Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Однажды в осеннем лесу
методическая разработка по математике (младшая группа)

Маракулина Ольга Олеговна

Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «Однажды в осеннем лесу»

 

Цель: Закрепление представлений детей о количестве и длине предметов

 

Задачи:

- закрепить использование понятий «один», «много», «ни одного», «поровну»;

- учить сравнивать предметы по длине, используя понятия «длинный», «короткий», «длиннее», «короче»;

- повторить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг;

- повторить особенности повадок лесных животных осенью;

- вспомнить названия некоторых цветов;

- развивать умения отвечать на вопросы воспитателя;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе, вызывать желание приходить на выручку.

 

Интеграция областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие

 

Оборудование:

 

На доске: Изображения медведя, ежа, белки, лисы зайца. Вырезанные фигуры ёлочек и «осенних» деревьев. 4 полоски из картона: зеленая и красная длинные, синяя и желтая короткие. (См. Приложение 1)

На первом столе: Грибочки по количеству детей, пустая корзинка.

На втором столе: Лист картона с вырезанными фигурами: большие и маленькие круги, квадраты, треугольники.

На третьем столе или передвижной магнитной доске: Лист, на котором нарисованы 5 зайцев и 1 лиса, пять картонных ёлок. (См. Приложение 1)

На рабочих местах: раздаточный материал: по три треугольника, 3-4 круга, 3-4 квадрата на каждого ребенка.

Запись звуков леса.

 

Ход:

Дети сидят полукругом. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать запись. Включается запись звуков леса. В это время на магнитную доску прикрепляются силуэты «осенних» деревьев и леса.

В.: Ребята, что вы слышите?

Дети: Поют птицы, шелестят листья, дует ветер, стрекочут кузнечики.

В.: Открывайте глаза и посмотрите на доску: мы с вами очутились в лесу, в осеннем лесу. Давайте будем приветливы и любезны. И уж если оказались в лесу,\поздороваемся с природой. Произносите вместе со мной и машите по очереди то правой, то левой рукой:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуйте, люди!

Здравствуйте, звери!

Белки, лисицы, зайки, медведи!

            Воспитатель переворачивает изображение медведя, прикрепленное на магнитной доске, лицевой стороной к детям.

Медведь (воспитатель голосом медведя): Кто это здесь расшумелся? Мне уже спать пора, а вы мне мешаете?

В.: Это мы, ребята младшей группы. Извини нас, Мишка, мы не хотели тебе мешать. Мы случайно попали в осенний лес, а теперь ищем дорогу в детский сад. Не поможешь нам?

Медведь: Ну хорошо. Только и вы мне помогите. Будет порядок перед моей берлогой, и я спокойно усну. Смотрите, сколько здесь грибов, надо бы их собрать.

            На столе стоят фигурки грибов по количеству детей и корзинка.

В.: Конечно, поможем, Мишка. Ребята, сколько грибов на полянке?

Дети: Много.

В.: А сколько корзинок, чтобы их собрать?

Дети: Одна.

В.: Возьмите, пожалуйста, по одному грибу и положите в корзинку.

            Дети по очереди выполняют задание. Воспитатель спрашивает детей: сколько грибов взял в руку (один), сколько грибов положил в корзинку (один), сколько грибов стало в корзинке (много), сколько грибов осталось на полянке (ни одного).

Медведь: Вот и порядок, я могу спокойно спать всю зиму. А вы отправляйтесь вот по этой дорожке.

В.: Спасибо тебе, Медведь. Ребята, скажите, по какой дорожке мы пойдем? Какого она цвета? А длины?

Дети: Эта дорожка зеленого цвета. Она длинная.

В.: Всё правильно. Кто это нас встречает в конце этой длинной дорожки?

            Воспитатель переворачивает изображение ежа.

Дети: Это ёжик.

В.: Здравствуй, ёжик. А что ты такой грустный.

Ёжик: Здравствуйте, ребята. Я так же, как и медведь, осенью впадаю в спячку и сплю всю зиму. Вот только моё одеяло из-за колючек на моей спине совсем порвалось, и я никак не могу уснуть.

