КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ: ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [Й'], БУКВОЙ Й. (СТАРШАЯ ГРУППА)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Знакомство с согласным звуком [й'], буквой Й. Занятие интегрированное включает в себя материал по разделам программы: ознакомление с художественной литературой и развитие речи, развитие экологических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Маркелова Анна Леонидовна,
воспитатель,
МАДОУ № 163, г. Кемерово
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ:
ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [Й'], БУКВОЙ Й.
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Цель
Знакомство с согласным звуком [й'], буквой Й.
Задачи
Учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й'] в словах.
Закреплять умения детей составлять звуковые схемы слов, правильно характеризовать звуки в заданном слове. Вычленение словесного ударения.
Развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление, память, наблюдательность.
Расширять кругозор детей.
Воспитывать интерес к звучащей речи, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца.
Воспитывать любовь к природе и животным.
Материалы
Набор для моделирования «Погода». Элементы с изображением явлений окружающей среды (облака, тучи, сосульки, ручьи, сугробы, дождь, снег др.), временного отрезка (месяц, день недели, число). Карточка с изображением буквы Й. Картинка с изображением различных предметов, начинающихся на звук [й'] (йод, йог, йогурт, йоркширский терьер). Карточки с картинками (йод, йог, линейка, сойка, чайник, шайба, хоккей, змей, чай, трамвай). Фишки красного, зеленого, синего, черного цветов на каждого ребенка.
Ход
Воспитатель предлагает детям подойти к календарю природы.
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года, месяц? Какой день недели? Какое сегодня число? А теперь подойдите к окну и посмотрите, какая сегодня погода, какой день? (Дети выставляют на календаре природы название месяца дня недели, дату. Прикрепляют элементы явлений окружающей среды).
Дети. День весенний, солнечный/пасмурный, ветреный/безветренный, теплый/холодный.
Воспитатель. Послушайте внимательно эти слова и выделите в них последний звук. Какой это звук?
Дети. Звук [й'].
Воспитатель. Правильно, это звук [й'], а буква которая дает этот звук называется «и краткая». В чем особенность букв и звуков?
Дети. Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.
Воспитатель. А как вы думаете звук [й'], какой гласный или согласный? Почему?
Дети. Согласный. Потому что его нельзя пропеть, произносится коротко.
Воспитатель. Молодцы, а еще звук [й'] всегда мягкий. Каким цветом обозначаются мягкие/твердые звуки?
Дети. Мягкие звуки обозначаются зеленым цветом, твердые синим (воспитатель прикрепляет к доске карточку с изображением буквы Й).
Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение про букву «и краткую».
Знай, что Й зовут «И кратким».
Й как И В твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху палочку пиши.
А теперь посмотрите на картинку, на которой изображены различные предметы. Произнесите названия только тех предметов, которые начинаются на звук [й'].
Дети. Йод, йог, йогурт, йоркширский терьер.
Воспитатель. Поиграем в игру «Топни – хлопни» (Воспитатель просит одного из ребенка напомнить правила игры).
Дети. Если в слове слышим звук [й'], хлопаем, если нет – топаем.
Воспитатель. Произносит по порядку слова, четко проговаривая все звуки.
Лиса, соловей, игра, лицо, троллейбус, змей, линейка, автобус, чай, кролик.
Воспитатель. Молодцы! А сейчас выполните следующее задание. Необходимо определить позицию звука [й'] в слове, где мы слышим звук [й'] в начале слова, в середине или в конце. Для этого я раздам вам карточки с картинками, а вам необходимо поселить свою карточку в нужный домик.
(Воспитатель раздает карточки с картинками (йод, йог, линейка, сойка, чайник, шайба, хоккей, змей, чай, трамвай). На доске прикреплены три домика со схемами звук [й'] в начале слова, в середине, в конце).
Воспитатель. Среди картинок было изображение птицы, эта птица называется сойка, и сейчас я расскажу вам про нее (показывает картинку с изображением сойки).
