КОНСПЕКТ ООД по обучению грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Трофимова Анна Викторовна

Тема: Знакомство со звуковым анализом, на примере слова «Ау»».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 72»

г. Бийск

КОНСПЕКТ ООД

по обучению грамоте в старшей группе

Тема: Знакомство со звуковым анализом, на примере слова «Ау»».

ФИО: Трофимова А. В.

Должность: воспитатель

2017 г.


Схема конспекта занятия

Образовательная область: Обучение грамоте

Возрастная группа: старшая группа

Тема занятия: Знакомство со звуковым анализом, на примере слова «Ау»».

Цель занятия: Познакомить детей со звуковым анализом, на примере слова «Ау».

Задачи занятия:

Упражнять детей в выделении звуков «А» и «У» из слов.

Закрепить знания о предложении, учить слова составлять предложения.

Познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова «ау».

Развивать речевую активность, зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия: указка, осеннее древо, бумажные листья, бумажные грибы, игрушки: белка и зайчик, кукла Маша, квадраты из белого картона  2 шт, мяч,  корзина со смайликами.

  1. Вводная часть

 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

- Вот так!

- Вот так!

- Вот так!

- Вот так!

- Вот так!

- Вот так!

- Вот так!

- Вот так!

- Белочка и зайчик.

- Белка живет в дупле.

- У белки пушистый хвост.

- Белка грызет орешки.

- Зайчик живет в лесу.

- Зайчик убегает от лисы.

- У зайчика серая шубка.

- Звук «А».

- Звук «У».

- О звуках «А» и «У».

- Как живешь?

- А плывешь?

- Как бежишь?

- Вдаль глядишь?

- Ждешь обед?

- Машешь вслед?

- Утром спишь?

- А шалишь?

- Ребята! Мы сегодня отправляемся с вами в сказочный лес. Крутись – вертись – в сказочном лесу очутись.

- Мы пришли в волшебный лес,

Много видим здесь чудес.

Листья под ногами шуршат,

Грибочки под деревьями стоят.

- Посмотрите, кто нас встречает?

- Да, ребята. Это белочка Аня и зайчик Умка. Давайте порадуем белочку Аню и составим предложение, в котором рассказывалось бы что-нибудь о белке.

- Молодцы, а теперь составьте предложение, в котором рассказывалось бы что-нибудь о зайчике.

- Молодцы ребята, сколько предложений придумали. А какой звук слышится первым в слове «Аня».

- Какой в слове «Умка».

- О каких звуках мы сегодня будем говорить?

- Ребята, белочке Ане и зайчику Умке нужно бежать по своим делам. Наступила осень  и им нужно готовиться к зиме, они с нами прощаются. А мы с вами идем дальше гулять по волшебному лесу.

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Дети показывают большие пальцы.

Имитируют плавание.

Бег на месте.

Приставляют к глазам пальцы «биноклем».

Подпирают щеку кулаком.

Машут руками.

Кладут обе руки под щеку.

Хлопают себя по надутым щекам.

Дети поворачиваются вокруг себя.

Дети осматриваются вокруг.

Воспитатель показывает детям игрушку белочки и зайчика.

Воспитатель убирает игрушки.

2. Основная часть занятия.

Деятельность   детей

Деятельность   педагога

Примечание

- Поискать дорогу домой.

- Позвать на помощь.

- Покричать «Ау».

- Ау.

- Ау.

- Нужное.

- Короткое.

- Звук «А».

- Звук «У».

- Звук «А».

- Звук «У».

- Хотим.

- ААУУ.

- ААУУ.

- Арбуз, апельсин, акула, автобус, аист, ананас.

- Утка, улыбка, улитка, укроп, утюг.

- До свидания.

- Ой, ребята слышите, кто-то плачет, интересно, кто же это может быть.

- Мне кажется это под деревом.

- Маша, мне сейчас рассказала, что она с подружками пошла за грибами в лес и заблудилась. И что делать не знает. Ребята, а вы знаете, что делать, если заблудился в лесу?

- Правильно ребята, позвать «Ау». Я предлагаю вам сейчас вместе с Машей поиграть. Маша, ты согласна с нами поиграть?

- Представьте себе, что вы пошли за грибами. Девочки зашли за дерево и не видят, где остальные.

- Вот они присели, посоветовались между собой и решили позвать мальчиков, покричать им.

- Девочки, крикните хором «Ау».

- Молодцы! А мальчики услышали девочек и отвечают им так же «Ау».

- Тоже молодцы!

- Сейчас, я предлагаю вам пройти за столы на свои места вместе с Машей.