В.: Не переживай так, ёжик, мы тебе поможем. Правда, ребята?

Дети: Да

            Воспитатель показывает детям лист картона («одеяло») с вырезанными на нём дырками в виде геометрических фигур: маленькие и большие круг, квадрат, треугольник. Также рядом выкладывает эти геометрические фигуры. Дети подбирают нужную заплатку к каждой дырке. В это время воспитатель спрашивает, какую фигуру взяли, какого она размера, какого цвета.

Ёжик: Спасибо вам, ребята. Как здорово у вас получилось. Под таким замечательным одеялом я очень быстро и крепко усну, и всю зиму мне будут сниться только добрые и хорошие сны.

В.: Рады были помочь. Ёжик, подскажи, куда дальше нам идти.

Ёжик: Вот по этой дорожке.

В.: Катя, какую дорожку нам показал ёжик? Длинную или короткую? А какого цвета?

Дети: Ёжик показал короткую дорожку синего цвета.

В.: Смотрите, в конце этой дорожки, тоже кто-то сидит. (Воспитатель переворачивает изображение белки)

Дети: Это белка.

В.: Да это белка. Ребята, а белки осенью и зимой тоже спят, как медведи и ежи?

Дети: Нет

В.: Правильно, молодцы. Белки не впадают в спячку осенью. Осенью их шубка меняется с рыжей на серую и более густую, теплую. Всю зиму они прыгают по веткам, ищут свои осенние припасы. Давайте, поможем белочке согреться.

Проводится физкультминутка «Белкам холодно сидеть»

Белкам холодно сидеть:      (Присесть)

Надо лапочки погреть         (Встать выпрямиться)

Лапки вверх,                        (Поднять руки вверх)

Лапки вниз,                           (Опустить руки вниз)

На носочки поднимись,      (Встать на носочки)

Лапки ставим на бочок,      (Руки поставить на бока)

На носочках скок-скок-скок! (Прыгать на носочках)

В.: Вот мы с белочками и погрелись. Давайте пойдем дальше. Ой, посмотрите, тут не одна, а две. Какого они цвета?

Дети: Красная и желтая дорожки.

В.: Ребята, эти дорожки отличаются друг от друга не только по цвету, но и по длине. Какая из дорожек длинная, а какая короткая?

Дети: Красная дорожка длинная, а желтая дорожка короткая.

В.: Правильно. Мы можем сказать, что красная дорожка длиннее желтой. Посмотрите внимательно. (воспитатель выкладывает дорожки одна над другой для наглядного сравнения их длины) А как мы это узнали?

Дети: Положили эти дорожки рядом, одна над другой.

В.: Молодцы.

            Воспитатель переворачивает изображения зайца и лисы.

В.: Смотрите, здесь нас ждут лиса и заяц. Ребята, они тоже как белки зимой не спят. Их шубка осенью становится густая, теплая, а у зайцев меняет цвет с серого на белый. Зайцы осенью и зимой едят веточки, кору деревьев, а вот лиса может и зайца поймать. Давайте немного поможем зайцу и его друзьям, другим зайцам, спрятаться от лисы.

            Воспитатель показывает детям лист, на котором нарисованы пять зайцев и одна лиса. Детям выдаются пять елочек, вырезанных из картона. Дети накладывают ёлочки на зайчиков («прячут» зайцев от лисы).

Воспитатель спрашивает и помогает с ответами, если дети затрудняются ответить: Сколько зайцев на полянке? (дети: много) А сколько лис? (одна) Всем ли зайцам хватило по ёлке, чтобы укрыться от лисы? (всем) Значит, сколько у нас ёлок и зайцев? (одинаково; ёлок столько же, сколько зайцев)

В.: Смотрите, ребята, все зайцы укрылись под ёлками и лиса осталась ни с чем. Ой, но и дорожки все закончились. Надеюсь, мы не заблудимся и вовремя вернемся в детский сад. Вы же справлялись со всеми заданиями в лесу, осталось только одно. Присаживайтесь за столы. Посмотрите, как много здесь разных геометрических фигур.

            Дети усаживаются за столы. Перед ними раздаточный материал: треугольники, квадраты, круги.

