Конспект занятия по формированию звукового анализа и синтеза в подготовительной к школе группе "Звуки Д-Дь. Буква Д"
план-конспект занятия по логопедии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Буква Д. Звуки Д-Дь»
Цель: обучение чтению.
Задачи:
- Дифференциация звуков [Д] –[Д'].
- Знакомство с буквой Д.
- Звуковой анализ слова.
- Развитие графических навыков, профилактика оптической дисграфии.
- Развитие грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных форм им. существительных)
- Чтение слогов, слов с буквой Д.
- Закрепление правил написания предложения.
Оборудование: доска, цветные и простые карандаши, тетради «Пишем вместе с логопедом», предметные картинки (дом, духи, дым, дыня, дети, диван, деньги, десять, дерево, дуб), наборы для составления звуковых схем, слоговые таблицы.
Ход занятия.
- Припоминание изученных гласных звуков и согласных звуков (по командам, дети стоят за стульчиками). Дети делятся на две команды, «гласные» и «согласные», называют звуки.
- Знакомство с буквой Д. Педагог произносит звук [Д].
- Ребята, послушайте, какой звук я произнесу. Повторите его, что делает наш язычок? Правильно, ударяется в верхние зубы, есть преграда для воздуха, значит, это согласный звук.
- Звонкий или глухой согласный звук [Д]? Давайте его ещё раз произнесём.
- Это звонкий согласный.
- Послушайте слоги :да, до, ду, ды, дэ.Звук [Д] в этих слогах звучит твердо. А тепрь послушайте, как звучит его младший брат: дя, ди, дю, де, дё. Звук [Д’]звучит мягко, это мягкий звук.
- Буква Д обозначает два согласных звука, [Д] и [Д’]
- Какими цветами вы раскрасите букву Д в тетради?
Упражнение в тетради «Раскрась букву правильно» (дети раскрашивают букву синим и зелёным карандашом)
-Ребята, жук-буквоед опять съел наши буквы, давайте допишем нужные элементы, чтобы наши буквы Д стали опять красивыми.
Упражнение тетради «Почини букву» (профилактика дисграфии).
- Развитие звукового анализа и синтеза. (Работа в тетради, за столами)
- Ребята, на наших картинках спрятались слова со звуками [Д] и [Д’]. Давайте их найдем.
Упражнение в тетради с сюжетными картинками «Найди слова со звуками [Д], [Д’]», слова: дождь, дыня, дудка, дворник, дома, доски, дверь, десять, дедушка, девочка, динозавр, дерево, дятел.
- Дифференциация звуков [Д] –[Д’] в слогах, словах.
Упражнение «Будь внимательным!». Дети повторяют слоги и слова за педагогом : да-дя, ды-ди, де-дэ, дю-ду, до-дё, да-да-дя, ди-ды-ди, дэ-де-дэ, дя-да-дя, дым-Дима, дам –дядя, Даша- дятел, дыня- десять .
- Динамическая пауза. Речь с движением.
«Поймай слог в ладошку».
Работа над слоговой структурой слова.
Формирование умения делить слова на слоги (дети становятся в круг. Идут по кругу, «прохлопывая» слова, хлопок на каждом слоге слова в такт шагам)
-Давайте вспомним слова в тетради со звуками [Д] и [Д’]и посчитаем, сколько слогов в каждом слове.
Уражнение для рзвития координации речи с движениями рук «Пирожки».
Дети стоят в кругу. Повторяют за педагогом серии слогов со сменой ударения на слоге, руки вытянуты перед собой, на каждый слог «лепят» пирожки, меняя очерёдность правой и левой ладони:
- да-да-да’, да’-да-да, да-да’-да
- ды’-ды-ды, ды-ды-ды’,ды-ды’-ды
- дэ’-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ’, дэ-дэ’-дэ
- до’-до-до, до-до-до’,до-до’-до и т.д.
6.Чтение слогов с буквой Д (слоговые таблицы). Дети садятся за стол. На столах слоговые таблицы.По очереди читают слоги.
7.Упражнение «Найди слова». Работа в тетради (профилактика дисграфии).
Чтение слов в ряду букв опдомбн, хибдыму, овыдубп.
8. Упражнение «Назови ласково». Работа в тетради.
- Измените слова так, чтобы они звучали ласково, дом-домик, дым-дымок, бант-бантик, кот-котик, дуб-дубок,бинт-бинтик. Запишите их в тетрадь.
9.Упражнение «Распутай ниточки». Работа в тетради.
- Распутайте ниточки, расставьте буквы по порядку, запишите слово, и вы узнаете, кого дети видели в зоопарке.
- Какое слово у вас получилось? Кого дети увидели в зоопарке?
- Правильно, удава. Какой звук в этом слове [Д] и [Д’]?
10. Упражнение «Расставь слова по порядку». Работа в тетради с предложением.
- Прочитайте слова: дудка, Димы, у
- Расставьте слова по порядку так, чтобы получилось предложение, и запишите его. У Димы дудка.
- Давайте вспомним правила написания предложения: предложения всегда начинаются с заглавной буквы, слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, в конце предложения ставится точка.
11. Итог. Оценка деятельности детей.
Литература:
Косинова Е.М. « Пишем вместе с логопедом», М.: Махаон, 2018г.
Косинова Е.М.«Логопедический букварь» М.: Махаон, 2015г.
Нищева Н. В. Парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их...
КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».
Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....
Конспект занятия по звуко - буквенному анализу и синтезу, в подготовительной группе.
Звуко-буквенный анализ и синтез, в подготовительной группе. "Путешествие в страну Азбуки"....
Конспект занятия по формированию звукового анализа в старшей группе у детей с ТНР "Дифференциация звуков М-Н"
Занятие по формированию фонематического восприятия и звукового анализа у детей с ТНР...
Конспект занятия по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема: "Прогулка по осеннему лесу".
Программное содержание:Образователные задачи:1.Познакомить детей с гласными звуками А, О, У, показать их артикуляцию. Учить произносить звуки изолированно, в слогах, в слова...
Конспект занятия по профилактике дисграфий и дислексий у дошкольников подготовительной к школе группы "На помощь буквам"
Данный конспект раскрывает разнообразие игровых приемов по профилактике различного вида дисграфий и дислексий у дошкольников...
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Путешествие в страну Звуков и Букв»
Цель: формирование устной речи для выражения своих мыслей и желаний, совершенствовать умение детей строить речевые высказывания в ситуации общения. Задачи:образовательные: формировать фонетико-фо...