Конспект образовательной деятельности по грамоте на тему: "Звук и буква М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

ДАННЫЙ КОНСПЕТ ПРЕДУСМОТРЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА и будет интересен для воспитателей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_gramote.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по грамоте для старшего возраста на тему: «Звук и буква М»

Цель: Учить детей выделять первый согласный звук в слове. Объяснить понятия твердый и мягкий звук. Познакомить с буквой «М». Развивать слуховое внимание и восприятие, артикуляторную моторику, зрительно-моторную координацию; формировать навыки звукового анализа, воспитывать навыки сотрудничества.

Оборудование: магнитная доска; мишка; картинки с изображениями, машины, мяча; демонстрационное пособие с буквой М, картинки с Звуковичками, слоги, сигнальные карточки, счетные палочки, мяч для игры, кассы букв, тетради.

Ход образовательной деятельности:

I Организационный момент:

В: Ребята, сегодня к нам  пришел гость. Кто это?

Это медвежонок. Давайте спросим, как его зовут?

- Микки.

Он очень хочет  сегодня быть вместе с вами. Вы согласны?

В: Тогда, проходи, занимай вот здесь место. И вы ребята присаживайтесь,  мы начинаем нашу игру-путешествие по волшебной стране звуков и букв.

II. Повторение изученного материала:

В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

+ Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

-  А, О, У.

В: Они какие?

- Гласные.

В: Как они произносятся?

- Свободно, легко, с голосом.

III. Усвоение нового материала:

1) Введение в тему.

К.: Ребята, я хочу загадать вам загадку?

1. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. /машина/

(показывается машина – игрушка)

2. Прыг – скок, прыг – скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш весёлый …(Мячик.)

В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.

В: Назовите первые звуки в этих словах. - [М]

В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2) Уточнение артикуляции звука.

В: Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).

В: Что происходит с нашими губами?

(Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

В: А воздух выходит свободно? ( нет.)

В: Что ему мешает? (губы.)

3) Характеристика звуков.

В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

( согласными.)

В: Значит, звуки [М] и [М'] какие? (согласные)

В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как звенит голос?

В: Значит звуки [М] и [М'] какие? (звонкие.)

В: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?( синим.)

В: А мягкие? (зеленым.)

В: Вот посмотрите на наших помощников  Звуковичков. У синего Звуковичка, что лежит в кармашке? (рисунок с машиной.)

В: Какой первый звук в этом слове?( [М])

В: А значит звук [М] какой?( твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.)

В: А у зеленого Звуковичка , что нарисовано на кармашке? (Мяч.)

В: Какой первый звук?

В: Он какой твердый или мягкий? ( Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.)

В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М'] какие?

( Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.)

4) Игры на развитие фонематического слуха

А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый - мягкий»

У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.

Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)

Мишка Микки: А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М. (морковь, помидор.)

- Назовите фрукты и ягоды с этими звуками. (смородина, мандарин, малина, лимон.)  

- А теперь назовите весенние месяца со звуком М. ( март, май.)

В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет

В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(дети берут карточки и цветные квадратики)

В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки).

5) Физкультурная минутка.

Игра с мячом «Один-много со звуком «М» (на слуховое восприятие)

6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной).

- Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? ( Буква.)

- Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?

Сколько в ней элементов?

Сложите её из палочек.

 А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

 А ещё нам нужно поселить её в свой домик. Скажите, в каком домике она будет жить?

(В  синем.)

7) Чтение слогов по слоговой таблице.

Ф: Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой.

А А

О О

М У У М (индивидуально, хором)

IV. Работа в тетради.

В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М(показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М.

V. Звуко – буквенный анализ.

В: Ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?  (МАМА)

В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)

В: А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

VI. Итог. Обобщение.

Мишка: Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Мне у вас очень понравилось. Но мне пора прощаться с вами и спешить к своим лесным друзьям. Я обязательно к вам ещё не раз приду.  До свидания!

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Звук [о] и буква Оо »

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИТема: «Звук [о] и буква Оо »...

конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г

Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки [х], [х`]. Буква Х"

Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. На занятии дети знакомятся со звуками [х], [х`], их акустико-артикуляционной характеристикой, учатся выделят...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Занятие для детей с общим недоразвитием речи, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и подготовку к обучению грамоте....