Кружковая работа по обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв"
методическая разработка
Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-ти лет в дошкольном учреждении является актуальным. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования. Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование, современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 51.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-ти лет в дошкольном учреждении является актуальным. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования. Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование, современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза.
Цель кружковой работы программы: формирование основ обучения грамоте детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи программы:
- познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово»;
- познакомить с буквами русского алфавита;
- развивать фонематический слух;
- овладеть слоговым и слитным способами чтения;
- развивать устойчивый интерес к учебным занятиям;
- развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря;
- продолжать работу по подготовке детей к письму.
Программа кружка «Умный совенок» предусматривает раскрытие термина
«слово», развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата,
формирование умения правильно называть предметы, подготовку детей к
овладению письмом.
Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой моторики. Безусловно, когда речь идет о
тренировке кисти рук и пальцев, то подразумеваются не только мышцы рук.
Доказано, что развитие кисти руки влияет на формирование головного мозга и становление речи ребенка. Тренировочные упражнения для рук логично вписываются в развитие и совершенствование операционно-технической сферы деятельности ребенка. В ходе выполнения упражнений у детей формируется произвольное внимание и определенные волевые качества.
При обучении грамоте учитываются психофизиологические особенности детей шести лет: внимание и запоминание в этом возрасте слабое, особенно, если учение не захватывает. Занятия выстраиваю исходя из интересов детей.
Самым лучшим приемом для этого является игра;
- дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально;
- дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода энергии в движении; не следует перегружать детей, т.к. у них в этом возрасте повышенная утомляемость.
Ожидаемые результаты
Должны знать:
все звуки и буквы русского алфавита;
гигиенические правила письма;
правильное положение тетради при письме.
уметь:
вычленять первый и последний звук в слове;
правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
писать печатные варианты букв русского алфавита;
составлять рассказ по картинке, используя образец педагога или его
вопросы;
правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
использовать в речи обобщающие слова;
правильно держать ручку;
ориентироваться на листе бумаги;
закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
штриховать нарисованный предмет прямыми наклонными линиями.
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Тема | Цель | Литература |
I неделя | Мир полон звуков |
| Волшебный мир звуков, стр.21 |
II неделя | Звук и буква А |
| Волшебный мир звуков, стр.35 Как хорошо уметь читать, стр. 12 |
III неделя | Звуки М - М’ и буква М |
| Волшебный мир звуков, стр.57 Как хорошо уметь читать, стр. 22 |
IV неделя | Звук и буква У |
| Волшебный мир звуков, стр.39 Как хорошо уметь читать, стр. 15 |
ОКТЯБРЬ
Неделя | Тема | Цель | Литература |
I неделя | Звук и буква И |
| Волшебный мир звуков, стр.43 Как хорошо уметь читать, стр. 85 |
II неделя | Звуки Н - Н’ и буква Н |
| Волшебный мир звуков, стр.54 Как хорошо уметь читать, стр. 50 |
III неделя | Звуки П - П’ и буква П |
| Волшебный мир звуков, стр.46 Как хорошо уметь читать, стр. 73 |
IV неделя | Звук и буква О |
| Волшебный мир звуков, стр.51 Как хорошо уметь читать, стр. 19 |
НОЯБРЬ
Неделя | Тема | Цель | Литература |
I неделя | Звуки К - К’ и буква К |
| Волшебный мир звуков, стр.49 Как хорошо уметь читать, стр. 69 |
II неделя | Звуки Т -Т’и буква Т |
| Волшебный мир звуков, стр.46 Как хорошо уметь читать, стр. 91 |
III неделя | Звуки Д -Д’и буква Д |
| Волшебный мир звуков, стр.96 Как хорошо уметь читать, стр121 |
IV неделя | Звук Ы и буква Ы |
| Волшебный мир звуков, стр.75 Как хорошо уметь читать, стр45 |
ДЕКАБРЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
