Конспект НОД "Дифференциация звуков [Л]-[Р]"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области
Конспект НОД по обучению грамоте «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»
Подготовила учитель-логопед:
Терехова Виктория Александровна
Цель: учить детей различать на слух звуки [р]-[л] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
коррекционно-обучающие
- закрепить характеристики звуков, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки [Л] - [Р] изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении;
коррекционно-развивающие
- создавать условия для развития фонематического восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики, интонационной выразительности речи, воображения, логического мышления;
коррекционно-воспитывающие
- формировать навыки самоконтроля, воспитывать стремление доводить дело до конца.
Оборудование: игрушки (киндеры), названия которых начинаются со звуков [Л], [Р], звуковые схемы, картинки (лодка, палатка, стол, рыба, парус, самовар), демонстрационные картинки (рак, ложки, колобок, юла, глаза) + (крыша + лошадь = крыло; луна +жаба = лужа; ролики + забор = роза; письмо + лампа= пила), предметные картинки с изображением птиц на звуки [Л], [Р] по количеству детей, карточки для индивидуальной работы.
Ход НОД:
Логопед: Ребята, Вы любите сюрпризы?
Ответы детей.
Логопед раздаёт киндеры (яйца) в которых лежат игрушки. Дети открывают свои сюрпризы и называют название игрушки, которая ему попалась. Логопед уточняет первый звук, в названии каждой игрушки.
Логопед: Ребята, с каких звуков у нас начинались слова? Сегодня пойдёт речь о звуках [Л], [Р], давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках?
Дети дают характеристику звуку.
Наводящие вопросы логопеда: гласный - согласны, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой.
Логопед: Ребята, чем отличаются эти звуки?
Все дети садятся за столы перед ними звуковые схемы и картинки.
Логопед: Ребята, перед Вами звуковые схемы и картинки. Подберите слова к схемам.
Дети определяют место звука [Р] и [Л] в слове, соотносят со схемами.
Логопед: А теперь предлагаю Вам сыграть в игру «Замени звук».
Детям предлагаются картинки: рак, ложки, колобок, юла, глаза.
Логопед: У вас на столах лежат по две картинке, вам нужно составить предложение с этими картинками, добавив слово-действие.
Рыболов – ведро
Зебра – трава
Сорока – крылья
Девочка – зеркало
Рыба – сковородка
Корзина – фрукты
Логопед: Молодцы, а теперь предлагаю Вам разгадать ребусы.
Логопед показывает детям две картинки. Ребята должны составить слово из первых слогов названий картинок. После правильного выполнения, логопед демонстрирует картинку с правильным ответом.
Логопед: Давайте немного отдохнём. Какое время года у нас за окном? Что часто весной происходит?
Ответы детей.
Логопед: Весной на улице много (луж). Чтобы перепрыгнуть их, нужно выполнить задание. Когда услышите звук [Р], хлопните один раз, когда услышите звук [Л], хлопните два раза – после выполнения задания перепрыгиваем лужу.
Игра «Четвёртый лишний». Ребята Вам нужно определить лишнее слово в ряду и объяснить почему:
Лодка лом рука луна
Корова радуга ручка рыба
Лопата луч бал лук
– после выполнения задания перепрыгиваем лужу.
Логопед: Ребята, какие изменения происходят весной?
Ответы детей.
Логопед: К нам возвращаются птицы из теплых стран, и сегодня они погостят у нас.
Игра «Рассели птиц». Детям раздаются картинки с изображением птиц, в названиях которых есть звуки [Р] и [Л]. Логопед расставляет две кормушки и объясняет, что в одной кормушке будут жить птицы, в названиях которых есть звук [Р], а в другой кормушке птицы в названиях которых есть звук [Л].
Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились. А теперь у меня для вас есть необычное предложение. Предлагаю Вам стать поэтами, готовы?
Игра «Закончи предложение»
- Дедушку зовут (Лука)
У него болит (рука)
- Рисовал художник ламу
И картинку вставил в (раму)
- В блеске солнечных лучей
По земле бежит (ручей)
- Друг позвал меня на пир
Ел я торт и чая я (пил)
Логопед: Молодцы, ребята, какие талантливые поэты из Вас вышли.
Рефлексия.
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет
На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....
Конспект НОД "Звук и буква З"
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия: Звук «Х». Части тела.
Фронтальное логопедическое занятие (для детей старшей группы) с элементами фольклора. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые ...