конспект непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука «Ш»
учебно-методический материал по логопедии
конспект непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука «Ш»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_ffnr_v_podgotovitelnoy_gruppe1.docx | 988.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Крутой Лог Белгородского района Белгородской области»
структурное подразделение «детский сад»
конспект непосредственно образовательной деятельности
по автоматизации звука «Ш»
«В гостях у змейки Шуши»
Подготовила:
учитель-логопед
Гладышко Наталья Викторовна
Цель: автоматизация звука «Ш» в речи ребенка.
Задачи:
- Развивать фонетически чистую, правильную, лексически развёрнутую речь.
- Автоматизировать звук «ш» в слогах, в словах и предложениях.
- Закрепить представления о звуковом анализе и синтезе слов.
- Развивать мышление, внимание, слуховую и зрительную память.
Оборудование:
Игрушка змейка Шуша, схемы- картинки для артикуляционной гимнастики, картинки на звук «ш», игра: « Посели звук «ш» в свой домик», «Подбери слова на слоги». «Доскажи словечко», тренажеры для развития межполушарного взаимодействия, нейрокарточка на звук «ш»,
Ход коррекционной работы.
Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня я вам хочу рассказать сказку.
В одном волшебном лесу под высокой сосной, в норке жила весёлая змейка Шуша. Любила она выползать на солнышко, греться и от удовольствия петь песенку-шшш. А ещё она очень любит ходить в гости. И сегодня змейка Шуша пришла к нам в гости (достаёт игрушку змейки)
Змейка Шуша: здравствуйте, ребята. Я очень люблю ходить в гости-ш-ш-ш.
Дети: здравствуй, змейка Шуша мы тоже любим гостей.
Логопед: Усаживайся змейка Шуша поудобней и посмотри какие интересные логопедические упражнения умеют выполнять наши дети.
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
«Заборчик»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать это положение под счет от 1 до 5. Ладонь в вертикальном положении повернуть к себе, пальцы сомкнуть.
«Блинчик»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.
«Слоненок»
Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек. Пальцы соединить вместе трубочкой.
«Часики»
Рот приоткрыть, губы в улыбке
Кончик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта.
Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки сгибать одновременно с языком в одну сторону.
«Чашечка»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Язык сделать широким. Кончик языка поднять за верхними зубами, боковые края прижать к верхним зубам.
Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать.
«Вкусное варенье»
Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.
Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз.
«Качели»
Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним зубам и о пускать к нижним зубам «Кошка сердится»
Рот открыть. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинку языка поднять вверх. Пальцы сомкнуть, ладонь согнуть горкой.
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу.
Самомассаж лица «Озорные мишки»
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед,
а затем назад, считая медленно до 10.
Оттяну вперед я ушки, а потом назад. Словно плюшевые мишки,
детки в ряд сидят. Раз, два, три - скажу, четыре,
пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для ушек нужно делать всем.
Оттяну вперед я ушки, а потом назад.
Словно плюшевые мишки, детки в ряд сидят.
Указательным и средним пальцами рук
одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.
А теперь по кругу щечки, дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам память разовьем.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щечек. Нужно делать всем!
Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом - круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.
На подбородке круг черчу: Мишке я помочь хочу
Четко, быстро говорить, звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре, Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой нужно делать всем!
Чтобы думали получше озорные мишки,
Мы погладим лобики, плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой нужно делать всем!
Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 мин.
Чтобы мишка лучше видел, стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки нарисуем поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой, нужно делать всем!
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.
Точка чуть ниже крыльев носа. Справа и слева.
Мы подушечками пальцев, в точки попадем:
Так курносому мишутке носик разомнем.
Раз, два, три - скажу, четыре
Точка чуть выше крыльев носа, тоже справа и слева
Пять, и шесть, и семь. Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем! Мы подушечками пальцев
В точки попадем: Так курносому мишутке
Носик разомнем.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять, и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа нужно делать всем.
Мы подушечками пальцев в точки попадем:
Так курносому мишутке носик разомнем.
Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать по 10 раз.
Мишка, мишка, рот открой!
И налево двинь щекой…
Мишка, мишка, рот открой!
И направо двинь щекой…
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши мишки,
Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа
Будет для ребят!
Змейка Шуша: Мне очень понравились ваши игры, а я люблю петь песенки, спойте их вместе со мной, но не просто спойте, а покажите песенки вашими ручками. (использование нейротаблицы)
Ша-ша-шо, шу-шэ-ши, ша-шо-шу, шу-ша-ши.
Аш-ош-аш, уш-аш-эш, ош-уш-иш, аш-иш-уш.
Логопед: Ребята, скажите какой звук живёт в песенках змейки Шуши.
Дети: В песенках змейки Шуши живёт звук «ш».
Логопед: Ребята, а скажите змейки Шуши, что вы знаете про звук «ш».
Дети: Звук «ш» согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Молодцы, ребята. А я знаю с песенками змейки Шуши игру называется «Говорим быстро, чисто и красиво». Пусть змейка Шуша говорит, а мы будем повторять.
Ши-ши-ши-вот играют малыши.
Ша-ша-ша-наша Маша хороша.
Шу-шу-шу - я флажком машу.
Шо-шо-шо - летом хорошо.
Уш-уш-уш - я приму горячий душ.