I неделя | Звуки Г -Г’и буква Г |
| Волшебный мир звуков, стр.103 Как хорошо уметь читать, стр118 |
II неделя | Звуки «Б -Б’ и буква Б |
| Волшебный мир звуков, стр.82 Как хорошо уметь читать, стр112 |
III неделя | Звуки В -В’и буква В |
| Волшебный мир звуков, стр.128 Как хорошо уметь читать, стр100 |
IV неделя | Звук Й |
| Волшебный мир звуков, стр.69 Как хорошо уметь читать, стр127 |
ЯНВАРЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
II неделя | Буква Я |
| Как хорошо уметь читать, стр144 |
III неделя | Звуки Л -Л’ и буква Л |
| Волшебный мир звуков, стр.167 Как хорошо уметь читать, стр39 |
IV неделя | Буква Э |
| Волшебный мир звуков, стр.79 Как хорошо уметь читать, стр171 |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
I неделя | Звуки Х -Х’ и буква Х |
| Волшебный мир звуков, стр.46 Как хорошо уметь читать, стр30 |
II неделя | Буква Ю |
| Как хорошо уметь читать, стр150 |
III неделя | Звуки Ф -Ф’ и буква Ф |
| Волшебный мир звуков, стр132 Как хорошо уметь читать, с169 |
IV неделя | Звук Ч’ и буква Ч |
| Волшебный мир звуков, с196 Как хорошо уметь читать, с162 |
МАРТ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
I неделя | Звуки С -С’ и буква С |
| Волшебный мир звуков, стр106 Как хорошо уметь читать, с26 |
II неделя | Буква Е |
| Как хорошо уметь читать, с141 |
III неделя | Звуки З -З’ и буква З |
| Волшебный мир звуков, стр116 Как хорошо уметь читать, с90 |
IV неделя | Звук Ц и буква Ц |
| Волшебный мир звуков, стр193 Как хорошо уметь читать, с160 |
АПРЕЛЬ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
I неделя | Звук Ш и буква Ш |
| Волшебный мир звуков, с137 Как хорошо уметь чит, с34 |
II неделя | Звук Щ и буква Щ |
Воспитывать внимание, интерес к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. | Волшебный мир звуков, стр203 Как хорошо уметь читать, с167 |
III неделя | Звук Ж и буква Ж |
| Волшебный мир звуков, с Как хорошо уметь читать, с |
IV неделя | Буква Ё |
| Ступеньки к школе, стр Как хорошо уметь читать, с154 |
МАЙ
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
I неделя | Звуки Р -Р’и буква Р |
| Волшебный мир звуков, стр177 Как хорошо уметь читать, с53 |
II неделя | Буква Ь |
| Ступеньки к школе, стр Как хорошо уметь читать, с131 |
III неделя | Буква Ъ |
| Ступеньки к школе, стр Как хорошо уметь читать, с174 |
IV неделя | Звуки заблудились |
4. Развивать мелкую моторику и внимание детей. |
Список литературы:
- Андрианова Т.М. «В мире звуков и букв» - М.: Астрель, 2013г.;
- Галкина «Звуки, буквы я учу!»;
- Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» - М.: Издательство «Флинта», 1997г.;
- Колесникова Е.В. «От звука к букве». Демонстрационный материал и методические рекомендации для обучения звукобуквенному анализу. – М., 2001. – 64с.
- Колесникова Е.В. «Я начинаю читать» - М., 1998, 48 с.;
- Новоторцева Н.В. «Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999г.;
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002г.;
- Шастаполова Ю.С. «Подготовка к обучению грамоте старших дошколь-ников – СПб.: ООО «издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2012г.;
- Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!».
МБДОУ Калтасинский детский сад №1 "Солнышко" МР Калтасинский район РБ.
План кружковой работы
«Умный совенок»
с детьми подготовительной группы «Теремок»
на 2019-2020 учебный год
Подготовила: Бишарова Э.К.,
воспитатель подготовительной группы
Калтасы
2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по фонетике и обучению элем. грамоты. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: знакомство с правильным произношением зв.-Ч-, совершенствование навыков звуко-слогового анализа, заучивание скороговорки, пересказ текста с выбором слов со зв. -Ч- из текста....
Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...
НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)
НОД (Подготовка к обучению грамоте) "Закрепление звука т, буквы т" ( подготовительная группа)...
Коррекционная НОД для детей 6-7 лет по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема : «Звук [ЙОТ]. Буква «Й».
Уважаемые коллги!Предлагаю Вашему вниманию конспект коррекционной НОД для детей 6-7 лет, посещающих подготовительную к школе группу для детей с ТНР. Форма организации: фронтальная....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....
Конспект занятия по обучению грамоте "Планета звуков и букв".
Занятие по обучению грамоте в старшей группе....