Конспект НОД "Звук и буква З"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Серова Елена Вячеславовна

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_z.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Тополек»

г.Южноуральска Челябинской области

Конспект НОД

«Звук и буква З»

подготовила

учитель - логопед

Серова Елена Вячеславовна

г. Южноуральск

 2013

Тема «Звук и буква З»

Цели:

а) коррекционно - образовательные:

  1. закрепление правильного произношения звука З в слогах, словах, предложениях;
  2. закрепление умения определять место звука в слове, составлять схему слова;

б) коррекционно- рзвивающие:

  1. развитие фонематического восприятия, навыков самоконтроля;
  2. развитие мелкой моторики;

в) коррекционно -  воспитательные:

  1. формирование положительной учебной мотивации.

Оборудование: карточки с буквами; картинки: замок, забор, избушка, замок, заяц; мяч; карточки для обозначения места звука в слове; карточки для составления схемы слова; незабудка с написанными на лепестках предложениями, карточки для решения кроссворда.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Д/и «Найди себе пару»

Найти парную картинку и сесть на стул.

  1. Сообщение цели занятия.

Послушайте присказку: «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была или жил-был….»… Знаете, я забыла, про кого присказка. Помогите, пожалуйста, мне вспомнить, вот у меня и подсказка есть. Посмотрите, здесь написано, про кого присказка. Но все буквы заблудились. ( приложение 1). Расставьте все цифры по порядку и мы прочитаем, как зовут сказочного персонажа! (ЗОЛУШКА)

Правильно, теперь я вспомнила, про кого была моя присказка. «В загадочном царстве в загадочном государстве жила-была Золушка. Загрустила Золушка, все уехали на бал в сказочный Замок, а Золушке задали много заданий. Очень хочется Золушке поехать на бал, поможем ей выполнить задания?» Царство загадочное, поэтому задания необычные!»

  1. Изолированное произнесение звука З, характеристика звука.

- Сейчас, мы с вами будем, будто бы смотреть в волшебное зеркало, все видеть и помогать Золушке»

- Какой первый звук в имени Золушка? (звук З)

- Сегодня мы с вами повторим звук З. (схема – приложение 2)

Губы в улыбке, зубы сомкнуты, спинка языка поднята, широкий кончик языка прижат внизу за зубами, воздушная струя долгая и холодная.

 - Повторим «З» - громко, тихо.

- Дайте характеристику звука «З» - звук «З» согласный, звонкий, твердый.

  1. Произношение звуков в слогах.

Чтобы Золушке выйти из дома надо открыть замок, с помощью волшебного заклинания.

Игра «Поймай звук» ( с мячом).

- Поймайте звуки «З», «А».  Какой слог вернете? (ЗА).(аналогично – зо, зу, зы)

- Назовите, первый звук из слога «ЗУ»? («З), второй? («У») (аналогично( за, зо, зы)

 - Поймайте твердый слог, верните мне мягкий? (за – зя, зо – зё, зу – зю, зы – зи)

- А теперь поймайте и повторите волшебное заклинание:

за-зо-зу-зы

зо-зу-за-зы

зу-зы-за-зо

зы-за-зо-зу

- Молодцы! Замок открылся!

Чтобы выполнить следующие задания, приглашаю вас сесть за стол.

  1. Произнесение звука в словах.

- Замок открылся, Золушка вышла из дома, но на ее пути ЗАБОР.

- Где в слове забор находится звук З? (в начале)

-Чтобы калитка открылась, нужно составить схему слова ЗАБОР.

- Перед вами карточки и кружочки. Составьте, пожалуйста, схему слова забор.

( приложение 3).

- Какой первый звук? Кружочком какого цвета вы его обозначите? ( и т.д.)

- Сколько всего звуков в слове ЗАБОР?

  1. Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И открыли.

  1. Произнесение звука в словах, определение его позиции.

- Забор мы преодолели. Вышли на поляну, а на поляне спрятались звери. Вспомните зверей, в названии которых, есть звук З (заяц, зубр, змея, бизон).

Звери для Золушки и для каждого из вас приготовили задание. Посмотрите, для каждого конверт с заданием.

У вас карточка со схемами (приложение 4) и картинки. Определите, где находится звук З в названии картинки, и закройте соответствующую схему.

  1. Физминутка. «Зайки»
            Сели зайки на пеньки, (приседание)
            Оттянули вниз носки, (опустили кисти рук)
            Спины чуть прогнули (выпрямили спину)
            И лопатки все сомкнули,
            Посмотрите на зайчат, (повороты головой в стороны)
            Как красиво все сидят.
            Руки в стороны подняли
            И наклоны делать стали. (наклоны в стороны).

  1. Произнесение в словах, составление схемы слова.

-  Идем дальше, а на пути избушка. Какое же задание приготовила нам избушка? У вас карточки с картинками, под картинкой пустые клеточки. В этих клеточках составьте схему слова. ( приложение 5).

X. Произнесение слов в предложении.

- Возле замка газон с цветами. На газоне растет волшебная незабудка. Что-то у нее на лепестках написано, попробуйте прочитать.

Мы изучаем азбуку.

На цветке сидела стрекоза.

На столе в вазе стояли розы.

На газоне посадили незабудки.

Лиза и Зоя рисуют берёзы.

  1. Решение кроссворда.

Вот мы и подошли к сказочному замку. Выполним последнее задание и Золушка попадет на бал.

У вас на карточке кроссворд. Нужно вписать в клеточки название картинки. Первая буква ужу есть. (приложение 6).

Посмотрите Золушкино старое платье уже превратилось в красивое бальное платье. Как вы думаете, смогли мы помочь Золушке?

Спасибо, дети вы меня очень порадовали своей работой. Мне было очень приятно с вами работать.

                                                                                                                   

                                                                                                          Приложение 1.

                                                                                                                   Приложение 2.

СХЕМА ЗВУКА З

                                                                                                                              Приложение 3.



             

                                                                Приложение 4.

                                                                                                                           

                                                                                                                             Приложение 5.


                                                                                                                                                                      Приложение 6.


З

                                               

                                                   


З

                                 


З

           


З

Список использованной литературы

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
  2. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. Москва, 1997.
  3. Пожиленко  Е. А. «Волшебный  мир  звуков  и  слов»,  М, 2002 г.
  4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994.
  5. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Москва, 1991.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  http://logopsi.ucoz.com/_ph/53/2/47307302.jpg - картинка заборчик

2. http://logoportal.ru/wp-content/uploads/2012/03/raskraska_soglasnye_zvuki1.jpg -  раскрась картинки и составь схему слова

3. http://chudologoped.ru/images/stories/bobyleva_1.jpg - картинка коза

4. http://koalenok-i-co.narod.ru/img/8/hare.gif - картинка замок

5. http://readik.ru/bukvy/zris6.jpg - картинка звезда

6. http://readik.ru/bukvy/zris3.jpg - картинка замок

7. http://readik.ru/bukvy/zris4.jpg - картинка зонт


Ш

Л

О

У

К

А

З

1

3

5

2

7

6

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...