Основные ошибки при обучении детей чтению.
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Основные ошибки при обучении детей чтению. Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: -знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; -знание направления чтения: слева направо; -знание всех слогов слияния, присущих языку, и умение их произносить. -умение разбивать любое слово на отдельные буквы и слоги слияния. Незнание или недооценка преподавателем любого элемента техники чтения слова, приводит к ошибкам, из-за которых дети испытывают серьезные трудности при обучении чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_oshibki_pri_obuchenii_detey_chteniyu.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Основные ошибки при обучении детей чтению.

Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: 
-знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; 
-знание направления чтения: слева направо; 
-знание всех слогов слияния, присущих языку, и умение их произносить.
-умение разбивать любое слово на отдельные буквы и слоги слияния. 
Незнание или недооценка преподавателем любого элемента техники чтения слова, приводит к ошибкам, из-за которых дети испытывают серьезные трудности при обучении чтению.

Взрослые часто хотят, чтоб с самых малых лет их дитя было лучше, умнее и успешнее других. Для этого они начинают знакомить ребенка с буквами еще с двухлетнего возраста, и им это удается. В два года дети еще не готовы понимать, что такое буквы и звуки. Даже, если они смогут читать, то это будет всего лишь их умение сочетать символы букв со звуками, но понять то, что они прочитали - не смогут. Простая просьба пересказать для них окажется чем-то невозможным. Лучше всего начинать обучение чтению около 5-6 лет, когда ребенок более развит в психическом плане.

Следующая ошибка - ребенка учат называть согласные буквы как в алфавите, например: К — «КА», М — «ЭМ», Н — «ЭН» и так далее. Но когда ребенок в первый раз пытается прочитать целое слово, например: ДИВАН, то у него получается «ДЭИВЭАЭН». Он не может ничего понять. Тогда ему говорят, что, при чтении слов, буквы нужно называть без «Э». Но уже поздно — он привык к такому названию согласных и еще два-три месяца будет на этом спотыкаться.

Алфавит с опорными картинками для чтения  вообще не годен. Если ребенок запомнит, что М — машина, а А — арбуз, то он не поймет, почему при «складывании» машины и арбуза получится слово «Мама». Если спросить у него какая буква стоит впереди слова «мама», он может ответить — машина. А это неправильный подход к обучению. Учить называть букву соответствующим ей звуком нужно с самого начала обучения! Потом, когда ребенок хорошо освоит чтение, он быстро научится алфавитному названию согласных букв. Но сейчас, на начальном этапе обучения, он должен называть букву только соответствующим ей звуком: К — «К», М — «М» и так далее. 

Ошибки при чтении появляются тогда, когда ребенок некоторые звуки  вообще не умеет произносить. Если, например, ребенок не может произнести «С» (вместо «Саша» он говорит «Шаша»), то обучение чтению следует отложить до того момента, пока не появится правильное произношение. 
Обычно нескольких занятий с логопедом бывает достаточно, чтобы ребенок научился отличать звук «С» от звука «Ш» и через два раза на третий мог хоть как-то его произнести. С таким умением уже можно приступать к обучению. Но, все-таки, лучше это сделать тогда, когда ребенок научится уверенно произносить трудные звуки. Если Вам сложно посещать логопеда постоянно, возьмите у него комплекс упражнений и занимайтесь с ребенком сами. А у логопеда можно появляться лишь изредка — для консультаций. 

Ошибки при чтении появляются и тогда, когда ребенку всего один-два раза объясняют направление чтения: слева направо. Поскольку дети еще недостаточно хорошо владеют понятиями «левый» 
и «правый», то беглое объяснение не приводит к усвоению направления чтения. Они просто не знают — где первая, 
а где последняя буква слова! 

Часто, обучая ребенка чтению, взрослые допускают некоторые технические ошибки, которые или замедляют процесс, или вызывают отрицательные эмоции относительно этого дела.

Взрослые часто начинают соединять одну согласную сразу со всеми гласными: НА, НО, НУ, НЕ, НИ и т.д. Еще часто рисуют так: стоит буква Н, а от нее стрелочки, а там разные гласные (А, О, У и др.) и начинают просить ребенка сразу прочитывать слоги: НА, НО, НУ… Почему это неправильно? Во-первых, потому что ребенок и слога то самого не видит (он его как бы должен представить), а во-вторых — ребенку сложно и понимать основной смысл объединения букв в слоги, и переключать внимание каждый раз на разную гласную букву одновременно. В чтении важно не запутывать, тогда дети не будут бояться и унывать от вида букв.

Взрослые, бывает, учат читать «по буквам» так: «В и О — ВО, Д и А — ДА = ВОДА». Это звучит не слитно, и работает не дальше коротких слов. Как прочитать таким образом слово ВЕЛОСИПЕД? Пока ребенок дойдет до «…ПЕД» — он забудет, что было в начале слова.

Учитывайте эти советы при обучении чтению дошкольника, с самого начала учите ребенка читать правильно и избежите многих проблем и ошибок, которые  школе могут превратиться в стойкие и помешать учебе  в 1 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые распространенные ошибки при обучении детей чтению

В статье описаны самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучению детей чтению в домашних условиях. Взрослый, обучающий ребенка чтению, должен сосредоточить усилия на открытии перед ...

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

Самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей чтению в домашних условиях - как их избежать?...

Родительское собрание "Как предупредить возможные ошибки при обучении детей чтению"

Чтение – это основа для овладения знаниями по всем предметам....

Основные ошибки при обучении детей чтению

Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: -знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; -знание направления чтения: слева направо; -знание всех слогов с...

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях...

Основные ошибки родителей при обучении детей чтению

В основе обучения чтению – не буква, а звук....

Основные ошибки при обучении детей чтению

Техника чтения слова содержит четыре основных элемента:-знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки;-знание направления чтения: слева направо;-знание всех слогов слияния, прис...