Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Загадки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Масычева Ольга Юрьевна

НОД разработана в соответствии с ФГОС. Включает в себя интеграцию таких образовательных областей как,«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Цель НОД:  научить детей объяснятьи понимать явления, происходящие в природе в разные времена года посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №117»

Непосредственно образовательная деятельность

в старшей группе

"Загадки природы"

Провела: воспитатель высшей квалификационной категории

             Масычева О.Ю.

Саранск 2016

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Программное содержание.

- Научить детей объяснять и понимать явления, происходящие в природе в разные времена года посредством опытно-экспериментальной деятельности.

- Активизация интереса  детей к экспериментированию; развитие логического мышления в процессе совместного со взрослым и самостоятельного  экспериментирования (мысленного и практического).

- Продолжать закреплять знания детей о свойствах воды и воздуха,

- уточнять, углублять и закреплять  знания  детей о свойствах снега и льда путем практического исследования; расширять  представления о значение снега и льда в природе и для человека;

-  Показать значение снежного покрова для жизни растений и животных

- Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи в неживой и живой природе.

- Опытническим путем закрепить знания детей о том, как образуется дождь.

- развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;

-  Формировать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы;

-  Развивать умение чётко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения;

-  Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира; формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы.

Словесный: беседа, рассказ воспитателя, объяснение

Наглядный: наблюдение, демонстрация опытов, рассматривание схем,

Практический: проведение опытов, проблемные ситуации

Игровой

Приёмы.

Беседа о временах года, проведение опытов, игровая мотивация: в гости к детям приходит Емеля.

Предварительная работа.

Беседа о временах года, работа с календарём природы, чтение сказок "По-щучьму велению", "Мороз Иванович", "Снегурочка". Опыты со снегом и водой. Разгадывание загадок о временах года. Наблюдения за явлениями неживой природы;

Оборудование.

Контейнеры с водой, снег, лёд, салфетки, ватные шарики, измельчённая высушенная гуашь жёлтого цвета, бумажные цветы, термос с горячей водой, стеклянная тарелка, губки в форме облака, подкрашенная вода в контейнерах,  кусочки марли, магнитофон, аудиозапись звуков природы.

Реквизиты.

Костюм Емели.

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте мы поздороваемся, а, значит, пожелаем друг другу здоровья и хорошего настроения.

Дети. Здравствуйте.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то стучится. Наверное, кто-нибудь из гостей опаздывает? Пойду посмотрю.

Заходит Емеля.

Емеля.

По Щучьему велению

По моему хотению

Помоги мне Щука отгадать загадки Царевны-Несмеяны.

Воспитатель. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети. Это Емеля из сказки.

Емеля. Ой, а куда это я попал?

Воспитатель. Здравствуй Емеля, Ты в детском саду. А что у тебя произошло?

Емеля. Загадала мне Царевна-Несмеяна загадки, а не могу на них ответа найти. Попросил Щуку, а она меня зачем-то к вам отправила.

Воспитатель. А что же это за загадки? Может мы тебе помочь сможем?

Емеля. Она хочет знать: почему дождь идёт, как снег растениям зимой помогает, откуда весной столько воды, почему цветы цветут?

Воспитатель. Что ж, она правильно сделала, что тебя к нам отправила. Мы тебе поможем и постараемся всё объяснить. Наши ребята очень любознательные, любят экспериментировать и находить ответы на разные загадки. Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы Царевны-Несмеяны?

Дети. Нужно отправиться в путешествие по временам года.

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Дети. Все эти явления происходят в разное время года.

Воспитатель.  Правильно. Чтобы ответить на эти вопросы нам нужно отправиться в путешествие по временам года. И в этом нам поможет Емеля. Он знает волшебные слова.

Воспитатель. Все готовы к путешествию? Ну, тогда проходите в нашу лабораторию, одевайте специальную одежду. И ещё, прежде чем мы отправимся в путь  нужно повторить правила поведения в лаборатории.

Дети.

1. Нельзя без разрешения пробовать вещества на вкус.

2. Нюхать вещества и растворы нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой.

