Кружковая работа "Страна звуков и букв"
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «23» августа 2018 года | Утверждено: Заведующий МБДОУ «Детский сад №30» ____________________Л.Д.Расинская от « » августа 201 года |
Дополнительная образовательная
программа кружка по обучению грамоте
«Страна звуков и букв»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Воспитатели: Малинка О.Д.
Николаева Н.А.
Михайловск 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы |
2. | Список детей посещающих кружок. |
3. | Пояснительная записка |
4. | Календарно-тематический план занятий для подготовительной группы. |
6. | Список литературы |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Волшебная страна звуков и букв» |
Цель программы | Формирование первоначальных навыков чтения и письма у детей 6-7 лет как предпосылка успешного обучения в школе и развития коммуникативных способностей. |
Направленность программы | познавательно-речевая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы | адаптированная |
Уровень реализации программы | дошкольное образование |
Пояснительная записка.
Актуальность.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа по русскому языку в начальных классах и как трудно ребёнку, не овладевшему навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов, осваивать её курс.
Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе.
Особенностью программы данной кружковой работы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.
Основным содержанием обучения является звуко- слоговой анализ слов. Работа по слого-звуковому анализу слов сочетается с работой по развитию речи. Занятия кружка строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом. Занятия проводятся на индивидуальных рабочих листах.
Цель программы: развитие устной речи детей, подготовка к курсу обучения грамоте в начальной школе.
Задачи:
- развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам;
- знакомить детей с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие;
- формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
Программа разработана с учетом основных принципов:
- Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
- Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
- Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
- Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
- Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
- Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Ожидаемые результаты:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква»;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов;
знать буквы.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа). Занятия по программе организуются один раз в неделю в течение учебного года.32 занятия за учебный год. Длительность занятия до 30 минут. Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников – 36 детей. Срок реализации программы – 1 год.
Календарно-тематический план занятий для подготовительной группы.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | |||
Тема: Звуки и буквы Задачи: дать понятие «неречевые и речевые звуки»; дать представление о возникновении речевых звуков (сказка о Весёлом Язычке). | Тема: Слова. Звуки. Задачи: дать понятие какие бывают слова и какую роль в них играют звуки; чем длинные слова отличаются от коротких. | ||
Октябрь | |||
Тема: Звук (А) Задачи: дать понятие, как образуется звук (А); находить звук (А) в названиях картинок; определять положение звука в слове; познакомить с буквой А. | Тема: Звук (И) Задачи: напомнить артикуляцию звука (И);называть слова со звуком (И); определять количество звуков (И) в словах; определять положение звука в слове; познакомить с буквой И | Тема: Звук (Э) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Э); определять положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки, ребусы; познакомить с буквой Э. | Тема: Звук (О) Задачи: напомнить артикуляцию звука (О); определять положение (О) в словах; называть слова со звуком (О); познакомить с буквой О. |
Ноябрь | |||
Тема: Звук (Ы) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Ы);находить слова со звуком (Ы); развивать умение отгадывать загадки, ребусы; образовывать сущ. Мн.ч. от сущ. Ед.ч.; познакомить с буквой Э. | Тема: Звуки (И)– (Ы) Задачи: называть отличия в артикуляции звуков; определять положение звуков в словах; уметь дифференцировать звуки в словах ; образовывать сущ. С помощью ум.-ласк. Суффиксов. | Тема: Звук (У) Задачи: напомнить артикуляцию звука (У);находить слова со звуком (У); определять количество звуков (У) в словах; определять положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки; познакомить с буквой У. | Тема: Гласные звуки Задачи: называть, чем отличаются звуки (И)-(Ы), (О)-(У), (А)-(О); Познакомить с понятием «гласные звуки»; определять, какие гласные есть в названиях картинок; называть звуки в двухсложных и трёхсложных словах. |
Декабрь | |||