- Скажите, пожалуйста, слово «Ау», какое?

- Да правильно, слово короткое, но какое нужное! Многих людей из беды выручило, не дало заблудиться. Ребята, сейчас мы с вами сделаем звуковой анализ слова.

- Внимательно послушайте, как я произнесу это слово.

- Послушайте и скажите: какой первый звук в слове «Ау»?

- Посмотрите, ребята. Я сделаю для этого звука домик.

- А теперь, послушайте  и скажите: какой второй звук в слове «Ау».

- Для звука «У», я сделаю такой же домик, рядом с другим домиком.

- Какой звук живет в первом домике?

- Во втором домике?

- С помощью домиков, я могу прочитать слово «Ау». Первый домик – звук «А», второй домик – звук «У». Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаю слово «Ау».

- Хотите попробовать?

- Сначала посмотрите еще раз внимательно, как я читаю, а потом попробуем вместе. Я веду указкой под первым домиком и произношу звук «А», когда перехожу ко второму домику, начинаю произносить звук «У»: «ААУУ».

- Давайте попробуем вместе с вами.

- А сейчас, кто хочет прочитать самостоятельно? Давай Ксюша. Я веду указкой, а ты читай.

- Молодец, Ксюша.

- Ребята, давайте вернемся в наш волшебный лес и поиграем в мяч.

- Мы с Машей предлагаем вам такую игру.

Становитесь в круг. Игра называется «Назови слово».  Тот, кому я бросила мяч, должен назвать слово, начинающееся на звук «А».

- Молодцы. А теперь, тот, кто поймал мяч, должен назвать слово, начинающееся на звук «У».

- Молодцы ребята. Ну что, Маша ты теперь больше не потеряешься? Маша говорит, она обязательно найдет своих подружек, потому, что она узнала про такое нужное слово «АУ». А еще она узнала много интересного. Она говорит вам большое спасибо. Давайте попрощаемся с ней.

Воспитатель делает вид что прислушивается.

Воспитатель с детьми идут под дерево и находят куклу Машу. Воспитатель берет куклу на руки и делает вид, что разговаривает с ней.

Воспитатель делает вид,  что слушает Машу.

Девочки идут за дерево.

Девочки приседают, делают вид что советуются.

Воспитатель с детьми проходят за столы. Садит Машу.

Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук: ААУУ.

Воспитатель произносит слово, выделяя первый звук: ААу.

Воспитатель прикрепляет к доске квадрат белого цвета.

Воспитатель произносит слово, выделяя второй звук: АУУ.

Воспитатель прикрепляет второй белый квадрат  к доске, рядом с первым.

Воспитатель указкой показывает на первый домик.

Воспитатель указкой показывает на второй домик.

Воспитатель читает слово «Ау», плавно ведя указкой под домиками.

Воспитатель медленно ведет указкой от первой клеточки ко второй и произносит слово.

Дети вместе с воспитателем хором произносят слово «Ау» в соответствии с движением указки под схемой, повторяют 3-4 раза.

Воспитатель ведет указкой от одного домика к другому и следит, чтобы никто из детей «не обгонял» и «не отставал» от указки. Читают 2-3 ребенка.

Воспитатель с детьми выходят на ковер.

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч 5-6 детям. Дети называют слова.

Воспитатель бросает мяч 5-6 детям.  Дети называют слова.

Воспитатель делает вид, что разговаривает с Машей.

Дети прощаются с куклой Машей.

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность       детей

Деятельность     педагога

Примечание

- Настроением, они грустные, задумчивые, радостные.

- А нам пора возвращаться в детский сад. Крутись – вертись – в детском саду очутись.

- Ребята, смотрите, Маша забыла  корзинку, в ней лежат смайлики, но они разные. Посмотрите, чем они отличаются?

- Если вам сегодня было легко, и вы узнали что-то новое – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы старались их преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.

- На этом наше занятие закончено. Спасибо ребята за работу.  

Дети поворачиваются вокруг себя.

Воспитатель показывает корзинку и достает смайликов, дети рассматривают их.

Дети берут смайликов из корзинки.

Воспитатель спрашивает, что узнали нового, если кому-то было трудно, в чем трудность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по обучению грамоте в старшей группе.

Конспект по обучению грамоте  в старшей группе.Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ.СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»Задачи:•  подвести детей к пониманию того,...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе

"Путешествие в сказочную страну"...

Сборник конспектов по обучению грамоте в старшей группе

Данные конспекты разработанны для подгрупповых логопедических занятий...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе "Звук и буква С"

Конспект рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б (январь)

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б...