Программа дополнительного образования "Почитайка"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Рабочая программа
По познавательно-речевому развитию
«Почитай-ка»
(Раннее обучение чтению)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pochitay_ka.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
По познавательно-речевому развитию
«Почитай-ка»
(Раннее обучение чтению)
Руководитель:
Педагог-воспитатель
Аликина Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «Почитай-ка» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» .
Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.
При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии» Д.Б. Эльконин. Необходима реализация единой линии развития и обучение ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостной, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на развитие ребенка, полученное им в дошкольном возрасте. Для осуществления преемственности обучения грамоте дошкольников и обучению чтению в 1 классе составлена данная программа, которая имеет обще развивающую направленность.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Программа составлена с учетом разно- уровневой подготовки детей к восприятия предложенного материала. При планировании кружковой работы по обучению грамоте полностью учитываются результаты обследования фонематического слуха. Исходя из результатов обследования, на занятиях в кружке осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку. Если у ребенка нарушения звукопроизношения, параллельно с педагогом с этим ребенком занимается логопед, что позволяет ребенку успешно обучаться и развиваться.
В программе выделяется общая задача – предметом изучения становится речь, а не обозначаемые в речи предметы. Ее решение начинается с занятий по звуковой культуре речи, в частности, по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения.
В соответствии с этим, одна из основных целей подготовки к обучению грамоте – ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом, качественно совершенствую развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями, а также знакомя их с графическим изображением букв.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Образовательные:
• Формирование и развитие фонематического слуха
• Развитие произносительных умений
• Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией
• Знакомство со слоговой структурой слова
• Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
• Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
• Расширение словарного запаса детей
• Формирование и развитие звуко- буквенного анализа
• Подготовка руки ребёнка к письму
Ознакомление детей со звуковым строением слова
Развивающие:
• Развитие слухового восприятия
• Развитие графических навыков
• Развитие мелкой моторики
• Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
• Воспитание умения работать
• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
• Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
1год - развитие звуковой культуры и фонематического слуха.
2год - развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
- формирование графических навыков
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты но и всё последующее усвоение языка» ( Д.Б. Эльконин)
- Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Театрализация
- Рисование
Рабочая программа по раннему обучению чтению на 2013-2014 учебный год составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве» / М., Изд. «Ювента; 2010г. Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей 5-7 летнего возраста
Рабочая программа составлена из расчёта 1 раз в неделю продолжительностью не более 25-30 минут (33 в год).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
Программа на учебный год:
- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
- Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование).
- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.
- Учить писать слова с помощью графических изображений.
- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
- Учить соотносить звук и букву.
- Учить писать слова, предложения печатными буквами.
- Учить проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
- Познакомить с термином «предложение».
- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
- Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.
- Учить записывать предложение условными обозначениями.
- Способствовать развитию графических навыков.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
№ п/п | Тема занятия | Методические приемы |
Сентябрь | ||
Вводное занятие. Звук и буква «А». | Графическое изображение. Написание буквы в клетке. | |
Звук и буква «О». | Рисование крючков. Игра «Соедини правильно» | |
Октябрь | ||
Звук и буква «У». | Графическое изображении. Игра «Схема-слово». | |
Звук и буква «Э». | Графическое изображение. Игра «Слово-схема». | |
Звук и буква «Ы». | Написание буквы в клетке. Игры: «Закончи предложение», «Напиши правильно». | |
Написание и чтение слов «ау», «уа». | Игра «Звуки и буквы». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся» | |
Ноябрь | ||
Звук и буква «Л». | Написание буквы и чтение слогов. Игра «Загадки и отгадки | |
Звук и буква «М». | ». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Схема-слово». | |
Звук и буква «Н». | Чтение слогов, знакомство с предложением. Игра «Закрась правильно». | |
Звук и буква «Р». | Написание буквы и чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». | |
Декабрь | ||
Буква «Я». | Чтение слогов, слов и их графическая запись. Игра «Напиши правильно». | |
Буква «Ю». | Чтение слогов. Игра «Как зовут девочку». | |
Буква «Е». Буква «Ё». | Игры: «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались». Составление предложения и его графическая запись. Игра «Соедини правильно». | |
Звук и буква «И». | Игра «Определи место звука в слове». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно» | |
Январь | ||
Звук «К-К’». | Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Узнай, какой звук потерялся» | |
Звук «Г-Г’». | Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Узнай, какой звук потерялся» | |
Звук «Т-Т’». | Чтение слогов, слов и предложений. », «Буквы рассыпались». Составление предложения и его графическая запись. | |
Звук «Д-Д’». | Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Узнай, какой звук потерялся» | |
Февраль | ||
Звук «В-В’». | Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». Игра «Определи место звука в слове». | |
Звук «Ф-Ф’». | Чтение слогов, слов и предложений. », «Буквы рассыпались». Составление предложения и его графическая запись. | |
Звук «З-З’». | Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». Игра «Определи место звука в слове». | |
Звук «С-С’». | Игра «Определи место звука в слове». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно» | |
Март | ||
Звук «Х-Х’». | Игры «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». | |
Звук и буква «Й». | Игра «Определи место звука в слове, «Какой звук потерялся», «Допиши правильно» | |
Звуки «Б-Б’». | Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». | |
« П-П’». | Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». Игра «Определи место звука в слове». | |
Апрель | ||
Звук и буква «Ж». | . Написание букв. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Звуки и буквы «Ч-Щ». Фонетический разбор слов. | |
Звук и буква «Ш» | Написание букв. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Звуки и буквы «Ч-Щ». Фонетический разбор слов | |
Звук и буква «Ц». | Чтение слогов, стихотворений. «Буквы рассыпались». Звук и буква «Й». Игра «Предмет, схема, слово». | |
Май | ||
Буква «ь». | Фонетический разбор слов. Игра «Допиши слово». Буква «ъ». Игры «Слово, схема», «Найди букву». | |
Закрепление пройденного материала. | Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки» | |
Закрепление пройденного материала. | Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко» | |
Закрепление пройденного материала. | Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворений, знакомство с алфавитом. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу учебного года ребёнок должен:
- знать буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
- определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат);
- уметь записывать слово условными обозначениями, буквами.
