Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи "Веселые загадки".
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Гагаринова Любовь Васильевна

Цель занятия: создатьусловия для речевого творчества детей через составление загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в старшей группе «Веселые загадки»

Цель: Создать условия для речевого творчества детей через составление загадок.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • сформировать умение составлять образные характеристики предметов путем загадывания загадок;
  • учить составлять предложения с противительным союзом “но”;
  1. Развивающие:
  • поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;
  • развивать логическое мышление анализ сравнение сопоставление
  1. Воспитательные:
  • Создавать условия для развития желания работать в группе;
  • Воспитывать умение выслушивать загадки сверстников.

Технологи: мнемо таблицы, игровая технология

Наглядные средства: разрезные картинки, карточки с геометрическими фигурами схемы-загадки, картинки для составления загадок.

Мотивация на совместную деятельность, целеполагание

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом, улыбнемся друг другу и скажем: «Доброе утро!»

  • Доброе утро, солнцу и птицам,
  • Доброе утро, улыбчивым лицам,
  • И каждый становится добрым, доверчивым
  • Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся искать клад.

- Как вы думаете, что нам поможет в этом? (ответы детей)

- Помогут нам найти клад загадки!

- А что же такое загадка?

- А какие они бывают? (ответы детей)

Основной этап совместной деятельности

- А хотите сами научиться составлять загадки?

Воспитатель: проходите, садитесь за столы, очень аккуратно, чтобы найти клад надо соблюдать свои правила: ничего не трогать, пока не отгадаете загадку.

Загадка о геометрических фигурах.

Мы встречаем их везде –

На земле и на воде.

В небесах и под землей.

Нам они нужны с тобой.

А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник -

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие...

Ответ: Фигуры

  1. Игра «Назови предметы»

Под розовой   салфеткой лежат геометрические фигуры разного цвета. Вы должны подумать и назвать все предметы того цвета и формы, какая  вам попалась фигура. Например, кружек желтого цвета, называет предметы желтого цвета: солнце,
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились все замечательно. Следующая игра называется

  1. «Закончи фразу»
  • Подушка мягкая, а скамейка (жесткая).
  • Пластилин мягкий, а камень (твердый).
  • Ручей мелкий, а речка (глубокая).
  • Ягоды смородины мелкие, а клубники (крупные).
  • Кашу варят густую, а суп (жидкий).
  • Лес густой, а иногда (редкий).
  • Стул твердый, а кресло (мягкое).
  • Сахар сладкий, а лимон (кислый).
  • Летом тепло, а зимой (холодно).
  • Шкаф высокий, а стол (низкий)
  1. «Найди противоположное»

Под синей  салфеткой лежат картинки, вам надо составить противоположности (работают в подгруппах).

Воспитатель: отлично! Очень быстро справились с заданием.

4. Динамическая пауза.

Загадки можно придумать обо всем, я придумала загадки-движения. Выполняйте движения и вы узнаете игрушки,

1.Руки прижаты к груди, подскоки (зайка)

2.Бег на месте с синхронными круговыми вращениями рук, согнутых в локтях и прижатых к бокам, со звуковым сопровождением « чух-чух-чух и т. д.» (паровозик)

3.Руки на поясе, ритмичные прыжки (мяч)

4. руки в стороны, помахали, на носочках побежали  (птички).

- Интересно загадки разгадывать, а еще интереснее их придумывать и загадывать. Давайте попробуем.

5. Загадки бывают разные. Бывают коротенькие, в одну строчку, бывают в виде стихов. В каждой загадке предмет не называется, и нужно самому угадать о чем речь. Что бы легко догадаться, в загадке говориться на что похож предмет, или его называют таким метким словом, что сразу понимаешь, что это такое.

-А ещё в загадках сравнивают предмет с другими. Например: Овальная, но не яйцо. Коричневая, но не картошка. Шершавая, но не кора. На сосне растет, но не иголка.

-Что это? Правильно. Как догадались?

-Давайте, опираясь на эту загадку, рассмотрим схему (1), по которой будем составлять загадки. Про что вначале загадки говорилось? (Овал — это что? Форма). Во втором предложении (Цвет) В третьем говорилось про то, какая она на? (ощупь.) А последнее предложение в загадке о чем? (О действии).

У вас на столах есть схемы загадок, которые вы должны отгадать. (Схемы и картинки – ответы разрезаются).

Дети составляют загадки по схемам,  работая в подгруппах. Кто составит загадку выбирает картинку с отгадкой, затем помогают другим ребятам.

Затем предлагаю составить схемы загадок, зная ответ и используя картинки.

Какой?                                              Что бывает такое же?

Он маленький, но не...                      гном

Он пушистый, но не...                       котенок

Он быстрый, но не...                         ветер

Он прыгает, но не...                       мяч

Кто это? (заяц)

Какой?                                              Что бывает такое же?

Он круглый, но не...                               шарик

Он цветной, но не ….                          радуга

Он прыгает, но не...                             кузнечик

Он катится, но не...                              колесо

Что это? (мяч)

Какой?                                              Что бывает такое же?

Оно желтое, но не…                      репа

Оно горячее, но не ….                   Чай

Оно светит, но не….                      Лампочка

Что это? (солнце)

Составив и отгадав  несколько загадок, предлагаю отгадать мою загадку:

Квадратная, но не коробка,

Сладкая, но не мед,

Шуршит, но не мышь,

Что это?

- правильно конфета! Вы отгадали что спрятано! А где лежит клад мы не знаем, но у меня осталась последняя загадка, будем её отгадывать? (Да!)

- С ногами, но без рук,
С боками, но без ребер,
С сиденьем, но без живота,
Со спиной, но без головы.  (Стул)

- Какой стул! Наверное, который нам был не нужен на занятии!

Молодцы! Отгадали все загадки, нашли клад!

Подведение итогов. Рефлексия, открытый конец

- скажите, что вам больше всего понравилось сегодня? Какое задание было самое интересное, сложное? Спасибо за работу!

Если вам понравилось составлять загадки я вам предлагаю дома составить и нарисовать свои схемы, а из ваших рисунков мы составим книгу загадок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Загадки природы"

НОД разработана в соответствии с ФГОС. Включает в себя интеграцию таких образовательных областей как,«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Реч...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи-В гости к Петрушке, к загадкам-

1.Игра-приветствие:"Здраствуй!"2.Загадки о ежике и мышке. Дифференсация звуков-ж-и-ш-. Чистоговорки на эти звуки ( жа-жа-жа-убежали 2 ежа, ша-ша-ша-моет мама малыша....)3.Игра-хоровод:"Веселые превращ...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности на прогулке «Беличьи загадки» в средней группе

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности на прогулке "Беличьи загадки" в средней группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Загадки природы"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе«Загадки природы»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Загадай мне загадку»

Цель: научить детей загадывать загадки, выделяя признаки предмета.Задачи:учить детей составлять загадки, выделяя основные признаки предмета;развивать логическое мышление;активизировать словарь....