Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Козлова Елена Николаевна

 

Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.

Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

Упражнять в чтении слогов с буквами Р и Л, назывании слов с данными слогами.

Учить самостоятельно, составлять предложения, определять количество слов в нём.

Продолжать знакомить со схемой предложения.

Учить выделять из фона знакомые буквы Р и Л, закрашивать их.

Развивать внимание, фонематический слух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л»

(старшая группа)

Цель: Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.

Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

Упражнять в чтении слогов с буквами Р и Л, назывании слов с данными слогами.

Учить самостоятельно, составлять предложения, определять количество слов в нём.

Продолжать знакомить со схемой предложения.

Учить выделять из фона знакомые буквы Р и Л, закрашивать их.

Развивать внимание, фонематический слух.

Материал: ростовые куклы Буратино и Мальвина;

наборное полотно, буквы Р и Л;

«коврики» с цветными кружками (красные и голубые) ;

картинки на тему «Полезные продукты»,

карточки-схемы для определения места звука в слове;

цветные полоски для составления схемы предложения;

листы с заданием (коллаж из букв, карандаши синего цвета;

ноутбук (презентация «Слоги», картинки).

Ход занятия:

В: - Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться со звуками. Но у меня для вас сюрприз! Я пригласила к нам в гости ваших любимых сказочных героев: Буратино и Мальвину, но их почему-то нет. Пойду, поищу…

(Воспитатель выходит, затем возвращается – одев куклу Буратино.)

Б: - Здравствуйте, ребята! Чем вы здесь занимаетесь? Я очень хочу научиться читать. Мы с Мальвиной тоже учим буквы и звуки. У меня даже есть любимый звук. Угадайте, какой.

Буратино произносит чистоговорку:

Ра-ра-ра- настала зимняя пора.

Дети произносят чистоговорку громко и шёпотом, выделяют звук Р. Буратино показывает букву Р.

Б: - А у Мальвины другой любимый звук. Вот послушайте:

Ло-ло-ло- есть у белочки дупло.

Буратино показывает букву Л.

Б: - Ребята, что вы видите перед собой – буквы или звуки? Помогите мне разобраться, чем отличаются буквы и звуки.

 Дети объясняют, что звуки мы слышим, а буквы пишем.

Б: - А ещё Мальвина говорила, что все звуки делятся на какие-то группы, а я забыл, какие они бывают… (гласные и согласные, твёрдые и мягкие)

Б: - Ребята, скажите, а что общего у звуков Р и Л? (они оба согласные, могут быть твёрдыми и мягкими, произносятся при помощи язычка) .

- А чем они отличаются? (язычок в разных позициях: при призношении звука Р - поднимается кверху и дрожит, а звука Л – крепко прижимается к верхним зубкам) .

Появляется кукла – Мальвина.

М: - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Буратино! Что ты здесь делаешь?

Б: - Я с ребятами учу звуки и буквы Р и Л.

М: - А я знаю очень интересную игру с этими звуками. Ребята, вы хотите поиграть?

Дети садятся за столы. Проводится игра «Укрась коврик».

М: - Украшать коврик мы будем при помощи цветных кружочков, начиная с верхней строки слева направо. Я буду называть вам слова, а вы, если услышите в слове звук Р, положите на коврик красный кружок, а если звук Л – голубой кружок.

По окончании игры проверяется правильность выполнения задания.

М: - Что-то Буратино заскучал. Буратино, о чём ты задумался?

Б: - Я забыл, что получается, когда два звука соединяются вместе…

Включается ноутбук. Дети подходят к Буратино, читают слоги с буквами Р и Л, придумывают слова с ними, рассматривают картинки.

Б: - Я совсем устал! Наверное, пора отдохнуть…

Физминутка.

Буратино загадывает детям загадки:

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса.  А зовут ее (лиса).

 Летит, пищит, ножки длинные тащит,

Случай не упустит, Сядет, и укусит (комар).

дети отгадывают их и показывают отгадки при помощи жестов, мимики, движений, выполняют зарядку с Буратино:

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Ключик так и не нашёл…

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Б: - Что-то я проголодался! Сейчас бы чипсов поесть, Кока-колы попить…

М: - Буратино, разве ты не знаешь, что всё это очень вредно для здоровья?

Пойдём с нами, мы с ребятами расскажем тебе о продуктах, которые приносят пользу.

Дети с Мальвиной подходят к выставке картинок «Полезные продукты». Мальвина предлагает детям выбрать продукты, в названии которых есть звуки Р, Рь или Л, Ль при этом мальчики должны назвать продукты со звуком Р, а девочки – со звуком Л.

Дети находят и называют слова, Мальвина уточняет, где находится выделенный звук в слове – в начале, в середине или в конце.

Б: - Спасибо вам, ребята, я всё понял. Буду есть только полезные продукты.

А Мальвина, хоть и бывает вредной, но всё равно она самая красивая и умная девочка на свете. Сейчас мне очень хочется сделать ей комплимент! Помогите мне придумать предложения со словом «Мальвина», так, чтобы ей понравилось.

Дети называют предложения, определяют количество слов в них, Буратино на доске составляет схемы этих предложений, закрепляет понятия: заглавная буква в начале и точка в конце предложения.

М: - Спасибо, Буратино, и вам, ребята! Я очень люблю комплименты!

Ну, а тебе, Буратино, понравилось сегодня играть с ребятами? А с какими буквами ты сегодня познакомился?

Б: - Забыл…

М: - Ребята, напомните Буратино эти буквы. А чтобы он их больше не забывал, я предлагаю вам найти и раскрасить эти буквы на волшебных листочках и подарить Буратино.

Дети выполняют задание. Мальвина и Буратино благодарят ребят, прощаются и уходят.

Возвращается воспитатель.

В: - Ребята, я нигде не нашла Буратино и Мальвину. Они к вам сюда не заходил?

Чем вы с ним занимались? Какие задания, игры вам понравились?

Что было самым интересным? Самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Воспитатель: Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект занятияпо подготовке детей к обучению грамотев подготовительной группеВоспитатель: Пучкина В. А.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группы. Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Закрепить у детей знания, полученные р...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Тема: «Заколдованный замок».Цель: Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на...