно дует на крупу пока не увидит  картинку (тыква ).

6.

Развивать подвижность речевого аппарата, подражательность.

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом).

А теперь для Золушки новое поручение: нужно помочь ей сделать артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).

Упражнения: «Лопаточка», «Качели»,«Маляр», «Чашечка»,«Грибок»

Логопед совместно с ребенком  выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

7.

Развивать подвижность мимических мышц, и губ.

Мимическая гимнастика “Представьте себе”

Представь себе, что у тебя  в руках яблоко, большое-пребольшое. Ты широко открываешь рот и кусаешь яблоко. Фу! Оно горькое. Ты берешь второе яблоко, откусываешь. Ой! Оно кислое. Ты берешь третье яблоко, откусываешь – сладкое”. Изобрази мимикой вкусовые качества яблока

Логопед закрепляет определение мимики.

Ребенок выполняет мимическую гимнастику

8.

Автоматизация звука [Л] в словах.

Учить правильно, проговаривать слова со звуком Л и определять позицию звука в слове.

Золушка благодарна тебе за помощь! Ну что ж, давай посмотрим, какое следующее поручение.Злая мачеха отправила Золушку в магазин за продуктами, но купить она должна только те продукты, в названиях которых есть звук [Л] А теперь скажи предложениями, что купила Золушка в магазине.Молодец! И с этим заданием ты справилась правильно и быстро! Давай посмотрим на список, что еще осталось выполнить. Золушке нужно убраться в доме, разложить все предметы по местам. К Золушке на помощь спешит Волшебница – фея, крестная Золушки. Она хочет помочь ей .А теперь скажи предложениями, что купила Золушка в магазине. Молодец! И с этим заданием ты справилась правильно и быстро! Давай посмотрим на список, что еще осталось выполнить. Золушке нужно убраться в доме, разложить все предметы по местам. К Золушке на помощь спешит Волшебница – фея, крестная Золушки. Она хочет помочь ей .

Логопед раскладывает перед ребёнком предметные картинки и Даёт словесную инструкцию помогает раскладывать картинки если нужно.

Логопед учит ребенка давать полные ответы на задаваемый вопрос.

выполняет задание и объясняет свой выбор.

 

Золушка купила молоко. Золушка купила молоко, шоколад, лапша, лук, лайм, лаваш, лосось.

 

Золушка купила молоко. Золушка купила шоколадку. (и т.д.)

9.

Закрепление правильного произношения звука [Л] в чистоговорке. Повторение чистоговорки.

Золушка очень любила петь песенку и Волшебница попросила Золушку исполнить эту песенку.

Давай и мы ее выучим. Только нужно добавить слова со звуком л в рифму.

Ал – ал - ал, Золушка спешит на … 
Ол – ол – ол, подметает ловко щеткой …
Ул – ул – ул, не присядет аж на …
Ыл – ыл - ыл, принц очарован ею …
Ил – ил – ил, ее на танец …

Молодец!

Логопед демонстрирует картинки к чистоговорке.

Произносит чистоговорки проговаривая звук [Л]

Слова: бал, пол, стул, был, пригласил

 

10.

Снять усталость умственное напряжение через активацию общей моторики.

Физминутка  Про бедную Золушку сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожаленью не знаю. 

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А ей на балу оказаться охота. 

Никто не оценит бедняжки стараний!

 Ей так не хватает машины стиральной; 

Приходится Золушке дом убирать, 

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду 

Помыть без машины, что моет посуду; 

А надо ещё приготовить обед …

Присела бедняжка – всего не успеть … 

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея, 

Надеется только на Добрую Фею.

Но если она бы компьютер включила 

И в тайне от мачехи сайт свой открыла 

Тогда бы на бал ни за что не пошла, 

А принца себе в интернете нашла!

Использование здоровье сберегающей технологии.

Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с ребенком соответствующие действия.

Дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают

Делают повороты туловища шагают на месте... «Выбрасывают» пальцы из сжатого кулака Постукивают по плечам скрещенными на груди руками.. Покачивают руками над головой. Постукивают кулачком о кулачок. Постукивают ладонями по ногам. Потирают ладонь о ладонь вертикально Делают пружинку.. Попеременно хлопают в ладоши впереди и  сзади себя.

Приседают.

Руки на поясе. Повороты вправо, влево.

Делают лёгкие прыжки.

Щёлкают пальцами рук.

Поднимают руки вверх.

 Опускают вниз. (2 раза)

Постукивают пальцами рук по груди.

Похлопывают по ногам.

11.

Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Формирование силы голоса

Посмотрим, что же дальше следует по списку. Настроение у Золушки после песни поднялось и теперь она может выполнить другое задание. Ей надо убраться вокруг дома. Золушка должна убрать опавшие листья. Поможешь Золушке?.. Но посмотри внимательно, листья двух цветов – красные и желтые. Если вы с Золушкой поднимете красный листик, ты должна будешь говорить громко, а если желтый листик – то голос твой должен стать тихим. Но ты ни в коем случае не должна забывать про звук Л! Понятно тебе задание? Тогда начинаем! Поднимай по одному листочку и отдавай мне.

На полу, сбоку от стола, разложены листья, на которых с обратной стороны написаны предложения.

У лайки белые лапы. У Милы голубое полотенце. Стул упал на пол. У Луши белые голуби. Мила поставила лампу на стол. Михаил сделал Володе укол. Золушка подметала и мыла полы. Алла дала Володе пилу и молоток. Мила вымыла ладони.

Логопед читает предложения, ребенок повторяет

11                                             Заключительный этап

12

Произношение звука [л] в предложениях

Но на этом задания не заканчиваются. Волшебница послала Золушку в огород. Что сделала Золушка? Что произошло потом? В кого она превратила мышей? А ящериц? Что еще сделала Волшебница?

*

Логопед задает вопросы

Ответы:

Сорвала большую тыкву

Волшебница прикоснулась к ней волшебной палочкой. Тыква превратилась в золоченую карету.

В лошадей.

В слуг(лакея)

Превратила платье в заплатках в золотое, нарядное платье.

1213.

Подводим итог занятию.

Настя, ты очень хорошо справляешься со всеми заданиями! Молодец! Всё верно! Вот и закончились все поручения, посмотри, ни одного не осталось! Теперь Золушка может отправиться на бал и встретить там Принца! Она благодарна тебе!

Наше занятие подошло к концу. Скажи, с каким звуком мы сегодня работали? Что тебе запомнилось больше всего?...

Ты очень постаралась, молодец!

Логопед подводит итог занятию

Ребенок отвечает на вопросы и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [л] "Лунтик идёт в гости"

Конспект занятия предназначен для индивидуальной работы по автоматизации звука [л] в различных позициях и с различным по сложности речевым материалом. Данный вид занятий используется мной на последних...

Конспект индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [Р]

Конспект индивидуальной логопедической непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука [Р]...

Непосредственная образовательная деятельность по автоматизации звука [р] для детей средней группы «Тигрёнок, который не умел рычать».

Непосредственная образовательная деятельность по автоматизации звука [р] для детей средней группы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по автоматизации звука «Ш» с использованием экоматериалов

Автоматизация звука «Ш» в словах, словосочетаниях, предложениях с использованием  экоматериалов....

конспект непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука «Ш»

конспект непосредственно образовательной деятельности  по автоматизации звука «Ш»...