Конспект образовательной деятельности по грамоте на тему: "Звук и буква М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
ДАННЫЙ КОНСПЕТ ПРЕДУСМОТРЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА и будет интересен для воспитателей детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_gramote.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по грамоте для старшего возраста на тему: «Звук и буква М»
Цель: Учить детей выделять первый согласный звук в слове. Объяснить понятия твердый и мягкий звук. Познакомить с буквой «М». Развивать слуховое внимание и восприятие, артикуляторную моторику, зрительно-моторную координацию; формировать навыки звукового анализа, воспитывать навыки сотрудничества.
Оборудование: магнитная доска; мишка; картинки с изображениями, машины, мяча; демонстрационное пособие с буквой М, картинки с Звуковичками, слоги, сигнальные карточки, счетные палочки, мяч для игры, кассы букв, тетради.
Ход образовательной деятельности:
I Организационный момент:
В: Ребята, сегодня к нам пришел гость. Кто это?
Это медвежонок. Давайте спросим, как его зовут?
- Микки.
Он очень хочет сегодня быть вместе с вами. Вы согласны?
В: Тогда, проходи, занимай вот здесь место. И вы ребята присаживайтесь, мы начинаем нашу игру-путешествие по волшебной стране звуков и букв.
II. Повторение изученного материала:
В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
+ Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
- А, О, У.
В: Они какие?
- Гласные.
В: Как они произносятся?
- Свободно, легко, с голосом.
III. Усвоение нового материала:
1) Введение в тему.
К.: Ребята, я хочу загадать вам загадку?
1. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. /машина/
(показывается машина – игрушка)
2. Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый …(Мячик.)
В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
В: Назовите первые звуки в этих словах. - [М]
В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
2) Уточнение артикуляции звука.
В: Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).
В: Что происходит с нашими губами?
(Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
В: А воздух выходит свободно? ( нет.)
В: Что ему мешает? (губы.)
3) Характеристика звуков.
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
( согласными.)
В: Значит, звуки [М] и [М'] какие? (согласные)
В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как звенит голос?
В: Значит звуки [М] и [М'] какие? (звонкие.)
В: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?( синим.)
В: А мягкие? (зеленым.)
В: Вот посмотрите на наших помощников Звуковичков. У синего Звуковичка, что лежит в кармашке? (рисунок с машиной.)
В: Какой первый звук в этом слове?( [М])
В: А значит звук [М] какой?( твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.)
В: А у зеленого Звуковичка , что нарисовано на кармашке? (Мяч.)
В: Какой первый звук?
В: Он какой твердый или мягкий? ( Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.)
В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М'] какие?
( Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.)
4) Игры на развитие фонематического слуха
А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый - мягкий»
У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.
Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)
Мишка Микки: А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М. (морковь, помидор.)
- Назовите фрукты и ягоды с этими звуками. (смородина, мандарин, малина, лимон.)
- А теперь назовите весенние месяца со звуком М. ( март, май.)
В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет?»
В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(дети берут карточки и цветные квадратики)
В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки).
5) Физкультурная минутка.
Игра с мячом «Один-много со звуком «М» (на слуховое восприятие)
6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной).
- Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? ( Буква.)
- Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?
Сколько в ней элементов?
Сложите её из палочек.
А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
А ещё нам нужно поселить её в свой домик. Скажите, в каком домике она будет жить?
(В синем.)
7) Чтение слогов по слоговой таблице.
Ф: Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой.
А А
О О
М У У М (индивидуально, хором)
IV. Работа в тетради.
В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.
(пальчиковая гимнастика)
В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М. (показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М.
V. Звуко – буквенный анализ.
В: Ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире? (МАМА)
В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.
(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)
В: А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.
VI. Итог. Обобщение.
Мишка: Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Мне у вас очень понравилось. Но мне пора прощаться с вами и спешить к своим лесным друзьям. Я обязательно к вам ещё не раз приду. До свидания!
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Звук [о] и буква Оо »
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИТема: «Звук [о] и буква Оо »...
конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г
Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по основам грамотности Тема: «Звук Р и буква Р»
Обучение грамоте. Звуки и буквы "Р"...
Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки [х], [х`]. Буква Х"
Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. На занятии дети знакомятся со звуками [х], [х`], их акустико-артикуляционной характеристикой, учатся выделят...
Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Занятие для детей с общим недоразвитием речи, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и подготовку к обучению грамоте....