Самые распространенные ошибки при обучении детей чтению
статья по логопедии по теме

В статье описаны самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучению детей чтению в домашних условиях. Взрослый, обучающий ребенка чтению, должен сосредоточить усилия на открытии перед ребенком звуковой формы слова, на введении его в звуковую действительность речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл camye_rasprostranennye_oshibki.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Cамые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

1. В основе обучения чтению не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «М» в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как звучит звук.

Возьмем, к примеру, звук «М». мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! ни в коем случае ЭМ! Или МЭ! ( Тем более, что буквы МЭ не существует!) Говоря таким образом, мы произносим два звука — «Э» и «М», или «М» и «Э». Данное обстоятельство только дезориентирует ребенка, и вместо слога МА он может прочитать МЭА.

Напоминаю, что ЗВУК — это то, что мы слышим и произносим. Его можно петь, тянуть, говорить, голосить, слушать. А БУКВА — это то, что мы видим и пишем, то есть графическое изображение звука.

Не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.

2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!» — и только после этого читает сам слог: «МА». Читая побуквенно длинное слово, ребенок не помнит, какие звуки назвал и что за слово из них получается. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

Родителям, занимающимся со своими детьми родным языком, необходимо учитывать следующее:

  1. В русском языке гласных ЗВУКОВ всего 6 – А,У,О,И,Ы,Э, а гласных БУКВ 10: А,О,У,И,Ы,Э, Я, Е,Е,Ю.
  2. Йотированные гласные буквы содержат по два звука: Я=Й+А, Е=Й+Э, Е=Й+О, Ю=Й+У.
  3. Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке – 42, за счет мягких согласных (например, буква М обозначает два звука – М и МЬ, как в словах мал-мял; буква Б обозначает два звука – Б и БЬ, как в словах был-бил и т.д.
  4. Звуки Ц, Ж, Ш не имеют мягких пар, они всегда твердые. Звуки Й, Ч, Щ не имеют твердых пар, они всегда мягкие.  

 

                   Учитель-логопед        Максимова Т.А.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

Самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей чтению в домашних условиях - как их избежать?...

Родительское собрание "Как предупредить возможные ошибки при обучении детей чтению"

Чтение – это основа для овладения знаниями по всем предметам....

Основные ошибки при обучении детей чтению

Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: -знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; -знание направления чтения: слева направо; -знание всех слогов с...

Основные ошибки при обучении детей чтению.

Основные ошибки при обучении детей чтению. Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: -знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; -знание направления чтения: с...

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях...

самые распространеные ошибки, при обучении чтению

самые распространеные ошибки, при обучении чтению...

Основные ошибки при обучении детей чтению

Техника чтения слова содержит четыре основных элемента:-знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки;-знание направления чтения: слева направо;-знание всех слогов слияния, прис...