Аш-аш-аш-это синий карандаш.
Молодцы, ребята вы хорошо повторили песенки. А скажи, змейка Шуша, что у тебя в сумочке.
Змейка Шуша: У меня здесь лежат картинки я вам сейчас их покажу, дети называют: шуба, шапка, кошка, матрёшка, чашка, шиповник, машина, душ, ландыш. Я хочу поиграть с вами в игру называется «Посели звук «ш» в свой домик». Послушайте внимательно и скажите, где находится звук в слове в начале, в середине или в конце. Если звук находится в начале, то положи картинку в домик, где закрыт первый квадратик, если в середине то в домик, где закрыт второй квадратик, а если в конце, то закрыт последний квадратик.
Логопед называет картинки, дети определяют звук (вначале слова, в середине или в конце) раскладывают по домикам-схемам.
Логопед: А теперь давайте ребята немножко отдохнём. Поможем змейке Шуши доползти до грибочка. Упражнение на развитие межполушарных связей.
Физминутка.
«Все ребята дружно встали»
Все ребята дружно встали (выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте)
На носочках потянулись, (руки поднять вверх)
А теперь назад прогнулись. (Руки за голову, прогнулись назад)
Как пружинки мы присели (присесть)
И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть)
Логопед: немножко отдохнули, а теперь давайте поиграем в игру называется «Четвёртый лишний». На магнитную доску крепятся картинки, ребёнок называет, и говорит, что лишнее (например - картинки шапка, шуба, шарф, сапоги; в слове сапоги нет звука «ш» - эта картинка лишняя)
Душ, карандаш, малыш, белка;
Ландыш, шляпа, шлем, рысь;
Кошка, катушка, подушка, лимон;
Шкаф, каша, мышка, велосипед;
Молодцы, ребята, вы отлично справились.
Змейка Шуша: Я тоже знаю игру называется «Доскажи словечко». Я буду вам рассказывать маленькие стихи, а вы договаривать слова.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему (штанишки).
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая (ушами).
Утром выпадет снежок-
Во двор выносим санки,
Куртку, не забыв надеть
И тёплую (ушанку).
Н. Кнушевицкая
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не (шуметь).
И. Токмакова
Всё, что нужно для игры:
Куклы, мячики, (шары).
А. Матутис
Логопед: Молодцы, ребята. А у меня для вас есть интересное задание. Сейчас я на магнитную доску вывешу слоги и картинки, названия которых начинаются на эти слоги. А вы мне должны назвать слова.
Ша - шалун, шары, шалаш.
Шу - шуба, шуты.
Ши - шило, шиповник, шина.
Молодцы, а теперь сами придумайте слова, чтобы они начинались на эти слоги.
Ребята, а в какую игру можно играть со словами.
Дети: можно из слов придумывать разные предложения.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Подружи слова», а змейка Шуша придумает интересные слова, в которых есть звук «ш».
Змейка Шуша: Я очень люблю придумывать. Слушайте.
Письмо, дедушка, пишет.
Бабушка, катушку, купила, ниток.
Сидит, в, камыши, лягушка.
Машина, Паша, подарил, дедушка.
Молодцы, ребята у вас получились красивые предложения.
Итог занятия:
Змейка Шуша: Ребята, а вы любите отвечать на вопросы.
Дети: Да.
Змейка Шуша: Скажите, какой звук в моей песенке.
Дети: Звук «ш».
Змейка Шуша: Кто мне скажет, какой это звук.
Дети: Согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Ребята, а в какие игры мы сегодня играли.
Дети: Мы играли в игры: «Посели звук «ш» в свой домик», «Четвёртый лишний»,
«Доскажи словечко», «Подружи слова».
Змейка Шуша: Мне было очень интересно играть с вами, а теперь мне пора домой. До свиданья, ребята.
Логопед: до свиданья, змейка Шуша, ребятам тоже пора в группу. У них ещё сегодня много интересных игр.
Список использованной литературы:
- Игры для интенсивного обучения/ Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Прометей, 2017. – 53 с.
- Шевченко И.Н./ Конспекты занятий по развитию фонетико- фонематической стороны речи у дошкольников. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС» 2019.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект логопедической образовательной деятельности "Автоматизация звука Р"
Цели: закрепление правильного произношения [Р] изолированно, в прямых и обратных слогах; автоматизация [Р] в словах; развитие артикуляционной моторики, моторики рук; закрепление темы «фрук...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности (дифференциация звуков [с] и [с\']) в подготовительной логопедической группе «Поможем Снеговику»
Цель: Закрепить звуки [с] и [с\'] в речи детей. Программные задачи:· Учить детей дифференцировать звуки [с] и [с\'] по твердости и мягкости в слогах,...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях
ЦЕЛИУточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [р].Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях.Упражнять в определении наличия звука [р] в словах...
Конспект коррекционно - образовательной деятельности ""Автоматизация звука [Л] в словах. Для дошкольников
Для логопедов детских садов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (ЗКР) "Звук Ц" в средней группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности (ЗКР) "Звук Ц" в средней группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Дифференциация звуков Н и М."
Конспект непосредственной образовательной деятельности 6-7лет...
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях и в тексте»
Автоматизация звука "С" в согах, словах, предложениях и в тексте....