3. Выполнять указания воспитателя.

Воспитатель: Назовите времена года.

Дети. Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель. Какое сейчас время года?

Дети. Зима.

Воспитатель. Давайте назовём приметы зимы.

 Дети: Выпал снег; речки покрылись льдом, облетели листья с деревьев, солнышко слабо греет, на улице морозно, холодно, люди одели теплые вещи, дни стали короче, а ночи длиннее, птицы улетели в теплые края, зимой земля покрыта снегом.

Воспитатель. Как вы думаете, почему зимой не замерзают корни растений? Давайте вспомним сказку В. Одоевского «Мороз Иванович»

Воспитатель. Какое задание дал Мороз Иванович Рукодельнице.

Дети. Взбить снежную перину.

Воспитатель.  Вспомните, что Рукодельница увидела, когда взбивала перину?

Дети. Под снежно периной росла зелёная травка.

Воспитатель. Почему Рукодельница пожалела травку,

Дети. Рукодельница, думала, что под снегом трава замёрзнет.

Воспитатель. Что же ей ответил Мороз Иванович?

Дети. Что траве под снегом не холодно.

Воспитатель. Как же так, ведь у Рукодельницы руки от снега закоченели? Так холодно под снегом или тепло?

Емеля. Снег ведь холодный, разве он может греть землю?

Воспитатель. Давайте объясним Емеле, почему же под снегом теплее.

Опыт 1.

Воспитатель. У вас на столах контейнеры со снегом. В них проколоты дырочки. Опустите контейнеры в воду. Что появилось в воде?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Что это за пузырьки?

Дети. Это пузырьки воздуха

Воспитатель. Что это означает?

Дети. Что между снежинками есть воздух.
Воспитатель. Какой мы  можем сделать вывод.

Дети. В рыхлом снегу между снежинками находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Мороз под снег пробраться не может.

Воспитатель. Так почему же снежный покров сравнивают с пуховым одеялом?

Дети. Потому что снег защищает корни растений от  холода.

Воспитатель. Хорошо когда зимой много снега или нет.

Дети. Хорошо. Чем больше зимой снега, тем растения получат больше влаги и воды, когда весной снег начнет таять.
Воспитатель. Какие пословицы и поговорки вы знаете об этом.

Зима — хранительница полей.

Много снега, много хлеба.

Снегу надует — хлеба прибудет; вода разольется — сена наберется

Хороший снежок урожай сбережет.

Зима без снега - лето без хлеба.

Зима пройдет, и снег сойдет, а что посеяно — взойдет.

Емеля. Ребята, вы сказали, что все реки и озёра зимой замерзают, а оказывается подо льдом нВ речке вода. Почему речка только сверху замёрзает?

Воспитатель. Давайте ответим ещё на один вопрос Емели. Почему лёд образуется на поверхности водоёма, а не на дне?

Опыт 2. Бросьте лед в стакан с водой. Что вы видите?

Дети. Лёд плавает на поверхности.

Воспитатель. Что это означает?

Вывод: Лёд легче воды.

Воспитатель. А что произошло бы, если бы лёд был тяжелее воды?

Дети. Водоёмы промёрзли бы и рыба и водоросли погибли бы.

Воспитатель. Ребята, а вы любите зиму?

Дети. Да Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снежную бабу.

Воспитатель. Давайте и мы  с вами поиграем. Слепим снежную бабу.

Физкульминутки.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

- Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.

Воспитатель. Емеля, ответили мы на твои вопросы? Ты всё понял? Какое следующее время года?

Дети. Весна.

Воспитатель. Давайте попросим щуку, чтобы наступила весна.

По Щучьему велению,

По нашему хотению

Хотим, чтобы наступила весна.

Воспитатель. Назовите приметы весны, что происходит весной с природой.

Дети. Она пробуждается от зимнего сна, потому что становится теплей, прилетают птицы, распускаются деревья, из под снега видны первые весенние цветы – Подснежники.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что произойдёт со снегом, если мы его согреем так, как согревает весеннее солнышко.

Опыт 3.

Воспитатель.  Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.

Дети. Снег начинает таять от тепла и превращается в воду.  

Воспитатель. Теперь, Емеля тебе понятно, почему весной столько воды?

Емеля. Да. Снег тает и превращается в воду.

Воспитатель. Мы уже с вами говорили, о том, что чем больше зимой снега, тем, растения получат больше влаги и воды, быстрее зацветут.

Воспитатель. Ребята и Емеля, а вам интересно как растения пьют воду? Давайте проведём ещё один опыт и увидим это.

Воспитатель. Из чего состоит корень растения. (Из тоненьких волосков-ниточек).

Воспитатель. Зачем они нужны растению. (По ним влага проходит в основной корень, а затем к другим частям растения.)

Опыт 4.

Воспитатель. Посмотрите, на что похож кусочек марли у вас на подносах? Из чего он состоит? (Из тоненьких ниточек, похожих на волоски корня.)

Воспитатель. Давайте потихонечку опустим ее в подкрашенную воду, так чтобы намочился только один край. Что мы видим? (Вода постепенно поднимается наверх и окрашивает нашу марлю.)

Воспитатель. Какой можно сделать вывод? (Также и вода поднимается из почвы в корень.)

Воспитатель. Емеля, вот мы ответили  ещё на один твой вопрос. Какое следующее время года?

Дети. Лето.

Воспитатель. Говорите волшебные слова.

 По Щучьему велению,

По нашему хотению

Хотим, чтобы наступила лето.

Воспитатель. Смотрите, как ярко светит солнце. Какие красивые цветы расцвели на полянке. Хочется побежать на луг и вдыхать свежий аромат полевых цветов и трав.

Дыхательная гимнастика

На полянке расцвели белые ромашки,

Голубые васильки, розовые кашки

Все цветочки улыбнулись,

Выше  солнцу потянулись.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто прилетел на цветы?  Послушайте загадку

Домовитая хозяйка

 Полетает над лужайкой,

 Похлопочет над цветком,

 Он поделится медком.

 Черно-желты, полосаты,

 В домике живут ребята.

 Хоть они и жалят больно,

 Их работой мы довольны.

Дети. Пчёлы.

Воспитатель. Что они там ищут?

Дети. Они собирают нектар, который им нужен для питания.

Воспитатель. Что ещё они делают?

Дети. Опыляют цветы, перелетая с цветка на цветок.

Воспитатель. Давайте посмотрим, как они делают.

Воспитатель. Рассмотрите насекомых на картинках, что вы заметили?

Дети. Они мохнатые, покрытые как бы волосками.

Воспитатель. Давайте представим, что ватные шарики – это насекомые и проведём опыт, который поможет нам объяснить, как насекомые переносят пыльцу с одного цветка на другой.

Опыт 5.

Имитируя, движения насекомых, дети, прикасаются ватными шариками к цветам. На макеты цветов заранее насыпана высушенная и измельчённая краска гуашь.

Воспитатель. Что осталось на ватных шариках?

Дети. К ворсинкам прилипли частички краски.

Воспитатель. А теперь опустите своих насекомых на другой цветок, на котором нет краски. Что мы видим?

Дети. На нём тоже появилась краска.

Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать.

Дети. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок благодаря тому, что на их тельце имеются маленькие волоски.

Воспитатель. Как называется этот процесс?

Дети. Опыление.

Воспитатель. Что было бы, если бы не было пчёл?

Дети. Цветы не кому бы было опылять, они не давали бы семян и исчезли.

Воспитатель. Вот видите, как необходимы эти насекомые.

Воспитатель. Вот мы и ответили ещё на один вопрос Емели. Хорошо летом. Но у Емели ещё есть вопросы. Какое следующее время года?

Дети. Осень. Говорим волшебные слова.

По Щучьему велению,

По нашему хотению

Хотим, чтобы наступила осень.

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы знаем об осени. Назовите наиболее яркие приметы осени.

Осенью листья на деревьях желтеют, опадают, птицы улетают на юг, трава желтеет и сохнет, часто идут  дожди, солнце прячется за тучи.

Воспитатель. Сейчас я загадаю вам загадку.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт,

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

Дети. Это дождь.

Воспитатель. Правильно, дождь – неразлучный спутник осени. Почему на Земле идёт дождь, и откуда он берётся?

Дети. Дождь идёт из тучи.

Воспитатель. Правильно, дождь идёт из тучи. Сейчас я вам покажу, как дождик попадает в тучу.

 Опыт 6.

 Педагог показывает опыт с горячей водой в кастрюле. На кастрюлю кладётся стекло.

 - Что появилось на поверхности стекла?

Дети. Капельки воды.

Воспитатель. Сейчас я подниму стекло. Посмотрите, капельки падают. На какое явление это похоже?

Дети. На дождь.

Воспитатель. Ребята, объясните Емеле, как же это происходит в природе.

Дети.  Когда солнце нагревает воду на поверхности морей, океанов, в реках и озёрах она испаряется. 

Воспитатель. А что это значит?

Дети. Капельки воды превращаются в прозрачный невидимый пар. Вместе с тёплым воздухом он поднимается высоко вверх. Там он охлаждается и превращается в маленькие капельки воды. Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками. Если эти капельки сольются друг с другом, то они станут крупными и тяжёлыми и образуются, из которых идёт дождь.

Воспитатель. Как называется это явление.

Дети. Круговорот воды в природе.

Воспитатель. Давайте покажем всё это на наших моделях, чтобы Емеле было всё понятно.

Опыт. “Откуда берется дождь?”

Воспитатель. Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. (оно немного влажное и состоит из мельчайших капелек воды.)

На подносе влажные губки в форме облака.

Дети обследуют губку сверху и снизу. (Сверху она сухая, а снизу и внутри немного влажная.)

Воспитатель: На что похожа губка?

Детям предлагается сжать ее так, чтобы пошел “дождик”.

Воспитатель: Почему из такого “облака” не идет “дождик”? (В облаке пока ещё мало капелек воды.)

Детям предлагается добавить из стакана немного воды на губку и сжать ее опять.

Воспитатель: Что происходит?

(Дети на опыте убеждаются, что из такого “облака” идет “дождик”, но не сильный.)

Затем предлагается детям вылить на губку оставшуюся в стакане воду и сжать ее снова.

Воспитатель: А что сейчас происходит?

(Дети комментируют свои действия и на опыте убеждаются в результате – идет сильный “дождь”.)

Воспитатель. Какой можно сделать вывод?

Дети. Нижний край облака становится тёмным от крупных капелек и становится похожим на тучу. В ней собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для “облака” и выпали “дождем”.

 Вывод. Вот так и в природе все происходит: соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождем.

Вопитатель. Ребята, представьте, как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь. Можно простудиться и заболеть. Но какой бы дождь ни шёл, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озер, морей, океанов. 

Итог.

Список используемой литературы:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», М., ТЦ «Сфера», 2005 г.

2. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», М., Просвещение, 2001 г.

3. Л. Н. Менщикова

Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы / авт.-сост. Л. Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009.-130 с.

4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель,2012.

5. Павленко Л.Ф. Вгармсонии с природой. Часть 1. Старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Ульяновск ИПК ПРО, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Природа: мастерство и фантазия» (художественно творческая деятельность)

  Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «В гости к природе»

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...

Социально-коммуникативная, познавательная иречевая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе составление описательного рассказа по картине «Труд в природе весной»

дети учатся составлять описательный рассказ по картине, отгадывать загадки, играют в словесные игры, сообща придумывают название картине....

Непосредственная образовательная деятельность по теме: «Береги природу, в ней всё взаимосвязано» (Интегрированное занятие) (старшая группа),

Интегрированная  непосредственно- образовательная деятельность по теме: «Береги природу,в ней всё взаимосвязано».Интеграция образовательных  областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Худ...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе "Встреча в русской избушке на лесной опушке"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе "Встреча в русской избушке на лесной опушке"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой на тему: « Обитатели водоемов» для детей старшей группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо  ознакомлению с природойна тему: « Обитатели водоемов» для детей старшей группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: « Природа России»

Формировать представления детей о многообразии природы нашей страны...