Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Звуковой анализ слова «гуси».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия по «Обучению грамоте»
в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Звуковой анализ слова «гуси».
Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид деятельности детей: игровой
Цель: учить детей проводить звуковой анализ слов.
Программное содержание: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове; закреплять знание о словоразличительной роли звука.
Материалы и оборудование: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки (по 3 штуки), черные фишки (2 штуки); указка, мяч.
Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки (по 3 штуки); черные фишки (2); указки.
Планируемые результаты: учить детей проводить звуковой анализ слов.
Ход занятия
I. Вводная часть
I. Игра «Назови пару». Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый согласный звук. Ребенок бросает мяч назад воспитателю и называет мягкую пару произнесенного звука.
II. Звуковой анализ слова гуси. У доски работает один хорошо
подготовленный ребенок.
Вопросы воспитателя: «Назовите гласные звуки в слове гуси». — «у», «и». — «Сколько слогов в этом слове?» — «Два». — «Какие?» — «Гу, си».— «Найдите ударный слог«. — «Гууси, ударный слог гу». — «Какой гласный звук в слоге гу?» — «Гласный «у».
Воспитатель предлагает еще раз произнести слово с ударением: гууси. Обращает внимание детей на то, что в ударном слоге протяжно произносится именно гласный звук. Читает слово с ударением, синхронно ведя указкой под схемой слова, т.е. задерживает указку под второй клеточкой. Вызывает 3-4 детей читать слово так же.
Далее воспитатель предлагает послушать, какой теперь звук он выделит голосом, и произносит слово гусии, одновременно ведя указкой под схемой и задерживая ее под четвертой клеточкой. Дети говорят, что был выделен звук «и».
«Как же правильно сказать? — спрашивает воспитатель. — Гууси или гусии?» (В обоих случаях он произносит слово с одновременным движением указки под схемой слова.)
Воспитатель сообщает, что гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, также называется ударным. Слог ударный — и гласный в этом слоге ударный. «Какой же слог ударный в слове гуси? А какой гласный ударный?» «Ударный гласный звук, — говорит воспитатель, — мы будем обозначать фишкой черного цвета, которую нужно ставить над красной — ударным гласным». Ставит черную фишку над красной фишкой — звуком «у». 2—3 ребенка читают слово с ударением. Воспитатель подчеркивает, что в слове может быть только один ударный гласный звук, все остальные гласные называются безударными. «Какой безударный гласный в слове гуси?» — «Звук «и». — «А если мы поставим ударением на звук «и» (переставляет черную фишку), то как будем читать слово?» — «Гусии» (если дети не могут прочесть слово с перенесенным ударением, воспитатель делает это сам). — «Правильно получилось?» — «Нет, правильно гууси». Воспитатель вновь ставит черную фишку над звуком «у».
Дети убирают фишки со схем под диктовку воспитателя: ударный гласный звук «у», безударный гласный звук «и», твердый согласный «г«, мягкий согласный «с».
Физминутка «Буратино»
III. Работа в тетради. Сделать самостоятельно звуковой анализ, прописать строчку.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение об озорных звуках:
Как-то вздумали газели Со звуком т затеять игры. И за это чуть не съели Их безжалостные ... (тигры) Обращает внимание на то, что от добавления к слову одного звука получилось новое слово (игры — тигры).
IV. Заключительная часть
- Какие задания мы сегодня выполняли?
- Что для вас было трудным и непонятным?
- Какое задание понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Звуковой анализ слова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Звуковой анализ слова» Задачи: освоение звукового анализа слов;знакомство со смыслоразличительной функцией звука;совершенств...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе 5–6 лет «Звуковой анализ слова «игла» Аксарина Е.А.
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», &laq...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «Звуковой анализ слова «сани»
Занятие по обучению грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте, в средней группе №1 «Медвежата», По теме: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]» 01.04.2024 г.
Конспект занятия по обучению грамоте, в средней группе №1 «Медвежата»,По теме: «Звуковая культура речи, звуки [Ч], [Щ]»Цель:1. Объяснить детям произношение звуков &la...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Вычленение в слове ударного слога»
Конспект занятия по обучению грамотев старшей группе (5-6 лет)Тема: «Вычленение в слове ударного слога»Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательн...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Гласные и согласные звуки»
Конспект занятия по обучению грамотев старшей группе (5-6 лет)Тема: «Гласные и согласные звуки»Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных обла...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Закрепление слово различительной роли звука»
Конспект занятия по обучению грамотев старшей группе (5-6 лет)Тема: «Закрепление слово различительной роли звука»Доминирующая образовательная область:познавательное развитиеИнтеграция обра...