- соотносить звук и букву:
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
-проводить звуковой анализ слов;
- читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трёх слов, анализировать его.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 год обучения
Программа на учебный год:
- расширять знания и представления детей об окружающем мире;
- учить проводить фонетический разбор слова;
- закреплять умение соотносить звук и букву;
- учить читать слова, стихотворения , тексты;
- учить разгадывать ребусы, кроссворды;
- учить писать слова, предложения печатными буквами;
- познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму;
- способствовать развитию логического мышления;
- формировать умение понимать прочитанный текст;
- развивать интерес и способность к чтению;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями;
- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
№ п/п | Тема занятия | Методические приемы |
Сентябрь | ||
«Звуки и буквы» | Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно», игры «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами» | |
«Звуки и буквы» | Закрепление. Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки .Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно». | |
Октябрь | ||
«Слова и слоги» | Чтение пословиц, игровое упражнение «Соедини правильно», «Кто в каком домике живет?» | |
«Предложение, графические навыки» | Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку | |
«В мире книг» | Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование Колобка в тетради в клетку | |
«Овощи». | Игровое упражнение. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку. | |
Ноябрь | ||
«Фрукты». | Игровое упражнение «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку. | |
«Осень» | Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листьев в тетради в клетку. | |
«Домашние животные» | Разгадывание кроссворда, чтение рассказа К.Д.Ушинского «Кот Васька», рисование кошки в тетради в клетку, игровое упражнение «Допиши предложение» | |
«Дикие животные». | Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку. | |
Декабрь | ||
«Сказки» | Чтение отрывка из рассказа Ю.Коваля, игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку. | |
«Зима» | Чтение загадок, рассказов о зиме, составление предложений по картинкам, рисование снежинок в тетради в линейку. | |
«Новый год» | Чтение стихотворений, составление рассказов по серии сюжетных картинок, рисование елочных шаров в тетради в линейку, игровое упражнение «Напиши правильно» | |
Январь | ||
«Транспорт» | Игровое упражнение «Напиши правильно», «Соедини правильно» чтение загадок, рисование вагончиков в тетради в линейку. | |
«Игрушки» | Игровое упражнение «Напиши правильно», « Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради. | |
«Профессии» | Игровое упражнение «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно».Соотнесение звука и буквы. | |
Февраль | ||
«Музыкальные инструменты» | Чтение стихотворений о музыке и музыкальных инструментов. «Напиши правильно». | |
«Природные явления» | . Чтение пословиц, стихотворений о природных явлениях, игровое упражнение «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы. | |
«Лес» | Чтение рассказов, загадок о деревьях, игровое упражнение «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку | |
«Птицы» | Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К.Д.Ушинского «Дятел», рисование птиц в тетради в линейку. | |
Март | ||
«8Марта» | Чтение стихотворения Т.Шорыгиной, написание поздравлений женщинам и рисование для них букетов цветов. | |
«Весна» | Чтение загадок, рассказа Н.Сладкова «Весенние радости», игровое упражнение «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку. | |
«Насекомые» | Разгадывание кроссворда. Игровое упражнение «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку. | |
«Цветы» | Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Раскрась правильно»,рисование тюльпанов в тетради в линейку. | |
Апрель | ||
«Грибы» | Чтение стихов и отгадывание загадок. « Выполнить штриховку»,рисование грибов . | |
«Ягоды» | Чтение стихов и рассказов о ягодах. «Раскрась и соедини правильно». | |
«Ребусы», «Кроссворды» | Разгадывание ребусов и кроссвордов | |
Май | ||
«Лето» | Чтение загадок и рассказа о лете, игровые упражнения «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование ягод в тетради в линейку. | |
«Скоро в школу» | Чтение стихотворений и пословиц о школе, игровое упражнение «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов. | |
Повторение. | Закрепление. | |
Повторение. | Закрепление. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу учебного года ребёнок должен:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывать слова, предложения печатными буквами;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисовать предметы в тетради в линейку.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Для педагога:
1. Программа « От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.
2 . Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!»/ Санкт- Петербург, «Детство-пресс», 2010г.
3. Е.В.Колесникова «Весёлая грамматика для детей 5-7 лет», раб.тетрадь /М., Изд.ЮВЕНТА 2008г.
4. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
5. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.
6. «Изучаем грамоту» Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Т., Щербинина С.В./ г. Киров, ОАО «Дом печати- ВЯТКА»,2012г. Тетради с заданиями для развития детей в 2 частях.
Для детей:
Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...