Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Звуковой анализ слова «гуси».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

 Исентаева Жания Жексенбаевна

Конспект занятия по «Обучению грамоте»

в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Звуковой анализ слова «гуси».

 

Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид деятельности детей: игровой

Цель: учить детей проводить звуковой анализ слов.

Программное содержание: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять знание о словоразличительной роли звука.

Материалы и оборудование: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки (по 3 штуки), черные фишки (2 штуки); указка, мяч.

Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки (по 3 штуки); черные фишки (2); указки.

Планируемые результаты: учить детей проводить звуковой анализ слов.

Ход занятия

I. Вводная часть

 

I.       Игра «Назови пару». Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый согласный звук. Ребенок бросает мяч назад воспитателю и называет мягкую пару произнесенного звука.

II.      Звуковой анализ слова гуси. У доски работает один хорошо

подготовленный ребенок.

Вопросы воспитателя: «Назовите гласные звуки в слове гуси». — «у», «и». — «Сколько слогов в этом слове?» — «Два». — «Какие?» — «Гу, си».— «Найдите ударный слог«. — «Гууси, ударный слог гу». — «Какой гласный звук в слоге гу?» — «Гласный «у».

Воспитатель предлагает еще раз произнести слово с ударением: гууси. Обращает внимание детей на то, что в ударном слоге протяжно произносится именно гласный звук. Читает слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т.е. задерживает указку под второй клеточкой. Вызывает 3-4 детей читать слово так же.

Далее воспитатель предлагает послушать, какой теперь звук он выделит голосом, и произносит слово гусии, одновременно ведя указкой под схемой и задерживая ее под четвертой клеточкой. Дети говорят, что был выделен звук «и».

«Как же правильно сказать? — спрашивает воспитатель. — Гууси или гусии?» (В обоих случаях он произносит слово с одновременным движением указки под схемой слова.)

Воспитатель сообщает, что гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называется ударным. Слог ударный — и гласный в этом слоге ударный. «Какой же слог ударный в слове гуси? А какой гласный ударный?»  «Ударный гласный звук, — говорит воспитатель, — мы будем обозначать фишкой черного цвета, которую нужно ставить над красной — ударным гласным». Ставит черную фишку над красной фишкой — звуком «у». 2—3 ребенка читают слово с ударением. Воспитатель подчеркивает, что в слове может быть только один ударный гласный звук, все остальные гласные называются безударными. «Какой безударный гласный в слове гуси?» — «Звук «и». — «А если мы поставим ударением на звук «и» (переставляет черную фишку), то как будем читать слово?» — «Гусии» (если дети не могут прочесть слово с перенесенным ударением, воспитатель делает это сам). — «Правильно получилось?» — «Нет, правильно гууси». Воспитатель вновь ставит черную фишку над звуком «у».

Дети убирают фишки со схем под диктовку воспитателя: ударный гласный звук «у», безударный гласный звук «и», твердый согласный «г«, мягкий согласный «с».

Физминутка «Буратино»

III.    Работа в тетради. Сделать самостоятельно звуковой анализ, прописать строчку.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение об озорных звуках:

Как-то вздумали газели Со звуком т затеять игры. И за это чуть не съели Их безжалостные ... (тигры) Обращает внимание на то, что от добавления к слову одного звука получилось новое слово (игры — тигры).

IV. Заключительная часть

- Какие задания мы сегодня выполняли?

- Что для вас было трудным и непонятным?

- Какое задание понравилось больше всего?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Звуковой анализ слова

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Звуковой анализ слова» Задачи: освоение звукового анализа слов;знакомство со смыслоразличительной функцией звука;совершенств...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе 5–6 лет «Звуковой анализ слова «игла» Аксарина Е.А.

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», &laq...

Конспект занятия по обучению грамоте, в средней группе №1 «Медвежата», По теме: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]» 01.04.2024 г.

Конспект занятия по обучению грамоте, в средней группе №1 «Медвежата»,По теме: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»Цель:1. Объяснить детям произношение звуков &la...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Вычленение в слове ударного слога»

Конспект занятия по обучению грамотев старшей группе (5-6 лет)Тема: «Вычленение в слове ударного слога»Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательн...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Гласные и согласные звуки»

Конспект занятия по обучению грамотев старшей группе (5-6 лет)Тема: «Гласные и согласные звуки»Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных обла...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Закрепление слово различительной роли звука»

Конспект занятия по обучению грамотев старшей группе (5-6 лет)Тема: «Закрепление слово различительной роли звука»Доминирующая образовательная область:познавательное развитиеИнтеграция обра...