Конспект занятия по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема: "Прогулка по осеннему лесу".
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Программное содержание:

Образователные задачи:

1.Познакомить детей с гласными  звуками А, О, У, показать их артикуляцию. Учить произносить звуки  изолированно, в слогах, в словах.

2.Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи;  умение говорить четко,  громко, неторопливо.

3.Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звуков А, О, У в словах.

Развивающие задачи:

4.Развивать  речевое дыхание, формировать правильную артикуляцию.

5.Развивать воображение, память, внимание.

6.Развивать связную речь, ее выразительность.

7.Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.

8.Формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

Воспитательные задачи:

9.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Знакомство с гласными звуками А,О, У, четкое произношение и характеристика звуков. Учить определять наличие звуков в словах. Развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук. Уточнить представления детей об осенних изменениях в природе, развивать связную речь.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу. Занятие начинаем с стихотворения-приветствия:

Здравствуй, солнышко-дружок!

Здравствуй, носик - пятачок!

Здравствуйте, глазки!

Здравтсвуйте, щечки!

Губками почмокаем: чмок-чмок-чмок!

Зубками пощёлкаем (стучим зубами)!

Руки вверх подняли, ими помахали

И сказали:"Здравствуйте!"

Дети садятся на стулья.

Педагог:  Ребята, давайте разбудим нашего язычка. Откройте двери, чтобы язычок смог выглянуть (Рот открыть - закрыть). К язычку пришли в гости разные звери, покажем их (улыбаемся, зубы сомкнуты). Чтобы звери были добрыми, погладим их (языком проводим по верхним и нижним зубам). Чтобы звери обрадовались подарим им шарики (Щёки надуть и надавить на них пальцем).

Педагог: Вот язычок проснулся и пошел гулять в лес. Посмотрите, что изменилось в лесу?

Дети рассказывают с помощью картинок об осенних приметах.

Педагог: Давайте мы с вами тоже попадем в осенний лес. Для этого превратимся в осенние листочки.

Осенние листочки на ветках сидят. - Руки на поясе, повороты туловищем

Осенние листочки на деток глядят. - Упражнение пружинка

Ветер дунул - полетели. - Руки вверх, помахали

Летели, летели и на землю тихо сели. - присесть.

Осенние листочки на земле лежат.

Осенние листочки детям говорят:

О-О-О-Осиновый говорит:

Дети повторяют звук "А"

Ряби-и-и-иновый говорит:

Дети повторяют звук "И"

Берё-ё-ё-ёзовый говорит:

Дети повторяют звук " О"

Ду-у-убовый говорит:

Дети повторяют звук "У".

Дети садятся на стулья.

Педагог: Ребята, какие звуки вы повторяли со мной!

Дети: Звуки "А", "О", "И", "У".

Педагог: Что нам помогает произносить звуки?

Дети: Звуки нам помогает произносить наше горло, голос, рот.

Педагог: Посмотрите, в осеннем лесу стоит домик. Какого он цвета?

Дети: Красного.

Педагог: давайте постучим, чтобы узнать, кто живет в домике.

Педагог сопровождает дальнейший рассказ, демонстрируя фигурок человечков в красной одежде с артикуляцией этих гласных звуков.

Педагог: Жили-были маленькие человечки. Звали их Звуки. Эти звуки умели петь песниОни открывали ротик широко, чтобы голос выходил свободно и песни звучали чётко. Пели они голосисто и назвали их - Гласные звуки. А чтобы в лесу не потерятся, они носили красную одежду и  домик свой покрасили в красный цвет. Так жили-не тужили. Однажды появился в лесу злой Звукоежка, который стал охотится на них. Вышли гласные звуки гулять, а тут Звукоежка подстерегает их в кустах. Может их поймать. Давайте спасем гласные звуки. Закроем ладошкой звук, песню которого услышите ладошкой.

Игра"Закрой звук"

Педагог: Молодцы ребята. Спасли звуки. Они благополучно добрались до дома. А Звукоежка обиделся и ушёл в свою пещеру.

