Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе тема «Поможем Буратино»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект НОД по обучению грамоте

 в старшей группе

тема «Поможем Буратино»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия19.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯНАНЬ

 ДЕТСКИЙ САД № 10 "ДУБРАВУШКА"

Конспект НОД по обучению грамоте

 в старшей группе

тема «Поможем Буратино»

                                                                                                                    Провела:

Мельникова Т.Н.

г. Нягань - 2014 год.

Задачи:

Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.

Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.

Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.

Закреплять понятия «звук», «буква».

Упражнять в определении количества слогов в слове.

Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.

Упражнять в выработке плавной воздушной струи.

Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.

Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Материал:

Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.

Ход НОД:

Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.

Логопед:

Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.

Загадки про буквы

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву ...

(О)

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква ...

(О)

Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произведу,

То услышишь звук ты ...

(У)

Подал Эдик Эллочке

Эскимо в тарелочке,

А Эллине с Аллочкой

Эскимо на палочках.

Это эскимо тебе

Дарит лично буква ...

(Э)

Я не знаю в чем секрет,

На эту букву слова нет.

Только буквы все важны,

Мы запомним букву ...

(Ы)

Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква …

(А)

Педагог:

Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,

Девочки – тихо;

Протяжно – отрывисто;

От тихого до громкого и наоборот.

Игра «Немые звуки»

Взрослый, или ребенок показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.

Появляется Буратино и убирает с магнитной доски все буквы.

Педагог:

Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.

Буратино:

Что, буквы не можете найти? А это я, Буратино их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.

Педагог:

Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буратино и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!

Задание 1: подбор слов со звуком А

Буратино:

Отгадайте-ка загадку:

Жил, да был зверёк в лесу,

Боялся волка и лису.

Шкурка серою была.

А в названии – звук А.

Что же это за зверёк? (заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.

Что же у него растёт?

Овощи ты называй,

Про звук А – не забывай!

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.

Педагог:

К зайцу гости приходили

И игрушки подарили.

А в названьях, шла молва,

У игрушек был звук А.

Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.

Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки.

Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.

Педагог:

Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буратино, нам букву А.

Задание 2: изменение существительных по падежу

Буратино:

А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).

Педагог:

Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.

Шар – шары

Стол – столы и т.д.

Буратино:

Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.

Задание 3: дыхательная гимнастика

Буратино: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.

Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.

Педагог:

Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.

Буратино:

Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (букву У) Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.

Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»

Буратино:

Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».

Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

Буратино:

Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.

Задание 5: определение количества слогов в словах

Буратино:

По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать , какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).

Педагог:

Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.

Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.

Буратино:

Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.

Педагог:

Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.

Буратино:

А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (нет)

Педагог:

Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буратино не хитри, а лучше верни нам букву Э.

Буратино возвращает последнюю букву.

Педагог:

Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буратино какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буратино, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буратино, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.

Буратино:

Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

конспект (подготовка к обучению грамоте, старшая группа)

Представлен план-конспект по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР с использованием элементов социоигровой технологии....

Конспект НОД. Обучение грамоте. Старшая группа. Тема: Звуки [C], [C`] и буква [C]

Конспект НОД. Обучение грамоте. Старшая группа. Тема: Звуки [C], [C`] и буква [C]...

Обучение грамоте старшая группа ТЕМА: «Буква К, звуки [К], [К’]. Работа над предложением.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеЗанятие 24 ТЕМА: «Буква К, звуки [К], [К’]. Работа над предложением. Цель: закрепление звука к [к,], буквы К.Задачи:Образоват...