Родительское собрание "Как предупредить возможные ошибки при обучении детей чтению"
консультация (подготовительная группа) на тему
Чтение – это основа для овладения знаниями по всем предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 26.46 КБ |
na_sayt.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Как предупредить возможные ошибки при обучению детей чтению.
Различные нарушения речи у детей известны с давних времен и существовали всегда, но в последние десятилетия количество речевых нарушений значительно увеличилось и имеет «утяжеленный» затяжной характер. Практика показывает, что большинство родителей не придают серьезного значения несовершенству речи детей в дошкольном возрасте и обращаются за логопедической помощью в случае длительной задержки речи у детей или по поводу «лежащих на поверхности» дефектов звукопроизношения. Но эти замечаемы дефекты лишь вершина айсберга, самая основная и наиболее тяжелая часть которого до поры до времени остается скрытой. Полностью она проявляет себя лишь после прихода ребенка в школу, доставив много неприятностей ему самому, педагогам и родителям.
Каким образом, недостаточно сформирована устная речь дошкольника, может повлиять на обучение младшего школьника? В первую очередь, она приведет к трудностям и ошибкам при обучению чтению, и как следствие, к нарушению письменной речи. Как Вы знаете, правильное, грамотное чтение – это залог успешного обучения в школе. Чтение – это основа для овладения знаниями по всем предметам.
Что такое «дислексия»? И какие бывают ошибки при обучению чтению?
Стойкие, постоянно повторяющиеся ошибки при чтении, называют «дислексией». Распознать дислексию трудно, так как многие дети читают медленно, плохо, с многочисленными ошибками, с постоянным «перевиранием» слов. Часто ошибки при дислексии объясняют простым нежеланием читать, т.е ленью. Эти учащиеся и в самом деле не любят читать, потому что процесс чтения для них очень труден и они плохо понимают прочитанное или вообще не понимают. У многих учащихся с дислексией появляется страх перед чтением и возникают другие невротические расстройства, которые в подростковом возрасте могут приводить к отклонениям в поведении. Значительная часть этих учащихся, в случаях неоказания им логопедической помощи остается на всю жизнь полуграмотной.
Основные виды дислексических ошибок.
- Неправильное называние при чтении некоторых букв (неузнавание их), что может иметь двоякую причинную обусловленность: внешнее сходство; неразличение на слух соответстующих этим буквам звуков).
- Побуквенное (вместо послогового) чтение, которое связано с неумением синтезировать отдельные буквы и слоги. Часто после каждого звука появляются призвуки (кэ-а-рэ-тэ-а).
- Искажение звуко - слоговой структуры слов, выражающееся в пропусках букв, в добавлении лишних букв и в изменении их последовательности.
- Зеркальное прочитывание некоторых слов («но» читает «он»).
- Стремление ребенка читать всю строку справа налево или прочитывать всю страницу, начиная с правого нижнего угла, тоже в направлении справа налево, постепенно поднимаясь по строчкам.
- Соскальзывание при чтении с одной строки на другую: прочитав несколько слов на одной строке, ребенок вдруг «на середину верхней или нижней строки, затем вновь возвращается на прежнюю и т.д.
- Долгое время сохраняющися медленный темп чтения и его «неплавность», «спотыкающийся характер», при котором ни о какой выразительности чтения вообще не приходится говорить.
- Нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении.
Каковы причины дислексий?
- Недостаточно сформированная фонематическая система языка.
- Нарушение зрительно – пространственных представлений. Несформированность этих систем или нарушения в их развитии не позволяют ребенку полноценно овладеть первым этапом чтения – техникой.
Как предупредить дислексию?
Для предупреждения фонематической дислексии, которая проявляется в нарушении слуховой дифференциации звуков: ребенок не знает как «озвучить» букву – то ли это С или Ш, (ошибки в назывании одних и тех же букв повторяются систематически) необходимо воспитать у детей слуховую дифференциацию звуков. Т.е. необходимо научить ребенка на слух различать звуки, которые резко отличаются по звучанию (М - Р), а так же различать звуки, сходные по звучанию (Ч –Щ, С –З и т.д.).
Для того, чтобы ребенок в процессе чтения не искажал звуко - слоговую структуру слова, необходимо в дошкольном возрасте научить проводить его фонематический анализ (например, в слове ДОМ, попросить ребенка назвать первый звук, второй, третий) и синтез слов (составить слово из звуков. Например, назвав ребенку три звука: М,А,К, спросить его какое слово получится?
Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать согласные и гласные звуки, твердые согласные звуки и мягкие согласные звуки (Б – Бь, Т-Ть и т.д.); делить слова на слоги, называть первый, второй, третий слог.
Для предупреждения оптической дислексии, которая связана с нарушением зрительно – пространственных представлений, необходимо в дошкольном возрасте сформировать пространственные представления.
Оптическая дислексия и ее предупреждение. | |
В стремлении читать справа налево. Проявляется в трудностях усвоения зрительных образов букв. Соскальзывание с одной строки на другую | Профилактика: формирование пространственных представлений:
|
У детей дошкольного возраста рано проявляется интерес к букве. Можно с детьми играть: «совмещать» зрительный и слуховой образ буквы в одном объекте (буква изображается в виде похожего на нее предмета, название которого начинается с соответствующего этой букве звука). Буква Ж – изображается в виде жука. Т –труба и т.д. Таким образом, мы поможем ребенку установить связь между звуком и буквой, и соответственно, запомнить букву.
Эти виды дислексий проявляются на первом этапе овладения чтения – на этапе овладения его техникой. Ребенка затрудняют самые элементарные вещи – различение звуков и букв и соединение их в слоги и слова.
Существует и такой вид дислексии, который обнаруживается уже после овладения учеником техникой чтения:
- семантическая дислексия
непонимание или неполное понимание смысла прочитанного при технически правильном и достаточно беглом чтении – для этого необходимо, чтобы к началу школьного обучения ребенок имел достаточный словарный запас понимаемых слов. Иначе, хорошо прочитав текст, но не зная значения многих слов, ребенок не может понять, о чем он прочитал.
- аграмматическая дислексия
выражается в том, что грамматически правильно написанный текст ученики воспринимают «аграмматично», что наиболее ярко проявляется в неправильном употреблении ими окончаний слов.
Причина: несформированность грамматического строя устной речи.
Ученики прочитывают окончания слов так, как привыкли их произносить ( напр: «я был у сестры» читается «Я был у сестре».
Как предупредить данные нарушения? Необходимо в дошкольном возрасте сформировать грамматический строй устной речи:
- Помочь ребенку усвоить основное смысловое значение каждой неправильно употребляемой им грамматической формы ( употребление предлогов).
- Научить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы по аналогии (котик, носик…).
- Воспитывать у ребенка прочный навык правильного употребления грамматических форм.
Важный прием для нормализации грамматического строя речи у школьников - систематическое, неторопливое (вдумчивое) чтение.
В обязательном дочитывании, (а не «домысливании»!) окончаний слов, которое постепенно будет усваиваться учеником.
В завершении разговора хочется еще раз подчеркнуть важность целенаправленной работы в формировании устной речи у детей дошкольного возраста и о главной роли родителей в процессе ее формирования. Только под постоянным родительским контролем над речью ребенка, сопровождаемым необходимыми поправками и пояснениями возможен хороший результат, успех.
Предварительный просмотр:
Как предупредить возможные ошибки при обучению детей чтению.
Различные нарушения речи у детей известны с давних времен и существовали всегда, но в последние десятилетия количество речевых нарушений значительно увеличилось и имеет «утяжеленный» затяжной характер. Практика показывает, что большинство родителей не придают серьезного значения несовершенству речи детей в дошкольном возрасте и обращаются за логопедической помощью в случае длительной задержки речи у детей или по поводу «лежащих на поверхности» дефектов звукопроизношения. Но эти замечаемы дефекты лишь вершина айсберга, самая основная и наиболее тяжелая часть которого до поры до времени остается скрытой. Полностью она проявляет себя лишь после прихода ребенка в школу, доставив много неприятностей ему самому, педагогам и родителям.