Далее игра "Сундук"

Педагог: Туки-туки-туки-тук, у меня есть сундук.

Дети: Туки-туки-туки-тук, открывай свой сундук.

Педагог: В моем сундуке лежат подарки для Гласных звуков. Послушайте слова, в которых звучат песенки гласных звуков. Чью песенку услышите, тому Гласному звуку и подарите его.

Педагог вносит игру ёжика: Ребята, нам уже пора возвращаться. Но как найти дорогу. Слышите, кто-то фырчит в кустах. Это ёжик. Он знает все тропинки в лесу. А чем занят ёж в осеннем лесу.

Дети: Ёжик собирает листья в свою норку, потому что он ложится в зимнюю спячку.

Игра на определение места гласных звуков в словах. Дети работают с раздаточным материалом: полоски, разделенные на три части (начало, середина, и конец слова) и картинка ёжика.

Педагог: Ходит ёжик вдоль дорожек.

Ищет ёжик звук А в слове арбуз и т.д.

Педагог: Вот и вышли мы из леса. Скажите, как называются звуки, с которыми мы познакомились. Каким цветом их обозначаем. Как произносим гласные звуки?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_zvukovogo.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию звукового анализа и обучению грамоте.

Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Программное содержание: 

Образователные задачи:

1.Познакомить детей с гласными  звуками А, О, У, показать их артикуляцию. Учить произносить звуки  изолированно, в слогах, в словах.

2.Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи;  умение говорить четко,  громко, неторопливо.

3.Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звуков А, О, У в словах.

Развивающие задачи:

4.Развивать  речевое дыхание, формировать правильную артикуляцию.

5.Развивать воображение, память, внимание.

6.Развивать связную речь, ее выразительность.

7.Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.

8.Формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

Воспитательные задачи:

9.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Знакомство с гласными звуками А,О, У, четкое произношение и характеристика звуков. Учить определять наличие звуков в словах. Развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук. Уточнить представления детей об осенних изменениях в природе, развивать связную речь.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу. Занятие начинаем с стихотворения-приветствия:

Здравствуй, солнышко-дружок!

Здравствуй, носик - пятачок!

Здравствуйте, глазки!

Здравтсвуйте, щечки!

Губками почмокаем: чмок-чмок-чмок!

Зубками пощёлкаем (стучим зубами)!

Руки вверх подняли, ими помахали

И сказали:"Здравствуйте!"

Дети садятся на стулья.

Педагог:  Ребята, давайте разбудим нашего язычка. Откройте двери, чтобы язычок смог выглянуть (Рот открыть - закрыть). К язычку пришли в гости разные звери, покажем их (улыбаемся, зубы сомкнуты). Чтобы звери были добрыми, погладим их (языком проводим по верхним и нижним зубам). Чтобы звери обрадовались подарим им шарики (Щёки надуть и надавить на них пальцем).

Педагог: Вот язычок проснулся и пошел гулять в лес. Посмотрите, что изменилось в лесу?

Дети рассказывают с помощью картинок об осенних приметах.

Педагог: Давайте мы с вами тоже попадем в осенний лес. Для этого превратимся в осенние листочки.

Осенние листочки на ветках сидят. - Руки на поясе, повороты туловищем

Осенние листочки на деток глядят. - Упражнение пружинка

Ветер дунул - полетели. - Руки вверх, помахали

Летели, летели и на землю тихо сели. - присесть.

Осенние листочки на земле лежат.

Осенние листочки детям говорят:

О-О-О-Осиновый говорит:

Дети повторяют звук "А"

Ряби-и-и-иновый говорит:

Дети повторяют звук "И"

Берё-ё-ё-ёзовый говорит:

Дети повторяют звук " О"

Ду-у-убовый говорит:

Дети повторяют звук "У".

Дети садятся на стулья.

Педагог: Ребята, какие звуки вы повторяли со мной!

