Конспект НОД "Звук и буква З"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_z.doc | 251 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Тополек»
г.Южноуральска Челябинской области
Конспект НОД
«Звук и буква З»
подготовила
учитель - логопед
Серова Елена Вячеславовна
г. Южноуральск
2013
Тема «Звук и буква З»
Цели:
а) коррекционно - образовательные:
- закрепление правильного произношения звука З в слогах, словах, предложениях;
- закрепление умения определять место звука в слове, составлять схему слова;
б) коррекционно- рзвивающие:
- развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;
- развитие мелкой моторики;
в) коррекционно - воспитательные:
- формирование положительной учебной мотивации.
Оборудование: карточки с буквами; картинки: замок, забор, избушка, замок, заяц; мяч; карточки для обозначения места звука в слове; карточки для составления схемы слова; незабудка с написанными на лепестках предложениями, карточки для решения кроссворда.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Д/и «Найди себе пару»
Найти парную картинку и сесть на стул.
- Сообщение цели занятия.
Послушайте присказку: «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была или жил-был….»… Знаете, я забыла, про кого присказка. Помогите, пожалуйста, мне вспомнить, вот у меня и подсказка есть. Посмотрите, здесь написано, про кого присказка. Но все буквы заблудились. ( приложение 1). Расставьте все цифры по порядку и мы прочитаем, как зовут сказочного персонажа! (ЗОЛУШКА)
Правильно, теперь я вспомнила, про кого была моя присказка. «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была Золушка. Загрустила Золушка, все уехали на бал в сказочный Замок, а Золушке задали много заданий. Очень хочется Золушке поехать на бал, поможем ей выполнить задания?» Царство загадочное, поэтому задания необычные!»
- Изолированное произнесение звука З, характеристика звука.
- Сейчас, мы с вами будем, будто бы смотреть в волшебное зеркало, все видеть и помогать Золушке»
- Какой первый звук в имени Золушка? (звук З)
- Сегодня мы с вами повторим звук З. (схема – приложение 2)
Губы в улыбке, зубы сомкнуты, спинка языка поднята, широкий кончик языка прижат внизу за зубами, воздушная струя долгая и холодная.
- Повторим «З» - громко, тихо.
- Дайте характеристику звука «З» - звук «З» согласный, звонкий, твердый.
- Произношение звуков в слогах.
Чтобы Золушке выйти из дома надо открыть замок, с помощью волшебного заклинания.
Игра «Поймай звук» ( с мячом).
- Поймайте звуки «З», «А». Какой слог вернете? (ЗА).(аналогично – зо, зу, зы)
- Назовите, первый звук из слога «ЗУ»? («З), второй? («У») (аналогично( за, зо, зы)
- Поймайте твердый слог, верните мне мягкий? (за – зя, зо – зё, зу – зю, зы – зи)
- А теперь поймайте и повторите волшебное заклинание:
за-зо-зу-зы
зо-зу-за-зы
зу-зы-за-зо
зы-за-зо-зу
- Молодцы! Замок открылся!
Чтобы выполнить следующие задания, приглашаю вас сесть за стол.
- Произнесение звука в словах.
- Замок открылся, Золушка вышла из дома, но на ее пути ЗАБОР.
- Где в слове забор находится звук З? (в начале)
-Чтобы калитка открылась, нужно составить схему слова ЗАБОР.
- Перед вами карточки и кружочки. Составьте, пожалуйста, схему слова забор.
( приложение 3).
- Какой первый звук? Кружочком какого цвета вы его обозначите? ( и т.д.)
- Сколько всего звуков в слове ЗАБОР?
- Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли.
- Произнесение звука в словах, определение его позиции.
- Забор мы преодолели. Вышли на поляну, а на поляне спрятались звери. Вспомните зверей, в названии которых, есть звук З (заяц, зубр, змея, бизон).
Звери для Золушки и для каждого из вас приготовили задание. Посмотрите, для каждого конверт с заданием.
У вас карточка со схемами (приложение 4) и картинки. Определите, где находится звук З в названии картинки, и закройте соответствующую схему.
- Физминутка. «Зайки»
Сели зайки на пеньки, (приседание)
Оттянули вниз носки, (опустили кисти рук)
Спины чуть прогнули (выпрямили спину)
И лопатки все сомкнули,
Посмотрите на зайчат, (повороты головой в стороны)
Как красиво все сидят.
Руки в стороны подняли
И наклоны делать стали. (наклоны в стороны).
- Произнесение в словах, составление схемы слова.
- Идем дальше, а на пути избушка. Какое же задание приготовила нам избушка? У вас карточки с картинками, под картинкой пустые клеточки. В этих клеточках составьте схему слова. ( приложение 5).
X. Произнесение слов в предложении.
- Возле замка газон с цветами. На газоне растет волшебная незабудка. Что-то у нее на лепестках написано, попробуйте прочитать.
Мы изучаем азбуку.
На цветке сидела стрекоза.
На столе в вазе стояли розы.
На газоне посадили незабудки.
Лиза и Зоя рисуют берёзы.
- Решение кроссворда.
Вот мы и подошли к сказочному замку. Выполним последнее задание и Золушка попадет на бал.
У вас на карточке кроссворд. Нужно вписать в клеточки название картинки. Первая буква ужу есть. (приложение 6).
Посмотрите Золушкино старое платье уже превратилось в красивое бальное платье. Как вы думаете, смогли мы помочь Золушке?
Спасибо, дети вы меня очень порадовали своей работой. Мне было очень приятно с вами работать.
Приложение 1.
Приложение 2.
СХЕМА ЗВУКА З
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
З |
| ||||||
З |
| ||||||
З |
| ||||||
З |
Список использованной литературы
- Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Москва, 1997.
- Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов», М, 2002 г.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Москва, 1991.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://logopsi.ucoz.com/_ph/53/2/47307302.jpg - картинка заборчик
2. http://logoportal.ru/wp-content/uploads/2012/03/raskraska_soglasnye_zvuki1.jpg - раскрась картинки и составь схему слова
3. http://chudologoped.ru/images/stories/bobyleva_1.jpg - картинка коза
4. http://koalenok-i-co.narod.ru/img/8/hare.gif - картинка замок
5. http://readik.ru/bukvy/zris6.jpg - картинка звезда
6. http://readik.ru/bukvy/zris3.jpg - картинка замок
7. http://readik.ru/bukvy/zris4.jpg - картинка зонт
Ш
Л
О
У
К
А
З
1
3
5
2
7
6
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...