Каким образом, недостаточно сформирована устная речь дошкольника, может повлиять на обучение младшего школьника? В первую очередь, она приведет к трудностям и ошибкам при обучению чтению, и как следствие, к нарушению письменной речи. Как Вы знаете, правильное, грамотное чтение – это залог успешного обучения в школе. Чтение – это основа для овладения знаниями по всем предметам.
Что такое «дислексия»? И какие бывают ошибки при обучению чтению?
Стойкие, постоянно повторяющиеся ошибки при чтении, называют «дислексией». Распознать дислексию трудно, так как многие дети читают медленно, плохо, с многочисленными ошибками, с постоянным «перевиранием» слов. Часто ошибки при дислексии объясняют простым нежеланием читать, т.е ленью. Эти учащиеся и в самом деле не любят читать, потому что процесс чтения для них очень труден и они плохо понимают прочитанное или вообще не понимают. У многих учащихся с дислексией появляется страх перед чтением и возникают другие невротические расстройства, которые в подростковом возрасте могут приводить к отклонениям в поведении. Значительная часть этих учащихся, в случаях неоказания им логопедической помощи остается на всю жизнь полуграмотной.
Основные виды дислексических ошибок.
- Неправильное называние при чтении некоторых букв (неузнавание их), что может иметь двоякую причинную обусловленность: внешнее сходство; неразличение на слух соответстующих этим буквам звуков).
- Побуквенное (вместо послогового) чтение, которое связано с неумением синтезировать отдельные буквы и слоги. Часто после каждого звука появляются призвуки (кэ-а-рэ-тэ-а).
- Искажение звуко - слоговой структуры слов, выражающееся в пропусках букв, в добавлении лишних букв и в изменении их последовательности.
- Зеркальное прочитывание некоторых слов («но» читает «он»).
- Стремление ребенка читать всю строку справа налево или прочитывать всю страницу, начиная с правого нижнего угла, тоже в направлении справа налево, постепенно поднимаясь по строчкам.
- Соскальзывание при чтении с одной строки на другую: прочитав несколько слов на одной строке, ребенок вдруг «на середину верхней или нижней строки, затем вновь возвращается на прежнюю и т.д.
- Долгое время сохраняющися медленный темп чтения и его «неплавность», «спотыкающийся характер», при котором ни о какой выразительности чтения вообще не приходится говорить.
- Нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении.
Каковы причины дислексий?
- Недостаточно сформированная фонематическая система языка.
- Нарушение зрительно – пространственных представлений. Несформированность этих систем или нарушения в их развитии не позволяют ребенку полноценно овладеть первым этапом чтения – техникой.
Как предупредить дислексию?
Для предупреждения фонематической дислексии, которая проявляется в нарушении слуховой дифференциации звуков: ребенок не знает как «озвучить» букву – то ли это С или Ш, (ошибки в назывании одних и тех же букв повторяются систематически) необходимо воспитать у детей слуховую дифференциацию звуков. Т.е. необходимо научить ребенка на слух различать звуки, которые резко отличаются по звучанию (М - Р), а так же различать звуки, сходные по звучанию (Ч –Щ, С –З и т.д.).
Для того, чтобы ребенок в процессе чтения не искажал звуко - слоговую структуру слова, необходимо в дошкольном возрасте научить проводить его фонематический анализ (например, в слове ДОМ, попросить ребенка назвать первый звук, второй, третий) и синтез слов (составить слово из звуков. Например, назвав ребенку три звука: М,А,К, спросить его какое слово получится?
Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать согласные и гласные звуки, твердые согласные звуки и мягкие согласные звуки (Б – Бь, Т-Ть и т.д.); делить слова на слоги, называть первый, второй, третий слог.
Для предупреждения оптической дислексии, которая связана с нарушением зрительно – пространственных представлений, необходимо в дошкольном возрасте сформировать пространственные представления.
Оптическая дислексия и ее предупреждение. | |
В стремлении читать справа налево. Проявляется в трудностях усвоения зрительных образов букв. Соскальзывание с одной строки на другую | Профилактика: формирование пространственных представлений:
|
У детей дошкольного возраста рано проявляется интерес к букве. Можно с детьми играть: «совмещать» зрительный и слуховой образ буквы в одном объекте (буква изображается в виде похожего на нее предмета, название которого начинается с соответствующего этой букве звука). Буква Ж – изображается в виде жука. Т –труба и т.д. Таким образом, мы поможем ребенку установить связь между звуком и буквой, и соответственно, запомнить букву.
Эти виды дислексий проявляются на первом этапе овладения чтения – на этапе овладения его техникой. Ребенка затрудняют самые элементарные вещи – различение звуков и букв и соединение их в слоги и слова.
Существует и такой вид дислексии, который обнаруживается уже после овладения учеником техникой чтения:
- семантическая дислексия
непонимание или неполное понимание смысла прочитанного при технически правильном и достаточно беглом чтении – для этого необходимо, чтобы к началу школьного обучения ребенок имел достаточный словарный запас понимаемых слов. Иначе, хорошо прочитав текст, но не зная значения многих слов, ребенок не может понять, о чем он прочитал.
- аграмматическая дислексия
выражается в том, что грамматически правильно написанный текст ученики воспринимают «аграмматично», что наиболее ярко проявляется в неправильном употреблении ими окончаний слов.
Причина: несформированность грамматического строя устной речи.
Ученики прочитывают окончания слов так, как привыкли их произносить ( напр: «я был у сестры» читается «Я был у сестре».
Как предупредить данные нарушения? Необходимо в дошкольном возрасте сформировать грамматический строй устной речи:
- Помочь ребенку усвоить основное смысловое значение каждой неправильно употребляемой им грамматической формы ( употребление предлогов).
- Научить ребенка самостоятельно образовывать грамматические формы по аналогии (котик, носик…).
- Воспитывать у ребенка прочный навык правильного употребления грамматических форм.
Важный прием для нормализации грамматического строя речи у школьников - систематическое, неторопливое (вдумчивое) чтение.
В обязательном дочитывании, (а не «домысливании»!) окончаний слов, которое постепенно будет усваиваться учеником.
В завершении разговора хочется еще раз подчеркнуть важность целенаправленной работы в формировании устной речи у детей дошкольного возраста и о главной роли родителей в процессе ее формирования. Только под постоянным родительским контролем над речью ребенка, сопровождаемым необходимыми поправками и пояснениями возможен хороший результат, успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самые распространенные ошибки при обучении детей чтению
В статье описаны самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучению детей чтению в домашних условиях. Взрослый, обучающий ребенка чтению, должен сосредоточить усилия на открытии перед ...
Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях
Самые распространенные ошибки, которые допускают взрослые при обучении детей чтению в домашних условиях - как их избежать?...
Основные ошибки при обучении детей чтению
Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: -знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; -знание направления чтения: слева направо; -знание всех слогов с...
Основные ошибки при обучении детей чтению.
Основные ошибки при обучении детей чтению. Техника чтения слова содержит четыре основных элемента: -знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки; -знание направления чтения: с...
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях...
Основные ошибки при обучении детей чтению
Техника чтения слова содержит четыре основных элемента:-знание всех букв и умение произносить соответствующие им звуки;-знание направления чтения: слева направо;-знание всех слогов слияния, прис...
Как предупредить возможные трудности в обучении?
Подготовка ребенка к школе с интеллектуальной, познавательной точки зрения для многих родителей становиться главной, а иногда единственной целью. Очень многие родители, к сожалению, недооценивают уров...