В.: Ребята, сейчас мы с вами сами построим себе дорожку до детского сада через лес и болото. В лесу у нас растут ёлки. Из каких фигур мы можем построить ёлки?

Дети: Из треугольников.

            Дети строят из треугольников ёлки.

В.: А сейчас наш путь пойдет через болото, и мы будем передвигаться по кочкам. Какая геометрическая фигура похожа на кочку?

Дети: Круг похож на кочку.

            Дети выкладывают круги-кочки.

В.: Ну и в самом конце мы пойдем по ровной прямой дорожке. Какие фигуры у нас остались?

Дети: Квадраты.

            Воспитатель предлагает выложить дорожку из квадратов, дети выполняют задание.

В.: Молодцы. Вот мы и добрались до нашего детского сада. Вам понравилось наше небольшое путешествие?

Дети: Да.

Рефлексия

В.: А кто нам сегодня помогал?

Дети: Медведь, ёж, белка, зайцы.

В.: Да, они показывали нам разные дорожки. Какие?

Дети: Длинные и короткие.

В.: А еще мы сами себе строили дорожку, и ёлки и кочки, а из чего?

Дети: Из разных фигур: дорожку – из квадратов, ёлки – из треугольников, кочки – из кругов.

В.: Вы сегодня очень здорово справлялись со всеми заданиями, выполняли всё дружно, приходили на помощь тем, кто просил о ней.

 

 

Приложение 1

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_femp_v_mladshey_gruppe_odnazhdy_v_osennem_lesu.docx550.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «Однажды в осеннем лесу»

Цель: Закрепление представлений детей о количестве и длине предметов

Задачи:

- закрепить использование понятий «один», «много», «ни одного», «поровну»;

- учить сравнивать предметы по длине, используя понятия «длинный», «короткий», «длиннее», «короче»;

- повторить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг;

- повторить особенности повадок лесных животных осенью;

- вспомнить названия некоторых цветов;

- развивать умения отвечать на вопросы воспитателя;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе, вызывать желание приходить на выручку.

Интеграция областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие

Оборудование:

На доске: Изображения медведя, ежа, белки, лисы зайца. Вырезанные фигуры ёлочек и «осенних» деревьев. 4 полоски из картона: зеленая и красная длинные, синяя и желтая короткие. (См. Приложение 1)

На первом столе: Грибочки по количеству детей, пустая корзинка.

На втором столе: Лист картона с вырезанными фигурами: большие и маленькие круги, квадраты, треугольники.

На третьем столе или передвижной магнитной доске: Лист, на котором нарисованы 5 зайцев и 1 лиса, пять картонных ёлок. (См. Приложение 1)

На рабочих местах: раздаточный материал: по три треугольника, 3-4 круга, 3-4 квадрата на каждого ребенка.

Запись звуков леса.

Ход:

Дети сидят полукругом. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать запись. Включается запись звуков леса. В это время на магнитную доску прикрепляются силуэты «осенних» деревьев и леса.

В.: Ребята, что вы слышите?

Дети: Поют птицы, шелестят листья, дует ветер, стрекочут кузнечики.

В.: Открывайте глаза и посмотрите на доску: мы с вами очутились в лесу, в осеннем лесу. Давайте будем приветливы и любезны. И уж если оказались в лесу,\поздороваемся с природой. Произносите вместе со мной и машите по очереди то правой, то левой рукой:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуйте, люди!

Здравствуйте, звери!

Белки, лисицы, зайки, медведи!

        Воспитатель переворачивает изображение медведя, прикрепленное на магнитной доске, лицевой стороной к детям.

Медведь (воспитатель голосом медведя): Кто это здесь расшумелся? Мне уже спать пора, а вы мне мешаете?

В.: Это мы, ребята младшей группы. Извини нас, Мишка, мы не хотели тебе мешать. Мы случайно попали в осенний лес, а теперь ищем дорогу в детский сад. Не поможешь нам?

Медведь: Ну хорошо. Только и вы мне помогите. Будет порядок перед моей берлогой, и я спокойно усну. Смотрите, сколько здесь грибов, надо бы их собрать.

        На столе стоят фигурки грибов по количеству детей и корзинка.

В.: Конечно, поможем, Мишка. Ребята, сколько грибов на полянке?

Дети: Много.

В.: А сколько корзинок, чтобы их собрать?

Дети: Одна.

В.: Возьмите, пожалуйста, по одному грибу и положите в корзинку.

        Дети по очереди выполняют задание. Воспитатель спрашивает детей: сколько грибов взял в руку (один), сколько грибов положил в корзинку (один), сколько грибов стало в корзинке (много), сколько грибов осталось на полянке (ни одного).

Медведь: Вот и порядок, я могу спокойно спать всю зиму. А вы отправляйтесь вот по этой дорожке.

В.: Спасибо тебе, Медведь. Ребята, скажите, по какой дорожке мы пойдем? Какого она цвета? А длины?

Дети: Эта дорожка зеленого цвета. Она длинная.

В.: Всё правильно. Кто это нас встречает в конце этой длинной дорожки?

        Воспитатель переворачивает изображение ежа.

Дети: Это ёжик.

В.: Здравствуй, ёжик. А что ты такой грустный.

Ёжик: Здравствуйте, ребята. Я так же, как и медведь, осенью впадаю в спячку и сплю всю зиму. Вот только моё одеяло из-за колючек на моей спине совсем порвалось, и я никак не могу уснуть.

В.: Не переживай так, ёжик, мы тебе поможем. Правда, ребята?

Дети: Да

        Воспитатель показывает детям лист картона («одеяло») с вырезанными на нём дырками в виде геометрических фигур: маленькие и большие круг, квадрат, треугольник. Также рядом выкладывает эти геометрические фигуры. Дети подбирают нужную заплатку к каждой дырке. В это время воспитатель спрашивает, какую фигуру взяли, какого она размера, какого цвета.

Ёжик: Спасибо вам, ребята. Как здорово у вас получилось. Под таким замечательным одеялом я очень быстро и крепко усну, и всю зиму мне будут сниться только добрые и хорошие сны.

В.: Рады были помочь. Ёжик, подскажи, куда дальше нам идти.

Ёжик: Вот по этой дорожке.

В.: Катя, какую дорожку нам показал ёжик? Длинную или короткую? А какого цвета?

Дети: Ёжик показал короткую дорожку синего цвета.

В.: Смотрите, в конце этой дорожки, тоже кто-то сидит. (Воспитатель переворачивает изображение белки)

Дети: Это белка.

В.: Да это белка. Ребята, а белки осенью и зимой тоже спят, как медведи и ежи?

Дети: Нет

В.: Правильно, молодцы. Белки не впадают в спячку осенью. Осенью их шубка меняется с рыжей на серую и более густую, теплую. Всю зиму они прыгают по веткам, ищут свои осенние припасы. Давайте, поможем белочке согреться.

Проводится физкультминутка «Белкам холодно сидеть»

Белкам холодно сидеть:         (Присесть)

Надо лапочки погреть        (Встать выпрямиться)

Лапки вверх,                        (Поднять руки вверх)

Лапки вниз,                        (Опустить руки вниз)

На носочки поднимись,        (Встать на носочки)

Лапки ставим на бочок,        (Руки поставить на бока)

На носочках скок-скок-скок! (Прыгать на носочках)

В.: Вот мы с белочками и погрелись. Давайте пойдем дальше. Ой, посмотрите, тут не одна, а две. Какого они цвета?

Дети: Красная и желтая дорожки.

В.: Ребята, эти дорожки отличаются друг от друга не только по цвету, но и по длине. Какая из дорожек длинная, а какая короткая?

Дети: Красная дорожка длинная, а желтая дорожка короткая.

В.: Правильно. Мы можем сказать, что красная дорожка длиннее желтой. Посмотрите внимательно. (воспитатель выкладывает дорожки одна над другой для наглядного сравнения их длины) А как мы это узнали?

Дети: Положили эти дорожки рядом, одна над другой.

В.: Молодцы.

        Воспитатель переворачивает изображения зайца и лисы.

В.: Смотрите, здесь нас ждут лиса и заяц. Ребята, они тоже как белки зимой не спят. Их шубка осенью становится густая, теплая, а у зайцев меняет цвет с серого на белый. Зайцы осенью и зимой едят веточки, кору деревьев, а вот лиса может и зайца поймать. Давайте немного поможем зайцу и его друзьям, другим зайцам, спрятаться от лисы.

        Воспитатель показывает детям лист, на котором нарисованы пять зайцев и одна лиса. Детям выдаются пять елочек, вырезанных из картона. Дети накладывают ёлочки на зайчиков («прячут» зайцев от лисы).

Воспитатель спрашивает и помогает с ответами, если дети затрудняются ответить: Сколько зайцев на полянке? (дети: много) А сколько лис? (одна) Всем ли зайцам хватило по ёлке, чтобы укрыться от лисы? (всем) Значит, сколько у нас ёлок и зайцев? (одинаково; ёлок столько же, сколько зайцев)

В.: Смотрите, ребята, все зайцы укрылись под ёлками и лиса осталась ни с чем. Ой, но и дорожки все закончились. Надеюсь, мы не заблудимся и вовремя вернемся в детский сад. Вы же справлялись со всеми заданиями в лесу, осталось только одно. Присаживайтесь за столы. Посмотрите, как много здесь разных геометрических фигур.

        Дети усаживаются за столы. Перед ними раздаточный материал: треугольники, квадраты, круги.

В.: Ребята, сейчас мы с вами сами построим себе дорожку до детского сада через лес и болото. В лесу у нас растут ёлки. Из каких фигур мы можем построить ёлки?

Дети: Из треугольников.

        Дети строят из треугольников ёлки.

В.: А сейчас наш путь пойдет через болото, и мы будем передвигаться по кочкам. Какая геометрическая фигура похожа на кочку?

Дети: Круг похож на кочку.

        Дети выкладывают круги-кочки.

В.: Ну и в самом конце мы пойдем по ровной прямой дорожке. Какие фигуры у нас остались?

Дети: Квадраты.

        Воспитатель предлагает выложить дорожку из квадратов, дети выполняют задание.

В.: Молодцы. Вот мы и добрались до нашего детского сада. Вам понравилось наше небольшое путешествие?

Дети: Да.

Рефлексия

В.: А кто нам сегодня помогал?

Дети: Медведь, ёж, белка, зайцы.

В.: Да, они показывали нам разные дорожки. Какие?

Дети: Длинные и короткие.

В.: А еще мы сами себе строили дорожку, и ёлки и кочки, а из чего?

Дети: Из разных фигур: дорожку – из квадратов, ёлки – из треугольников, кочки – из кругов.

В.: Вы сегодня очень здорово справлялись со всеми заданиями, выполняли всё дружно, приходили на помощь тем, кто просил о ней.


Приложение 1

C:\Users\Оля\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20201113_101206.jpg

C:\Users\Оля\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20201113_101232.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: "Сравнение предметов по ширине "Путешествие на лесную поляну"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Образовательные задачи:-Учить сравнивать два предмета по ширине;-Продолжать сравнивать предметы по длине;-Упражнять в различении и назывании геометрических фигур;-Находить...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные  задачи: Продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные  задачи: Продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ "НАУЧИМ МЫШЕК ПРЯТАТЬСЯ ОТ КОТА"

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕОбразовательные задачи:Совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, увеличив их количество (до трёх);Активизировать  детей в ис...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ "ПОМОЖЕМ ДЕДКЕ САЖАТЬ РЕПКУ"

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:Образовательные задачи: Закреплять умение при сравнении предметов выделять параметры ширины,  использовать в речи слова: шире, уже, разные по ширине, одинаковые...

Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада "Прогулка с колобком" с использованием здоровьесберегающей технологии.

Занятие по ФЭМП в младшей группеВ данном занятии закрепляется умение  детей сравнивать предметы по величине, закрепляется знание основных цветов....

Самоанализ открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе «Прогулка в осенний лес»

Тема: «Большой, маленький. Один, много, ни одного.Цель: Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: размер, количество....