Основные ошибки при обучении детей чтению
статья (подготовительная группа)

Петрова Елена Александровна
 

Техника чтения слова содержит четыре основных элемента:

-знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки;

-знание направления чтения: слева направо;

-знание всех слогов слияния, присущих языку, и умение их произносить;

-умение разбивать любое слово на отдельные буквы и слоги слияния.

Незнание или недооценка любого элемента техники чтения слова, приводит к ошибкам, из-за которых дети испытывают серьезные трудности при обучении чтению.

В основе обучения чтению – не буква, а звук.

Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит звук.

Возьмем, к примеру, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М. И букву М необходимо называть так же: М. Ни в коем случае не ЭМ, говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).

И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Следите, чтобы он не останавливался после первой буквы и прочел слитно буквы слога.

Не смешивайте понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать. Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.

Причины отказа ребенка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому  что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как к таковой и он не сознает ценности чтения книг. Он может видеть небрежное отношение к книге родителей. Ведь культура обращения с книгой, интерес к ней закладывается в семье.

Даже если в семье существует культ книги, помните, что самостоятельное чтение дается детям вначале всегда с трудом. Это необходимо понимать и относиться с сочувствием.  Как все просто представлялось ребенку: выучу буквы и можно читать. Но какое его ждет разочарование – буквы знает, а сложить их так трудно. Надо объяснить, что и взрослым было в начале так же трудно учиться читать, но помог труд, терпение. Надо набраться терпения прежде всего вам, взрослым, несмотря на дефицит времени и охватывающее вас раздражение.

Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не употребляйте заключение по типу: «Так ты никогда не научишься читать!».

Фактор новизны книги имеет большое значение. Если ребенку знакомо произведение, он будет сбиваться на пересказ, догадки. Значит, лучше брать новую литературу, но интересную и доступную без непонятных и сложных слов.

Хорошо взять ребенка с собой в библиотеку или магазин и выбрать книгу, учитывая его желание. В этом случае интерес к чтению возрастет. Не забывайте, что первое чтение – это чтение вслух.

Пусть он проговаривает то, что читает.

Была рада быть Вам полезной и желаю успехов!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые распространенные ошибки при обучении детей чтению

В статье описаны самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучению детей чтению в домашних условиях. Взрослый, обучающий ребенка чтению, должен сосредоточить усилия на открытии перед ...

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

Самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей чтению в домашних условиях - как их избежать?...

Родительское собрание "Как предупредить возможные ошибки при обучении детей чтению"

Чтение – это основа для овладения знаниями по всем предметам....

Основные ошибки при обучении детей чтению

Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: -знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; -знание направления чтения: слева направо; -знание всех слогов с...

Основные ошибки при обучении детей чтению.

Основные ошибки при обучении детей чтению. Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: -знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; -знание направления чтения: с...

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях...

Основные ошибки родителей при обучении детей чтению

В основе обучения чтению – не буква, а звук....