Дети: Звуки "А", "О", "И", "У".

Педагог: Что нам помогает произносить звуки?

Дети: Звуки нам помогает произносить наше горло, голос, рот.

Педагог: Посмотрите, в осеннем лесу стоит домик. Какого он цвета?

Дети: Красного.

Педагог: давайте постучим, чтобы узнать, кто живет в домике.

Педагог сопровождает дальнейший рассказ, демонстрируя фигурок человечков в красной одежде с артикуляцией этих гласных звуков.

Педагог: Жили-были маленькие человечки. Звали их Звуки. Эти звуки умели петь песниОни открывали ротик широко, чтобы голос выходил свободно и песни звучали чётко. Пели они голосисто и назвали их - Гласные звуки. А чтобы в лесу не потерятся, они носили красную одежду и  домик свой покрасили в красный цвет. Так жили-не тужили. Однажды появился в лесу злой Звукоежка, который стал охотится на них. Вышли гласные звуки гулять, а тут Звукоежка подстерегает их в кустах. Может их поймать. Давайте спасем гласные звуки. Закроем ладошкой звук, песню которого услышите ладошкой.

Игра"Закрой звук"

Педагог: Молодцы ребята. Спасли звуки. Они благополучно добрались до дома. А Звукоежка обиделся и ушёл в свою пещеру.

Далее игра "Сундук"

Педагог: Туки-туки-туки-тук, у меня есть сундук.

Дети: Туки-туки-туки-тук, открывай свой сундук.

Педагог: В моем сундуке лежат подарки для Гласных звуков. Послушайте слова, в которых звучат песенки гласных звуков. Чью песенку услышите, тому Гласному звуку и подарите его.

Педагог вносит игру ёжика: Ребята, нам уже пора возвращаться. Но как найти дорогу. Слышите, кто-то фырчит в кустах. Это ёжик. Он знает все тропинки в лесу. А чем занят ёж в осеннем лесу.

Дети: Ёжик собирает листья в свою норку, потому что он ложится в зимнюю спячку.

Игра на определение места гласных звуков в словах. Дети работают с раздаточным материалом: полоски, разделенные на три части (начало, середина, и конец слова) и картинка ёжика.

Педагог: Ходит ёжик вдоль дорожек.

Ищет ёжик звук А в слове арбуз и т.д.

Педагог: Вот и вышли мы из леса. Скажите, как называются звуки, с которыми мы познакомились. Каким цветом их обозначаем. Как произносим гласные звуки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная НОД для детей 6-7 лет по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема : «Звук [ЙОТ]. Буква «Й».

Уважаемые коллги!Предлагаю Вашему вниманию конспект коррекционной НОД для детей 6-7 лет, посещающих подготовительную к школе группу для детей с ТНР. Форма организации: фронтальная....

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе: «Поиски клада"

Дифференциация звуков (С) и Ш) ,учить детей различать на слух и в произношении звуки «С» и «Ш», определять местоположение звуков в слове.-продолжать учить подбирать р...

Конспект занятия по формированию звукового анализа в старшей группе у детей с ТНР "Дифференциация звуков М-Н"

Занятие по формированию фонематического восприятия и звукового анализа у детей с ТНР...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Однажды в осеннем лесу

Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «Однажды в осеннем лесу» Цель: Закрепление представлений детей о количестве и длине предметов Задачи:- закрепить использование понятий &laqu...

Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи( средняя группа). Звук "У"

Вашему вниманию представлен конспект  занятия по формированию звуковой  стороны  речи в средней группе. Особенность  этого  занятия  в  том,  что  в него в...

Конспект занятия по формированию звукового анализа и синтеза в подготовительной к школе группе "Звуки Д-Дь. Буква Д"

Конспект занятия по формированию звукового анализа и синтеза "Звуки Д-Дь. Буква Д". Обучение чтению с помощью пособия Е. Косиновой "Пишем вместе с логопедом" ...