Тема: Звук (М). Согласные звуки. Слоги Задачи: напомнить артикуляцию звука (М); познакомить с понятием «согласный звук»; называть отличия согласного от гласного звука; учиться выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; называть количество звуков (М) в словах; определять положение звука в слове. | Тема: Звук (М*). Твёрдые и мягкие согласные Задачи: учиться выкладывать слоги со звуком (М*) с помощью звуковых обозначений; упражнять в подборе антонимов; уметь дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки; звуки (М) и (М*); познакомить с буквой М. | Тема: Звук (Н) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Н); учиться выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; определять количество и положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки ; выкладывать с помощью звуковых обозначений слог НА; превращать слог НА в НО | |
Январь | |||
Тема: Звук (Н*) Задачи: учить давать характеристику согласному звуку; продолжать учиться выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; развивать умение отгадывать загадки; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки; звуки (Н) и (Н*); познакомить с буквой Н. | Тема: Звук (П) Задачи: напомнить артикуляцию звука (П); продолжать учить давать характеристику звука, выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений; развивать умение отгадывать загадки; уметь подбирать слова со слогом ПА (ПО, ПУ) в начале слова, называть, чем эти слоги отличаются. | ||
Февраль | |||
Тема: Звук (П*) Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать звуки (П) и (П*); познакомить с буквой П. | Тема: Звук (Т) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Т); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Т); развивать умение отгадывать загадки; определять положение звука в слове; называть, чем отличаются слоги ТА и ТО, добавлять их в начало слов. | Тема: Звук (Т*) Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать звуки (Т) и (Т*); познакомить с буквой Т. | Тема: Звук (К) Задачи: напомнить артикуляцию звука (К); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (К); развивать умение отгадывать загадки; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова. |
Март | |||
Тема: Звук (К*) Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; определять положение звука в слове; уметь дифференцировать звуки (К) и (К*); познакомить с буквой К. | Тема: Звук (Х) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Х); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Х); развивать умение отгадывать загадки; определять положение звука в слове; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова. | Тема: Звук (Х*) Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть из каких звуков состоит слог ХИ, добавить этот слог в начало или конец слова; уметь дифференцировать звуки (Х) и (Х*); образовывать сущ. Мн.ч от сущ. Ед.ч.; познакомить с буквой Х. | Тема: Звуки (К)-(Х), (К*)-(Х*) Задачи: уметь дифференцировать звуки (К) и (Х), (К*) и (Х*) в слогах, словах; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова. |
Апрель | |||
Тема: Звук (Ф) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Ф); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Ф); развивать умение отгадывать загадки, ребусы; определять положение звука в слове; выкладывать с помощью звуковых обозначений слова. | Тема: Звук (Ф*) Задачи: давать характеристику звука; выкладывать слоги; уметь дифференцировать звуки (Ф) и (Ф*); называть, чем отличаются слоги ФИ и ФЕ, добавлять их в начало слов; учить менять местами слоги, чтобы получились новые слова; познакомить с буквой Ф. | Тема: Звук (Й) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Й); давать характеристику звука; выкладывать слоги; называть слова со звуком (Й); определять положение звука в слове; образовывать сущ в Д.п., П.п; учиться «превращать» слова; познакомить с буквой Й. | Тема: Двойные гласные звуки. Звук (ЙО) Задачи: дать понятие «двойной гласный звук»;выкладывать слоги; определять положение звука в словах; уметь объяснить, почему (ЙО)-гласный; уметь называть слова со звуком (ЙО) в начале или конце слова; |
Май | |||
Тема: Звук (ЙУ) Задачи: уметь объяснить, почему этот звук – двойной; выкладывать слоги; называть, чем отличаются звуки (ЙО) и (ЙУ); уметь согласовывать прил. + сущ.; «превращать» слова; познакомить с буквой Ю. | Тема: Звук (ЙА) Задачи: называть двойные гласные звуки; уметь рассказать о звуке (ЙА); выкладывать слоги; определять положение звука в слове; развивать умение отгадывать загадки, ребусы; называть слова со звуком (ЙА) в начале слова; преобразовывать слова; познакомить с буквой Я. | Тема: Звуки (ЙЭ), (ЙУ), (ЙО), (ЙА) Задачи: называть «двойные гласные звуки», что у них общее, чем отличаются; называть слова с этими звуками; развивать умение отгадывать загадки; образовывать сущ. в В.п.; подбирать антонимы; выкладывать слоги; узнавать и дорисовать буквы. | Тема: Звук (Л) Задачи: напомнить артикуляцию звука (Л); уметь дать характеристику звука; выложить слоги; отвечать на вопросы: какие слоги слышаться в конце слов, чем отличаются слоги ЛА и ЛЭ, чем отличаются слова?; читать слова, добавляя недостающие гласные звуки. |
Литература:
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1989.
2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. – С.-Пб., 1996.
3. Жукова Н.С. Домашний букварь. –Екатеренбург, 1998.
4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 1985
5. Нищева, Н. В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте: Учебно-методическое пособие / Н.В Нищева. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Кружковая работа по обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв"
Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Те...