По своим размерам сойка похожа на сороку. Смотрится птица в своем наряде очень ярко и красиво. Однако, разглядеть ее не так-то просто, ведь сойки очень пугливые птицы. В холодный зимний период сойки не всегда мигрируют в страны с теплым климатом. Улетают с насиженных мест только в случае неурожая. Зимой, когда снежный покров препятствует добыче корма, эти птицы выбираются из леса на более открытые участки и появляются возле жилища людей.
Однако сойка - лесная жительница, именно в лесу проводит она всю свою жизнь. Данный вид питается как растительной, так и животной пищей. Это могут быть семена, ягоды, насекомые, ящерицы, лягушки, яйца более мелких птиц. Представители данного вида могут нападать на мелких грызунов, птенцов и молодых певчих птах, которые недавно научились летать.
Сойка – очень сообразительная птица. Она делает запасы: собирает и прячет желуди. Птица может запасти до 4 кг желудей.
Голос сойки резкий и дребезжащий. Птицы данного вида умеют подражать пению других птиц и человеческому голосу. (В конце рассказа воспитатель включает аудио запись с пением сойки).
Воспитатель. А теперь мы с вами сделаем звуковой анализ слова «сойка».
(Каждый ребенок за столом составляет звуковую схему слова «сойка»)
Давайте проверим, правильно ли вы сделали звуковую схему.
Какой первый звук в слове «сойка»?
Дети. Звук [с], согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Воспитатель. Какой второй звук?
Дети. Звук [о], гласный, обозначается красным цветом.
Воспитатель. Какой третий звук?
Дети. Звук [й'], согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.
Воспитатель. Какой четвертый звук?
Дети. Звук [к], согласный, твердый, обозначается синим цветом.
Воспитатель. Какой пятый звук?
Дети. Звук [а], гласный, обозначается красным цветом.
Воспитатель. Отметьте черной фишкой ударный гласный звук, назовите его.
Дети. Звук [о].
Воспитатель. Сколько слогов в слове «сойка»?
Дети. Два слога.
Воспитатель. Давайте сделаем физминутку, которая называется «Буквы».
В старом дереве дупло –
Это домик буквы О.
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
В гости к нам издалека
Прибежала буква А.
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться
То попрыгают немножко
То похлопают в ладошки
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут.
Воспитатель. Молодцы, дети, хорошо с вами поиграли! С какой новой буквой и звуком вы сегодня познакомились? Охарактеризуйте его.
Дети. Познакомились с буквой «и краткая», со звуком [й']. Звук [й'] согласный, всегда мягкий, обозначается зеленым цветом.
Воспитатель. Голос, какой птицы вы сегодня слушали?
Дети. Сойки.
Воспитатель. Что еще сегодня мы с вами делали?
Дети. Отвечали на вопросы, играли в игры, слушали стихотворение, рассказ, составляли звуковую схему слова и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)
Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...
Конспект занятия по основам первоначальной грамоты в подготовительной к школе группе «Черепашки» на тему: «Загадай, мы отгадаем».
Цель:1. Продолжать развивать способности проводить звуковой анализ слова и качественно характеризовать звуки.2. Закреплять умение вычленять словесное ударение.3. Воспитывать у детей уважение к труду л...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Глухой согласный звук [ч], буква Ч»
Занятие направлено на достижение таких целей, как: Познакомить детей с новым звуком и буквой. Способствовать развитию...
Конспект НОД по основам первоначальной грамоты «Знакомство с термином «слово» по программе «Развитие» (старшая группа)
laquo;Знакомство с термином «слово»...
Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звук ЛЬ - буква Л" (старшая группа)
Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звук ЛЬ - буква Л" (старшая группа)...
Конспект занятия "От звука к букве" в старшей группе на тему: "Буква Е"
Конспект занятия в старшей группе «От звука к букве»Воспитатель: Меньшова Н.О.ТЕМА: « БУКВА Е.ЧТЕНИЕ СЛОГОВ, СЛОВ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»...